Сергей Белоусов, генеральный директор Acronis
13.03.2014

Сергей Белоусов, стоявший у истоков компаний Falcon Computers, Rolsen и Parallels, а также венчурных фондов Runa Capital и Quantum Wave Fund, в 2013 году вернулся на пост генерального директора Acronis, соучредителем и главой которой стал десять лет назад. В интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику он рассказал о планах Acronis – ​производителя решений для резервного копирования, аварийного восстановления и защиты данных, а также корпоративных решений для управления данными на мобильных устройствах.

– ​Как возникла Acronis?

- У нее долгая предыстория. На заре 1990‑х годов я начинал с работы в бизнесе по сборке компьютеров, а в 1994 году вместе с партнером открыл компанию Falcon Computers, которая была одним из первых в России производителей компьютеров и серверов. Позднее, продав Falcon Computers, мы организовали фирму Rolsen, ставшую крупным производителем телевизоров и другой домашней электроники, с оборотом более $500 млн в год и штатом свыше 3 тыс. человек.

В 1996 году я создал в Сингапуре компанию Solomon Software SEA, занимавшуюся доработкой и дистрибуцией американской ERP-системы Solomon IV в Юго-Восточной Азии. В июне 2000 года мы продали Solomon Software другой компании – ​Great Plains Software, а в конце того же года объединенный бизнес был куплен корпорацией Microsoft за $1,1 млрд. Microsoft переименовала Solomon IV в Microsoft Dynamics SL, продолжая развивать и продвигать этот продукт.

В 1999 году в Сингапуре у нас было более 50 инженеров, разрабатывавших сложные программные проекты. В 2000 году мы основали компанию SWsoft, идея которой была в упрощении для разработчиков традиционного ПО задачи перехода на модель application service provider.
В основе этого проекта лежали созданные нами технологии контейнерной виртуализации, известной под названием Virtuozzo, и автоматизации полного цикла предоставления услуг для сервис-провайдеров. К слову, разработанные тогда идеология и высокоуровневая архитектура опередили свое время и практически без изменений сохранились в наших современных облачных продуктах. В 2003 году мы выделили бизнес, связанный с хранением данных, в отдельную компанию – ​Acronis.

- Какова была ваша роль в новой компании?

- Я стал в Acronis основным акционером и председателем совета директоров, хотя и не операционным директором. Параллельно оставался председателем совета директоров в SWsoft, которая в конце 2007 года сменила название на Parallels. В 2006‑2011 годах возглавлял Parallels, а в 2011 году выступил соучредителем двух венчурных фондов – ​Runa Capital и Quantum Wave Fund, посвятив им следующие два года. В 2013 году я вернулся в Acronis, став ее генеральным директором. Ныне это высокоприбыльная компания и крупнейший мировой игрок в сфере решений для резервного копирования и аварийного восстановления данных компьютеров, рабочих станций и серверов.

- Сколько человек работает в Acronis и где она зарегистрирована?

- Компания зарегистрирована в Швейцарии. У нас 18 офисов по всему миру, и в общей сложности мы продаем ПО на 14 языках в 180 странах. Самые крупные офисы – ​в Москве, Мюнхене и Бостоне. Всего в Acronis около 650 сотрудников, 350 из которых находятся в России (в основном разработчики). До недавнего времени мы вели всю разработку исключительно в России, но сейчас около 10 % этих функций переведено в США.

- Почему вы отдаете предпочтение разработчикам из России?

- Здесь мы можем набрать самых лучших. Высококлассных специалистов совсем немного, и выбор места работы на отечественном рынке у них невелик: не больше пяти компаний с большими и сильными инженерными командами. В России мощная математическая и научная школа с более чем трехсотлетней историей, не случайно российские программисты регулярно выигрывают различные международные соревнования.

- Как вы оцениваете объем рынка, на котором работает Acronis, и какие перспективы видите для компании?

- Размер мирового рынка продуктов для резервного копирования, аварийного восстановления и хранения данных составляет около $30 млрд. Данных с каждым годом все больше, их необходимо хранить и защищать и при этом иметь к ним удобный и эффективный доступ. Так что у Acronis огромные возможности для развития. Мы уже известны во всем мире, являемся лидерами рынка в немецкоязычной Европе и Японии. Более 5 млн пользователей купили наш потребительский продукт Acronis True Image, более 300 тыс. компаний во всем мире пользуются нашими решениями для защиты данных. Acronis быстро растет и в перспективе имеет все шансы стать многомиллиардным бизнесом с капитализацией не меньше или даже больше, чем у "Яндекса". Acronis, Kaspersky и Parallels – ​три самые крупные софтверные компании, ведущие разработки в России.

