© ComNews
12.03.2015

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в рамках проекта ведомственного приказа, устанавливающего порядок подтверждения соответствия национальной продукции СМИ требованиям закона "О рекламе", предложила рассчитывать долю отечественного контента исходя из времени вещания канала в течение суток.

Соответствующий проект ведомственного приказа опубликован на портале Regulation.gov.ru и сейчас проходит публичное обсуждение. Согласно документу, проект по расчету доли отечественного контента затрагивает около 1400 телеканалов.

Напомним, что Федеральный закон, несколько смягчивший ранее принятые нормы в отношении рекламы на платных телеканалах, вступил в силу в феврале 2015 г. Сейчас рекламу можно показывать на платных телеканалах, если не менее 75% своего эфира они наполняют отечественным контентом, или, как определяется в законе, "национальной продукцией СМИ" (см. новость ComNews от 5 февраля 2015 г.).

"В случае выявления нарушения закона "О рекламе", в том числе в случае распространения рекламы на платном или кодированном канале, на котором национальная продукция СМИ составляет менее 75%, виновные лица привлекаются к административной ответственности. Для юридических лиц размер штрафа составляет от 100 тыс. до 500 тыс. руб.", - уточнила в разговоре с репортером ComNews заместитель начальника управления рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. 

Некоторые игроки ТВ-отрасли считают, что предложение рассчитывать долю отечественного контента исходя из объема суточного вещания канала - это дополнительное ограничение на построение программной сетки для телеканалов. Лучше проводить расчеты доли национального контента на платных телеканалах исходя не из суточного объема вещания, а недельного или месячного.

"Если рассчитывать долю национального контента исходя из недельного объема вещания, как это предлагают некоторые эксперты рынка, то это дало бы больше возможностей для маневра программным директорам. И на идею развития производства национального контента никак не повлияло бы", - заметил в беседе с ComNews генеральный директор ЗАО "Первый ТВЧ" Николай Орлов.

В то же время это не самое жесткое ограничение по сравнению с самим фактом фиксации процента национального контента на уровне 75%, добавил Николай Орлов. "Мне кажется, что логичным было бы ввести ступенчатое повышение этого процента через какие-то значительные промежутки времени - к примеру, от 50% до 75%. Такое постепенное повышение процента, на мой взгляд, значительно больше стимулировало бы телеканалы вкладывать средства в производство национального ТВ-продукта", - рассуждает Николай Орлов.

По словам вице-президента Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаила Силина, с учетом практики формирования сетки вещания и присущей ей периодичности, использование суточного принципа расчета вполне оправданно и даже естественно. Вместе с тем такая система учета потребует ежедневных расчетов с формирования ежедневных справок, предупредил Михаил Силин.

"Может быть, было бы проще готовить такие отчеты на ежемесячной основе. Это, кстати, позволит учесть особенности календаря. Например, в дни федеральных праздников доля российского контента может увеличиваться, позволяя в другие дни несколько поднять долю зарубежного контента, сохраняя среднемесячные пропорции. Однако кажется, что все это - несущественные моменты, не влияющие на картину в целом", - резюмировал в беседе с ComNews Михаил Силин.

По словам Татьяны Никитиной, по итогам проведения на портале Regulation.gov.ru публичного обсуждения проекта ведомственного приказа, он может быть доработан с учетом поступивших замечаний и предложений. 

Кроме того, ФАС в предложенном к обсуждению документе дает разъяснение того, что понимается под отечественным контентом ("национальной продукцией СМИ"). Ранее у представителей вещательной отрасли возник ряд вопросов по трактовке понятия отечественного контента (см. новость ComNews от 3 февраля 2015 г.).

Согласно документу ФАС, отечественным контентом признается продукция на русском языке или других языках народов России либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского СМИ), которая произведена гражданами РФ или зарегистрированными на территории страны организациями, по заказу телеканалов. Также под национальным контентом подразумевается та продукция, в производство которой российские инвестиции составляют не менее чем 50%.

"В качестве национальной продукции средства массовой информации признается также продукция СМИ, созданного в соответствии с международными договорами РФ, - говорится в документе. - Не признается производством национальной продукции СМИ деятельность по переводу, дублированию, субтитрированию продукции зарубежного средства массовой информации".

По словам Николая Орлова, по сравнению с текстом поправки к закону "О рекламе" ничего революционного в проекте приказа ФАС нет. "Пожалуй, единственное важное положение - это разъяснение статуса творческого наследства времен СССР, которое тоже отнесено к национальному продукту", -  добавил Николай Орлов.

"Самое сомнительное положение - изготовление контента за рубежом по заказу российских СМИ. Причем возможно совместное производство с российской долей в 50%. На мой взгляд, это противоречит идее поправки, которая декларирована как стимул для развития производства национального контента. Скорее всего, это положение принято под какие-то конкретные проекты какой-то крупной российской медиагруппы. Но это положение определяется не приказом ФАС, а текстом самой поправки к закону. Подозреваю, что в этой части как раз и возможны юридические лазейки", - заключил Николай Орлов.

Кажется, что предложенный подход ФАС достаточно понятен и разумен, насколько вообще можно говорить о разумности обсуждаемых ограничений, сказал Михаил Силин. "Представляется, что достаточным условием является наличие более 50% инвестиций российского происхождения, а откуда контент - уже не так важно. Но раз закон принят, необходимо установить какие-то правоприменительные нормы. И в этом смысле предложенный ФАС подход кажется вполне нормальным", - заметил Михаил Силин.

По его мнению, наверняка вещатели найдут юридические лазейки и в некоторых случаях увеличат фактическую долю зарубежного контента. Однако Михаил Силин не думает, что это каким-то существенным образом повлияет на развитие рынка.

"То, что антимонопольная служба представила свое понимание определения отечественного телевизионного контента, несомненно, важный шаг. По крайней мере, у игроков рынка теперь есть представление о том, что такое отечественная и зарубежная видеопродукция. С таким подходом будет легче навести порядок на телевизионном рынке, который сегодня переживает непростые времена из-за поправок в рекламное законодательство, определить правила игры, создать условия для формирования инвестиционного климата", - заметил представитель компании "Акадо Телеком".