Редколонка / январь 2014
Мониторинг для регионов

Рустем Ибрагимов: "В ходе своей работы мы пришли к пониманию, что рынок IT-решений для госсектора сегодня готов для полноценного, комплексно упакованного решения"
Рустем Ибрагимов
заместитель генерального директора "БАРС Груп"
© ComNews
16.01.2014

Устойчивое развитие региона зависит от способности власти осуществлять стратегическое управление. Как правило, региональные власти заинтересованы в том, чтобы повысить конкурентоспособность региона, снять управленческие и ресурсные ограничения, а также привлечь к этому процессу население, общественность, бизнес. Немаловажную роль здесь играют системы мониторинга.

Традиционно подобные системы мониторинга именуются ситуационными центрами. Это очень большие и дорогостоящие проекты, даже с точки зрения приобретения оборудования: сетевая инфраструктура, ЦОДы, большие экраны и т.д.

Но, как ни печально это признавать, актуальной и полезной информации на этом оборудовании зачастую нет. Нет живой картинки: отображения архива, статистики, аналитики, телеметрии, ГИС-визуализации, не заложен инструментарий локализации. Зачастую ситуационный центр превращается в средство видеоконференцсвязи, но никак не в инструмент комплексного социально-экономического мониторинга.

В ходе своей работы мы пришли к пониманию, что рынок IT-решений для госсектора сегодня готов для полноценного, комплексно упакованного решения. Мы называем его региональный мониторинговый центр. Что он собой представляет?

Это набор взаимосвязанных модулей, который решает одну общую задачу – повысить эффективность принимаемых решений на разных уровнях управления, начиная от специалистов (аналитиков) и заканчивая уровнем топ-менеджмента региона.

Прежде всего, этот инструмент, который поможет автоматизировать процесс принятия решения от момента зарождения информации до использования ее в целях реагирования на ту или иную ситуацию, должен быть максимально простым и понятным для рядового сотрудника. Основной его функциональный модуль - общее хранилище данных, которое сопрягается с существующими отчетными системами (к примеру, система анализа финансово-хозяйственной деятельности, система госзакупок, казначейского исполнения и др.). Автоматическое попадание в хранилище информации из разных учетных систем благодаря инструментам ETL минимизирует присутствие человека. 

Большой плюс также и в том, что использование данных напрямую из систем снижает риск расхождения показателей статистической и ведомственной отчетности. Чтобы не получать только лишь фотоснимок состояния региона, необходимо дополнение подсистемами. Во-первых, это подсистема аналитической обработки информации, которая поможет разложить развитие ситуации "по полочкам", найти определенные негативные факторы, которые, возможно, воздействуют на динамику показателей.  Во-вторых, подсистема управления задачами. Ее назначение в том, что при нахождении отклонений или тревожных сигналов участники центра могли бы сформировать определенные поручения исполнителям и контролировать реализацию задач.

Например, мы увидели, что в каком-то муниципальном образовании земельный налог поступает не в полном объеме. Руководителю соответствующего субъекта дается поручение разобраться в причинах (имело ли место сокрытие или не сформирован кадастр земельных участков). Наша система должна позволить не только найти расхождение, но и принять управленческое решение и контролировать ситуацию онлайн.

Отдельный модуль - модуль визуализации. Структура центра должна быть очень легко масштабируема, просто подключаться к любой системе, не вызывая проблем с обработкой имеющейся информации.

Обязательным элементом центра должна стать ГИС. Практика показывает, что не всегда плоское моделирование помогает найти решение на злободневные вопросы. Геоинформационные системы позволяют быстро определять влияние пространственных факторов, причинно-следственные связи, выявлять очаги проблем, зоны концентрации при помощи наглядного картографического представления. Оптимальным, безусловно, является комплексное использование этих методов.

Важно, чтобы получение информации от фактических показателей увязывалось со стратегией и целевыми программами развития региона. Как правило, подобные целевые программы имеют целый набор индикаторов эффективности. Сбор KPI топ-менеджмента субъекта должен быть встроен в текущую работу, а показатели вращаться в одном информационном пространстве. Фактически мы должны получить определенную карту показателей, которая закладывает ориентиры развития регионов на перспективу. Мониторинговый центр может также стать инструментом для формирования рейтингов субъектов страны по определенным показателям (уровень благосостояния граждан, коррупционные правонарушения и др.). 

Помимо своевременного получения актуальной информации социально-экономической ситуации в регионе для принятия управленческих решений, система решает еще одну большую задачу. Она связана с раскрытием информации для граждан, бизнеса, экспертного сообщества. Это отлично вписывается в концепцию Открытого правительства. 

Безусловно, успешное внедрение подобных систем невозможно без политической воли.

 

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты