Новости / февраль 2014
"Гонца" оставят на орбите

© ComNews
04.02.2014

Списанная Роскосмосом спутниковая система связи получит финансирование от Минтранса.

Низкоорбитальная система связи "Гонец", которую совсем недавно собирались вычеркнуть из федеральной космической программы (ФКП), как устаревшую и не пользующуюся спросом, получит новую жизнь под крылом Минтранса. Решение было принято по результатам научно-исследовательской работы и полевых испытаний, проведенных летом-осенью прошлого года.

"Результаты работы показали, что возможности системы "Гонец" могут быть эффективно использованы для решения задач, направленных на достижение целевых индикаторов Транспортной стратегии РФ до 2030 года и обеспечения работы системы "ЭРА-ГЛОНАСС", на территориях, не покрытых сотовой связью", — доложил замминистра транспорта Алексей Цыденов вице-премьеру Дмитрию Рогозину в письме, копия которого есть в "Известиях".

Первые средства от Минтранса "Гонец" должен получить уже в этом году.

— Нами запланировано проведение в этом году несколько опытно-конструкторских работ (ОКР), связанных с использованием возможностей низкоорбитальной группировки, — пояснил Алексей Семенов, директор департамента программ развития Министерства транспорта РФ. — В условиях ОКР мы не можем указать конкретную систему, это было бы нарушением закона. Но выбор низкоорбитальных спутниковых группировок у нас небольшой. Мы в прошлом году провели анализ всех систем спутниковой связи, которые действуют на территории РФ. Оказалось, что в северных и приполярных широтах наиболее эффективны "Гонец" и Iridium. Но Iridium система американская, а перед нами стоит задача обеспечения как навигационного, так и телекоммуникационного суверенитета.

В офисе "Гонца" уточнили, что темой одной из первых ОКР по линии Минтранса станет формирование нормативной базы для внедрения "Гонца" на определенные виды транспорта. Идея в том, чтобы дополнить терминалы ЭРА (с 2017 года все новые автомашины, которые пускаются в обращение на территории стран Таможенного союза, должны иметь встроенный терминал ЭРА) спутниковым каналом. Чтобы автоматический сигнал об аварии мог быть передан в диспетчерский центр в том случае, если с авто случились неприятности в месте, где у сотовых сетей нет охвата.

— ЭРА не будет работать там, где нет сотовой связи, а ведь ее нет на 90% территории, — отмечает Семенов. — Мы докладывали об идее интеграции ЭРА с "Гонцом" Рогозину — получили поддержку. Обсуждали этот вопрос с главой Минкомсвязи Николаем Никифоровым, главой Роскосмоса Олегом Остапенко — все эту идею поддержали.

В 2012 году Роскосмос думал о закрытии "Гонца". Обсуждая возможные пути коррекции ФКП, космическое ведомство было готово пожертвовать этой системой, хотя значительной экономии это бы не дало. Каждый аппарат "Гонец-М" стоит бюджету 239,5 млн рублей, что относительно недорого. Конверсионная ракета-носитель "Рокот" в ценах 2013 года стоит 447 млн рублей, пусковые услуги — 175 млн рублей. В 2012 году было принято решение пока не финансировать создание спутников нового поколения "Гонец-М1". Компанию отдали под управление молодому менеджеру Дмитрию Баканову, пришедшему из телекоммуникационного рынка. Возглавлявший в то время Роскосмос Владимир Поповкин тогда прямо сказал журналистам: если новый руководитель сможет сделать компанию коммерчески состоятельной, то она будет жить.

Изначально "Гонец" — военная система связи, задуманная как помощь разведке для передачи информации с компактных устройств. Сейчас "Гонец" управляет шестью спутниками, в будущем орбитальный флот предполагается довести до 14 аппаратов — чтобы время доставки сообщений (длиной до 256 символов) между абонентами снизилось до нескольких минут.

Александр Гурко, глава некоммерческого партнерства ГЛОНАСС, считает, что интеграция с "Гонцом" позволит повысить экспортную привлекательность системы "ЭРА-ГЛОНАСС":

— Использование "Гонца" делает ее независимой от наземных сетей. Планируется интегрировать абонентские терминалы ЭРА-ГЛОНАСС (они сейчас работают через сети GSM) и "Гонец", чтобы обеспечить передачу информации из одной системы в другую, — пояснил он.

Поскольку утвержденный Таможенным союзом техрегламент транспортных средств предусматривает интеграцию в автомобили бортовых систем, передающих информацию именно по GSM-каналам, планируется, что в ближайшее время интегрированное двухмодовое оборудование GSM — "Гонец" будет применяться в качестве дополнительного. Его будут ставить на транспортные средства, передвигающиеся в тех зонах, где сотовой связи нет.

По словам представителя "Гонца", на II квартал этого года запланирован запуск еще трех новых спутников. В конце весны также должен быть утвержден облик перспективного аппарата, исполненного с учетом использования системы в транспортном комплексе.