Евгений Васильев, генеральный директор ОАО "МТТ"
01.02.2016

В декабре этого года МТТ впервые в своей истории провела встречу с инвестиционными и индустриальными аналитиками, в ходе которой руководство компании рассказало о ее финансовых результатах, планах и проектах. По окончании встречи своим видением путей развития бизнеса генеральный директор ОАО "МТТ" Евгений Васильев поделился с главным редактором "Стандарта" Леонидом Коником.

- С чем было связано решение о встрече с аналитиками? Может быть, МТТ собирается выпускать акции, выходить на IPO или распорядиться активами как-то иначе?

- Мы открыты для обсуждения возможностей по привлечению внешних инвестиций, но не данный фактор стал причиной встречи. Нам хватает собственных средств на развитие всех направлений, которыми МТТ занимается. Причина в другом: мы приняли политику прозрачности деятельности и хотим быть открытыми для всех стейкхолдеров. Аналитики в большой степени формируют мнение рынка о той или иной компании, и нам важно было донести до них информацию о состоянии МТТ, существенных фактах, положении на рынке и предварительных итогах 2015 года – ​оперативно и из первых рук. Общение получилось живым и открытым. Мы не только поделились достижениями и планами, но и показали финансовые результаты деятельности, которые отличаются от средних по рынку в лучшую сторону. Получается, что МТТ даже в сложной макроэкономической ситуации смогла сохранить стратегические позиции и продемонстрировать рост по ключевым показателям.

- Какие это показатели?

- МТТ приняла стратегию развития на 2014‑2017 годы, которая предусматривает более чем двукратный рост капитализации компании, хотя при разработке этого плана более двух лет назад никто не мог предугадать изменения экономической ситуации в России. Ключевыми показателями для нас являются EBITDA и чистая прибыль, и по обоим компания продемонстрировала рост чуть выше параметров, заложенных в стратегии. По предварительным результатам 2015 года EBITDA группы МТТ возросла на 40 %, до 1,05 млрд рублей.

- Какую долю в выручке занимают доходы от традиционного для компании бизнеса – ​транзита трафика?

- Да, МТТ родом с транзитного рынка, но одна из наших основных задач – ​увеличить диверсификацию доходов и снизить в них долю от транзита. Пока в общей выручке компании доход от транзита трафика составляет более 50 %, однако МТТ уже получила свыше 50 % в гросс-марже от деятельности, не относящейся к транзиту. Наша задача – ​к 2018 году довести долю доходов от новых направлений в гросс-марже до 70 %.

- Несколько лет назад МТТ запустила услуги VoIP для частных лиц. Тогда технология VoIP замещала традиционную телефонию (TDM). Но в последнее время голосовой IP-трафик перетекает в мессенджеры и иные ОТТ-приложения. Планирует ли МТТ следовать и этому тренду?

- Технология VoIP присутствует в подавляющем большинстве продуктов МТТ. Это возможно благодаря использованию 100 %-ной NGN-сети: последний (международный) TDM-коммутатор мы отключили в начале декабря. Я далек от мысли о том, что VoIP можно рассматривать как самостоятельное решение. Это технология, лежащая в основе всех новых продуктов: YouMagic, YouMagic.Pro, "МТТ Бизнес". Существует другая тенденция: и частные, и, особенно, корпоративные пользователи все меньше нуждаются в телекоммуникационных услугах как таковых (хоть на базе TDM, хоть VoIP). Им необходима интеллектуальная обвязка на основе телекома – ​виртуальные АТС, колл-центры, CRM и многое другое. Например, в структуре доходов от нашего самого популярного решения, "МТТ Бизнес", непосредственно на телеком-услуги приходится всего 25 %, а остальное генерируют различные дополнительные сервисы. Доля телеком-составляющей в подобных продуктах, как у нас, так и у других компаний, продолжит снижаться.

В течение ближайших нескольких лет все корпоративные клиенты будут использовать технологию VoIP, но платить будут не за нее, а за дополнительные услуги на ее основе. Поэтому МТТ создает интеллектуальные продукты на базе VoIP и экосистему, которая позволит разрабатывать аналогичные услуги и независимым партнерам, но, конечно, на нашей платформе.

- В начале декабря МТТ и Viber договорились о транзите VoIP-трафика. В чем суть этого соглашения?

