Елизавета Серьгина
13.05.2015

"Евросеть" запускает новый финансовый проект: в ее салонах теперь можно открыть и пополнить банковский депозит, рассказал "Ведомостям" президент компании Александр Малис.

Работает новая услуга следующим образом. Покупатель оформляет бесплатно карту "Евросети" "Кукуруза" MasterCard или использует уже имеющуюся. К ней привязывается счет в банке – партнере "Евросети" по проекту. При помощи той же "Кукурузы" клиент может снять деньги со счета, также он может пополнять депозит через салоны "Евросети".

Пока партнер "Евросети" в новом проекте лишь один – Первобанк, говорит представитель ритейлера Ульяна Смольская. Рублевые вклады привлекаются на год под 10% годовых. Компания тестировала услугу в течение двух недель в нескольких крупных городах, сказала Смольская: за это время она заключила около 40 000 договоров на открытие депозита. Но, уточняет она, компания рассчитывает, что в будущем к проекту подключатся новые банки.

Это масштабный проект для "Евросети", вопрос подключения других банков зависит только от скорости их технической интеграции в проект, а очередность подключения уже расписана на ближайшее время, подтверждает Малис. Он рассказывает, что соглашение с банком-партнером предусматривает выплату "Евросети" комиссии за привлечение клиентов. Ее размер Малис не раскрывает. Но по итогам года он ожидает, что депозиты будут формировать около 7% выручки от всех финансовых услуг.

"Евросеть" оказывает финансовые услуги с 2008 г. Самая популярная – выдача потребительских нецелевых кредитов. Партнеры "Евросети" – Альфа-банк, "Тинькoфф", "Ренессанс кредит", "Банк хоум кредит", "ОТП банк". В структуре выручки финансовые услуги "уже превысили доходы от сотовых операторов", говорит Малис. Но точные цифры он называть не стал. Сама "Евросеть" по итогам 2013 г. раскрывала лишь чистую прибыль – 2,3 млрд руб. По данным "СПАРК-Интерфакса", выручка ООО "Евросеть ритейл" – основной операционной компании "Евросети" – в 2013 г. составила 79,13 млрд руб.

У "Связного" доля финансовых услуг в валовой прибыли превысила доходы от платежей операторов еще в 2013 г., говорит представитель сети Мария Заикина. Такое распределение доходов позволяет ритейлеру быть стабильным даже в условиях значительных колебаний рынка и сокращения продаж различных категорий портативной электроники, сказала она.

Исторически основным источником дохода для всей сотовой розницы были многомиллионные контракты с операторами: "Евросеть" и "Связной" брали на себя обязательства продать определенное количество sim-карт или обеспечить определенный процент продаж через свою розницу, получая за это крупные авансовые платежи от операторов. Но ситуация поменялась после того, как сотовые компании построили собственные розничные сети, а "Вымпелком" и "Мегафон" стали совладельцами "Евросети". В 2012–2013 гг. операторы стали массово отказываться от практики выплаты авансовых платежей и перешли на выплату комиссий с каждого привлеченного абонента. А размер вознаграждения зависел от того, насколько активно абонент пользуется услугами операторов.

Председатель правления Первобанка Андрей Гончаров говорит, что банку проще и дешевле работать через партнеров, чем выстраивать собственную инфраструктуру. "Евросеть" банк выбрал как крупнейшего игрока, с самым большим количеством салонов и серьезным опытом работы в сфере финансовых услуг. "Это самый качественный способ быстро привлечь клиентов", – сказал Гончаров. Альфа-банк доволен сотрудничеством с "Евросетью", говорит директор по развитию бизнеса потребительского кредитования и стратегических партнерств этого банка Дмитрий Жиздюк. Впрочем, считает он, факт превышения доли финансовых услуг над доходами от платежей операторов в структуре выручки "Евросети" вряд ли заслуга именно банков. Сегмент кредитования из-за кризиса падает. Представитель "Тинькофф" также сообщил, что банк доволен сотрудничеством с "Евросетью". Сейчас у "Тинькофф" нет необходимости в новых каналах привлечения депозитов. Существующие работают эффективно, кроме того, у банка накоплен высокий уровень ликвидности, при этом в банке не исключили возможности партнерства по данному продукту в будущем.