Новости / апрель 2015
Сотрудничество с "Вымпелкомом" и "Мегафоном" "Связному" выгоднее, чем с МТС

Мария Буравцева
Валерий Кодачигов
23.04.2015

 "Связному" выгоднее продавать контракты "Вымпелкома" и "Мегафона", вернувшихся в его розницу с 1 апреля 2015 г., чем sim-карты МТС.

Об этом заявил гендиректор "Связного" Майкл Тач. В частности, потому, что в отличие от МТС два других оператора сотовой "большой тройки" заплатили ему аванс за подключение абонентов, объяснил он. После возвращения этих двух операторов в сеть "Связного" в 2015 г. продажи sim-карт МТС и ее доля снизятся, прогнозирует Тач. По его словам, во второй половине 2013 г. – 2014 г. МТС была единственным присутствовавшим в сети ритейлера оператором "большой тройки", продажи двух других операторов были номинальными, говорит Тач.

В конце 2012 г. "Мегафон" вместе с его основным акционером, компанией Garsdale Алишера Усманова, купил 50% "Евросети" (другие 50% у "Вымпелкома"). А в середине 2013 г. они прекратили продавать в "Связном", конкурирующем с "Евросетью", свои sim-карты и принимать через него платежи за свои услуги. В конце 2014 г. в "Связном" сменился акционер – вместо Максима Ноготкова группой завладели структуры Олега Малиса. А в начале апреля 2015 г. "Вымпелком" и "Мегафон" вернулись в "Связной". Вскоре после этого МТС объявила, что в 2015 г. увеличит розничную сеть на 10–14%, т. е. на 300–400 салонов. Представитель МТС Дмитрий Солодовников говорит, что это решение было принято еще до возвращения в "Связной" конкурентов.

По данным "Связного", в 2014 г. в его салонах было продано около 10 млн sim-карт, большая часть из которых – МТС. Примерно столько же "Связной" планирует продать и в 2015 г. Тач не назвал условия договоров с "Вымпелкомом" и "Мегафоном", а также долю их вознаграждения в выручке розничной сети (в целом по группе компаний в 2014 г. без НДС она составила 111 млрд руб.). Представители "Мегафона" и "Вымпелкома" не комментируют условия сотрудничества. "Связному" платится сумма, примерно равная стоимости привлечения абонента (SAC), утверждает источник, близкий к одному из этих операторов.

По условиям разделения доходов "Связной" получает определенную долю от суммы, которую абонент тратит на связь ежемесячно в течение периода наблюдения, объясняет представитель "Связного" Мария Заикина. В случае "Вымпелкома" и "Мегафона" эта сумма просто выплачивается авансом.

Уходя из "Связного", совладельцы "Евросети", возможно, надеялись, что в результате положение "Связного" на рынке ухудшится, а вместе с ним снизятся и продажи контрактов МТС, единственного из оставшегося в этой розничной сети операторов "большой тройки", рассуждает аналитик "Открытие капитала" Александр Венгранович. Но итоги 2014 г. показали, что это была ошибка: МТС вместе со "Связным" (в "Евросети" ее контракты не продаются с мая 2013 г.) подключила больше абонентов, чем каждый из конкурентов, отмечает он. Возвращение "Мегафона" и "Вымпелкома" в "Связной" может размыть продажи не только контрактов МТС, но "Т2 РТК холдинга" (бренд Tele2) в первую очередь в Москве, где оператор планирует начать работу уже в этом году, считает Венгранович.

Небольшой спад продаж контрактов Т2 РТК через розницу "Связного" произошел в IV квартале 2014 г., рассказывает представитель оператора Константин Прокшин. Он объясняется тем, что требования Т2 РТК к подключаемым абонентам и уровню SAC строже, чем у конкурентов. Из-за этого "Связному" было выгоднее продавать sim-карты других операторов, считает Прокшин. По его словам, Т2 РТК делает ставку на продажи через монобрендовую розницу – 44% всех подключений сейчас приходится на нее, отмечает он.

Представитель "Евросети" Ульяна Смольская считает, что возвращение в "Связной" "Вымпелкома" и "Мегафона" не повлияет на продажи ее компании. Представители "Вымпелкома" и МТС отказались от комментариев. Представитель "Мегафона" не ответил по сути заданных "Ведомостями" вопросов.