Даниил Сидоров
© ComNews
14.02.2014

Законопроект "О почтовой связи", который в декабре правительство внесло в Госдуму, не соответствует разработанной стратегии развития "Почты России" и ориентирован на дотационную модель, утверждают источники на рынке. Сама компания признает необходимость нового закона, но считает, что он требует доработки.

Об этом рассказали ComNews несколько представителей отрасли. По словам одного из них, законопроект не только не решит проблему неконкурентоспособности предприятия на рынке, но и усугубит ее. В частности, документ вводит разделение услуг универсальной и курьерской почтовой связи, при этом "Почта России" не сможет работать по рыночным тарифам не только в первом, но и во втором случае. "Нельзя делать социальную нагрузку по рыночным услугам, - утверждает он. – Это убьет "Почту" через год-полтора".

Другой источник дает более сдержанную оценку – пять лет, но при этом подчеркивает, что закон невыгоден и конкурентам "Почты". Понятие "услуга курьерской почтовой связи" в нем определено размыто – как "услуга почтовой связи, включающая в себя пересылку регистрируемых почтовых отправлений… оказываемая оператором курьерской связи на основании возмездного договора". Под эту категорию, по его мнению, могут попасть самые разные услуги – от доставки суши из ресторана до перевозки мебели и донорских органов, и в каждом случае компании-перевозчику придется получать лицензию.

"Очевидно, что существующий закон "О почтовой связи" устарел, - поясняет представитель пресс-службы ФГУП "Почта России". - Он был принят в 1999 году и уже не соответствует современным реалиям". На его взгляд, новый закон – это значительный шаг вперед, однако его проект требует серьезных доработок.

По мнению представителя компании, существующая редакция закона не дает возможности реализовать стратегию развития предприятия, представленную в правительство осенью прошлого года. "Непонятно, почему у "Почты" прописано огромное количество обязанностей и каждое ее действие, даже на конкурентных рынках, регулируется государством, - обращает внимание он. - Альтернативным операторам, наоборот, предоставляются огромные права". Например, уже сегодня массовая рассылка писем попадает в регулируемый сегмент "письменная корреспонденция", который не регулируется для остальных игроков.

"Если в перспективе подобным образом будут регулироваться все услуги, которые оказывает "Почта России", то ей останутся лишь нерентабельные сектора рынка, неинтересные другим участникам, - замечает представитель "Почты". – Скажем, абсолютно нерентабельное оказание услуг на Крайнем Севере, предоставление почтовых услуг сельскому населению".

Еще один источник на рынке обращает внимание, что в законопроекте отсутствует понятие специальной почтовой связи. "Упущено регулирование связанных с этим понятием соответствующих вопросов", - говорит он. Среди них собеседник ComNews назвал право на использование специальных средств и оружия, порядок действий операторов почтовой связи в отношении почтовых отправлений и почтовых переводов, которые невозможно доставить, а также перевозку почтовых отправлений, содержащих относящиеся к государственной тайне сведения и предметы, драгоценные металлы и драгоценные камни. Соответствующие нормы не включены в законопроект, механизм их дальнейшего регулирования не предложен, подчеркивает источник.

По мнению почтового оператора, в законе необходимо уточнить, что социально направленные услуги и соблюдение конституционных прав граждан, закрепленные за "Почтой России", регулируются государством, а на рыночных сегментах почта должна иметь право самостоятельно развиваться и реагировать на быстро меняющиеся рыночные условия.

Представитель компании DPD, работающей на рынке грузоперевозок и курьерской доставки, отметил, что в самом термине "услуга курьерской почтовой связи" "нет ничего плохого". "Главное -  что за этим стоит, какие реальные права и обязанности будут у операторов этой связи, - поясняет он. - Мы и сейчас обязаны иметь лицензии (по регионам страны) на оказание услуг почтовой связи". По его мнению, принципиальный посыл закона - развитие конкуренции на рынке почтовых услуг – должен "найти реализацию в конкретных статьях".

Пресс-служба Минкомсвязи вчера комментариев не предоставила. Ранее замминистра Михаил Евраев отмечал, что в ходе обсуждения в Госдуме законопроект может быть серьезно изменен.

Представители команды Николая Никифорова, назначенного главой Минкомсвязи в мае 2012 г., с самого начала говорили о необходимости создания нового закона "О почтовой связи". Министерство планировало внести его в парламент еще в марте 2013 г., но срок неоднократно сдвигался из-за многочисленных согласований. В результате Кабинет министров внес законопроект на рассмотрение Госдумы 27 декабря (см. новость ComNews от 23 декабря 2013 г.). По информации ComNews, 20 февраля документ обсудит на заседании Комитет палаты по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Одновременно с законопроектом Минкомсвязи и "Почта России" разрабатывали стратегию развития предприятия. Два раза вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве отрасль связи, возвращал ее на доработку в министерство. Третью версию стратегии правительство в общих чертах одобрило (см. новость ComNews от 19 ноября 2013 г.), но отложило ее окончательное рассмотрение до 15 марта, попросив ведомство Николая Никифорова представить несколько дополнительных документов.