Олег Сальманов
Елизавета Серьгина
10.07.2015

Бизнес ряда российских компаний на Украине под угрозой из-за поправок в закон "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", вступивших в силу 28 июня и изученных по просьбе "Ведомостей" несколькими юристами.

Эти поправки расширяют условия, позволяющие украинским властям аннулировать лицензии работающих в этой стране компаний. Одним из таких условий стало принятие "акта о документальном подтверждении установления факта контроля (решающего влияния) за деятельностью лицензиата лиц других государств, которые осуществляют вооруженную агрессию против Украины, и (или) действия которых создают условия для возникновения военного конфликта, применения военной силы против Украины".

Россия, по мнению украинских властей, подпадает под определение государства-агрессора.

Украинский закон устанавливает 30 видов деятельности, которыми нельзя заниматься без лицензии. И есть лишь три сектора, где российский контроль не считается основанием для аннулирования лицензии: это банковская деятельность, ТВ и радиовещание, производство и торговля спиртом, алкоголем и табачными изделиями. Получается, что остальные виды деятельности на Украине закрыты для компаний, подконтрольных или находящихся под "решающим влиянием" российских граждан или юридических лиц.

В частности, новая формулировка закона угрожает украинскому бизнесу МТС и Vimpelcom Ltd., говорят менеджеры двух компаний связи, работающих на Украине. Риск потери лицензий, выданных этим операторам, действительно есть, подтверждает руководитель межотраслевой группы юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Наталья Иващенко. Но для аннулирования этих лицензий необходим акт компетентного органа власти, считает она.

Положения закона довольно общие, объясняет юрист: из них, например, не ясно, что такое контроль над компанией – только прямое владение ее акциями или и косвенное тоже. В первом случае и "МТС Украина", и "Киевстар" в безопасности: первая формально принадлежит нидерландской Preludium B.V. (а та – люксембургской Allegretto Holding, которая и подконтрольна МТС), а второй – Vimpelcom Ltd., зарегистрированному на Бермудских островах. Сам Vimpelcom де-юре не контролируется российскими лицами: группе LetterOne Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева принадлежит 47,85% его голосующих акций, но это крупнейший из всех акционеров Vimpelcom. К тому же экономическая доля LetterOne выше – 56,2%.

Если украинский регулятор будет учитывать и косвенный контроль, то риск потери лицензий возрастает, констатирует Иващенко.

Украинские чиновники могут воспользоваться поправками для давления на местных операторов и их российских совладельцев, допускает юридический советник зарубежной телекоммуникационной компании Антон Богатов. В первую очередь угроза возникает, по его мнению, для "МТС Украина", связь которой с российским акционером более очевидна.

Факт наличия или отсутствия российского контроля над украинским предприятием проверяет орган, выдавший ему лицензию; он же составляет акт по итогам этой проверки. В случае с телекоммуникационными компаниями это Национальная комиссия регулирования связи и информатизации Украины. Ее представитель вчера не прокомментировал ситуацию по существу. Получить разъяснения в профильном комитете Верховной рады Украины не удалось. Автор поправок Александра Кужель не ответила на звонок "Ведомостей".

Представитель МТС отказался комментировать поправки в закон о лицензировании. Но напомнил, что в уставном капитале самой МТС помимо российского акционера – АФК "Система" – участвует много иностранных инвесторов, в том числе из стран ЕС и США, в совокупности владеющих примерно 45% акций.

Vimpelcom Ltd. пока не получал никаких обращений по поводу украинских лицензий, говорит его представитель Артем Минаев. "Киевстар" работает в правовом поле Украины и строго соблюдает все требования законодательства, подчеркивает он, добавляя, что Vimpelcom заинтересован в развитии бизнеса на Украине и инвестирует в него. Например, в июне "Киевстар" запустил в ряде областей страны сеть 3G.

Если лицензий лишатся и "МТС Украина", и "Киевстар", то на Украине останется только один крупный сотовый оператор – "Астелит", с недавних пор на 100% принадлежащий турецкой Turkcell. В I квартале 2015 г. он обслуживал, по данным AC&M Consulting, 17% украинских абонентов. Представители Turkcell вчера не ответили на запрос.

Поправки в закон могут коснуться и компаний из других отраслей – страховой, фармацевтической, энергетической. Из украинских страховых компаний их российские владельцы должны выйти до конца июля 2015 г., сообщал недавно председатель комиссии по страхованию украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. На территории Украины работают компании группы "Ингосстрах" ("Инго Украина" и "Инго Украина жизнь"), "Росгосстрах" ("Провидна"), "РЕСО-гарантия" ("Просто-страхование", "Просто-страхование. Жизнь и пенсия"). У крупного российского производителя лекарств "Фармстандарта" на Украине есть "дочка" – "Фармстандарт-Биолек", где выпускаются в том числе препараты для лечения инфекционных заболеваний. В 2013 г. "Фармстандарт" довел долю в "дочке" до 96,9%. Представитель компании отказался комментировать ситуацию с украинским производством. Другой российской фармкомпании – дистрибутору лекарств из Иркутска "Катрен" принадлежит 90% украинской "Венты", связаться с ее представителем вчера вечером не удалось. В последнем годовом отчете "Катрен" говорится, что выручка украинской "дочки" в 2014 г. составила менее 10% от общей выручки группы (вся выручка – $4,4 млрд), поэтому при любом развитии ситуации эффект на деятельность дистрибутора будет незначительным. "Росатом" через "Атомэнергомаш" владеет заводом "Энергомашспецсталь" в Краматорске. Представитель "Атомэнергомаша" говорит, что деятельность этого завода не лицензируется, так как это машиностроительное предприятие, а не электроэнергетическое.