- Кто основные конкуренты Acronis?

- Однозначного лидера на этом рынке нет. Соперничать приходится скорее со стереотипом об отсутствии необходимости резервного копирования. Между тем возможностей потерять данные очень много: ошибки пользователей, потеря или кража компьютера, вирусы, сбои программного или аппаратного обеспечения, природные и техногенные катастрофы. Даже если данные хранятся на удаленном публичном сервере, их можно потерять.

Я помню, как в 1995 году у нас в Rolsen "упал" сервер с бухгалтерией. Из-за этого мы не сдали вовремя финансовую отчетность, что помешало нам пройти аудит PricewaterhouseCoopers. В результате этой истории мы не смогли получить кредит и закупить необходимые комплектующие для производства. В те годы я сам не предполагал, что проблемы в бизнесе могут возникнуть из-за "падения" сервера, мы скорее опасались бандитов, чиновников или банальной кражи.

- С какими именно данными работает Acronis?

- Видов данных великое множество: пользовательские установки, cookies, пароли, драйверы, настройки, сетевые подключения Wi‑Fi, истории программ типа Skype или браузеров, ссылки, папки и так далее. При потере часть из них либо не подлежит восстановлению (как сгоревший манускрипт), либо требует для восстановления слишком много времени. А это не очень приятно, если вспомнить, что продуктивная часть жизни человека в среднем составляет всего 150-200 тыс. часов.

- Чем продукт Acronis отличается от других систем резервного копирования?

- Мы делаем полное резервное копирование системы, так что в момент восстановления пользователь может сразу начать работу в исходной среде, как будто ничего не произошло. При этом для создания резервной копии не нужно прерывать текущую работу. Продукты Acronis можно использовать и для перемещения между устройствами: сделать резервную копию системы на одном компьютере, а восстановить – ​на другом. Наше ПО простое в использовании и сравнительно недорогое. Часы, что обычно уходят на восстановление "упавшего" компьютера, зачастую стоят дороже, не говоря о цене безвозвратно потерянных данных.

Кроме того, у наших крупных конкурентов вроде Symantec портфель продуктов состоит из решений, купленных в разное время у разных компаний, тогда как все наши программы написаны в Acronis и полностью совместимы между собой. Наконец, у нас есть несколько десятков уникальных технологий, которые значительно превосходят разработки конкурентов, – ​например, технологии активного восстановления и восстановления на "железе", отличном от исходного.

- Как же организовано резервирование: локально или в облако?

- Доступны обе опции: и резервное копирование на внешний носитель, и хранение в облаке. Во втором случае пользователь может даже не задумываться, где хранится копия, – ​она в надежном месте. Мы также готовимся предложить копирование в частные облака, созданные различными провайдерами, а значит, клиент сможет выбрать партнера, которому доверяет больше всего.

- Acronis строит дата-​центры?

- Наше оборудование установлено в независимых ЦОДах в США, Европе и Азии. Есть множество клиентов, использующих для хранения резервных копий собственные дата-центры. Наши решения позволяют клиенту выбрать оптимальный вариант. Со временем все больше клиентов будут хранить данные в облаках, потому что это удобно и надежно: не требуется создавать свою инфраструктуру, данные физически находятся в другом месте и им даже потоп не страшен.

- Какие рынки для Acronis стратегически важны?

- У нас успешно идут продажи в более чем 100 странах, однако мы особенно сильны в Германии и Японии. Одним из ключевых рынков для нас стала и Россия. До сих пор, при американской управленческой команде, на Россию приходился 1 % оборота Acronis, но за ближайшие три года мы собираемся вырасти здесь в десять раз. У нас есть все шансы стать на российском рынке не менее успешными, чем Kaspersky.

- За счет чего вы собираетесь совершить такой рывок?

- За счет профессиональной команды. Летом 2013 года мы наняли на пост руководителя бизнеса в России и СНГ Сергея Мальгина, который ранее отвечал за Северо-Западный регион в российском подразделении Microsoft. Мы связываем с ним большие надежды. Сергей уже набрал сильную команду и приступил к активному развитию бизнеса. При этом в России, как и во всем мире, Acronis продвигает продукцию через партнеров: мы сфокусированы главным образом на технологиях, меньше – ​на продажах и маркетинге. К тому же на российском рынке у нас есть большое преимущество перед крупными международными игроками: наша инженерная команда находится здесь и может быстрее дорабатывать продукты для нужд местных заказчиков.