Яна Циноева
Денис Скоробогатько
17.07.2015

Автопроизводители, не раз заявлявшие о том, что на фоне обвала продаж будут делать ставку на новые модели, столкнулись с задержками их вывода на российский рынок.

Как стало известно "Ъ", у автоконцернов возникли сложности с системой ЭРА-ГЛОНАСС: единственный сертификационный орган в РФ не успевает испытывать новые машины. К тому же производители уверяют, что из-за новых требований существенно возрастает себестоимость ряда моделей, и грозят повышением цен. В итоге в отрасли уже заговорили о необходимости переходного периода для запуска ЭРА-ГЛОНАСС.

Автоконцерны столкнулись с существенными проблемами при сертификации системы ЭРА-ГЛОНАСС (устройство вызова экстренных оперативных служб), которой с начала года должны быть укомплектованы все новые для российского рынка модели автомобилей, следует из писем комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в Минпромторг от 30 июня (есть у "Ъ"). Глава комитета Йорг Шрайбер в них отмечает, что возможности единственного сертификационного центра АНО "Связь-сертификат" и испытательной лаборатории ЭРА ограничены до конца года из-за большого количества заявок. Аккредитация других организаций, которые могли бы заниматься сертификацией, задерживается, говорится в письме. В итоге многие производители могут не успеть с запуском новых моделей.

По данным "Ъ", с проблемой перегруженности "Связь-сертификата" столкнулся, например, Ford Sollers. Компания должна запустить фургон Ford Transit в октябре, но у нее возникли сложности "технического и организационного характера", говорится в письме автопроизводителя в Минпромторг. В Ford Sollers "Ъ" подтвердили обращение, отметив, что его цель — "совместно решить ряд технических вопросов". По словам собеседников "Ъ" в отрасли, такие же проблемы испытывают Hyundai, Renault, Jaguar, Land Rover и некоторые китайские бренды. Для ускорения процесса АЕБ предлагает ввести переходный период, который допустил бы "упрощенный порядок сертификации" и признание зарубежных сертификатов качества для автопрома соответствующими устройствам ЭРА-ГЛОНАСС.

В НП ГЛОНАСС (разработчик системы) сообщили "Ъ", что "в ближайшее время" заявки на сертификацию начнет принимать и испытательная лаборатория ИЦ "Научно-исследовательский институт радио", которая сейчас проходит аттестацию. Кроме того, компания предложила 25 организациям также начать сертифицировать автоконцерны. В НП добавили, что признавать зарубежные сертификаты соответствующими ЭРА-ГЛОНАСС возможно только на основании международного договора, которого сейчас нет.

Кроме того, АЕБ предложила исключить требование комплектовать системой ЭРА-ГЛОНАСС малые партии машин (до 150 штук) и транспортные средства, оснащенные бронезащитой. Об этом же просит и Volkswagen Group (в концерн входят марки Porsche, Bentley и Lamborghini), который также направил письмо в Минпромторг. В компании отмечают, что машины, попадающие в категорию "малой партии",— это модели класса люкс, спортивные машины и так далее, поэтому, учитывая небольшие объемы продаж, затраты на оснащение одной машины ЭРА-ГЛОНАСС превысят доход от всех проданных машин. В итоге при продаже 50 машин в год себестоимость производства для концерна вырастает на 30-40%. В компании опасаются, что это приведет к уходу конкретных моделей или даже марок с российского рынка.

Впрочем, один из собеседников "Ъ" на рынке полагает, что ряд автоконцернов пытаются за счет жалоб добиться переноса режима на год, "как это было с переходом на двигатели "Евро-4"". Другой источник признает, что из-за того, что организация по аккредитации сейчас единственная, цены на услугу высоки, а появление новых сертификационных центров необходимо. Он добавляет, что это облегчило бы сертификацию и введение единого стандарта устройств для ЭРА-ГЛОНАСС — производители тогда сталкивались бы с меньшим количеством испытаний и снизили бы затраты. Но руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев говорит, что производители преувеличивают масштабы инвестиций в ЭРА-ГЛОНАСС: значительные вложения нужны разово, на очередную новую модель.