- Такие сервисы, как Viber, завоевывают все большую популярность. Но схемы пропуска трафика от их пользователей на телефонную сеть связи общего пользования зачастую находятся в "серой" зоне. Это не нравится как регулирующим органам, так и самим сервисам. МТТ и Viber нашли друг друга: мы предложили конкурентные цены на пропуск трафика от пользователей услуги Viber Out из любой точки мира на российские телефонные номера, а также в СНГ и Европу, где позиции МТТ тоже сильны. Мы планируем развивать подобное сотрудничество и с другими игроками рынка голосовых ОТТ-сервисов.

- В апреле 2015 года МТТ создала в Ирландии дочернюю компанию Apico Technologies Ltd., которая предложила облачную API-платформу для разработчиков. Что заставляет зарубежных клиентов прибегать к ее услугам?

- Apico – ​наш первый опыт оказания на международном рынке услуг, которые пользуются популярностью в России. Эта компания сфокусирована на Европе и уже начала продажи продуктов, адаптированных к европейскому рынку. Телеком-API (application programming interface – ​интерфейс прикладного программирования) – ​это быстрорастущий сегмент, увеличивающийся на 100 % в год, к тому же он находится на начальной стадии развития. Лидерами в нем являются несколько международных компаний с головными офисами в США, но мы также видим на этом рынке большие перспективы для себя. МТТ хорошо понимает специфику европейского рынка, у нас более гибкая система работы с партнерами (проще говоря, с нами они могут заработать больше), а в технологиях мы не просто находимся на мировом уровне, но в некоторых аспектах даже превосходим его за счет опыта в телекоме. Мы наблюдаем значительный спрос на услуги Apico, но об успехе этого проекта сможем говорить по результатам 2016 года.

- В конце мая МТТ объявила о трансформации структуры управления с созданием четырех бизнес-единиц (Core, Business, MVNO и PaaS). Сохраняется ли заявленный ранее план завершить преобразования к концу I квартала 2016 года?

- Мы работаем на четырех сильно отличающихся друг от друга рынках, и скорость вывода новых продуктов является для нас критическим фактором. Существующая функциональная структура управления стала сдерживать развитие компании, поэтому мы решили создать отдельную бизнес-единицу под каждое стратегическое направление деятельности МТТ. Это позволяет сократить количество управляющих звеньев и управленцев. Замечу, что речь не идет о завуалированной "оптимизации" штата: мы уже нарастили число специалистов и общее количество сотрудников МТТ в 2016 году возрастет.

Бизнес-единицы Core (транзит) и Business (сервисы для корпоративных клиентов) начнут работу уже с января нового года. Параллельно с ними мы создали корпоративный центр (он отвечает за стратегию группы и развитие новых направлений) и единый центр обслуживания. До конца 2016 года планируем выделить в бизнес-единицы все, что связано с телеком-API (PaaS), и проект MVNO.

- Когда в 2014 году МТТ запустила MVNO-проект Aiva Mobile, он был адресован мигрантам из Таджикистана. Но в ноябре этого года Aiva Mobile анонсировала тариф "Дружба", действующий только в России и предназначающийся тем, кто звонит за границу. Вы сменили профиль целевого клиента или трудовые мигранты перестали ездить на родину?

- Aiva Mobile выходила на рынок с технологией Dual-SIM, которая позволяет принимать звонки на номер одной страны, находясь в другой. Это предложение пользуется популярностью: по нашим оценкам, Aiva Mobile заняла 15‑18 % новых подключений таджикских абонентов, посещающих нашу страну. Но существуют и другие ниши. В частности, мы можем говорить о расширении географии проекта, ведь граждане Таджикистана составляют треть от общего потока трудовых мигрантов в Россию, также интересны Узбекистан и Киргизия. Наш тариф "Дружба" является зонтичным: он ориентирован на выходцев из этих трех стран, которые работают в России, но имеют родственников и друзей на родине. Кроме того, у нас есть планы создания продуктов Dual-SIM и для других стран помимо Таджикистана. Наши амбиции не ограничиваются странами Средней Азии. Нам интересен и обратный (реверсный) рынок – ​русскоязычные диаспоры за рубежом. Так, 25 декабря, накануне новогодних каникул, Aiva Mobile начала работу на первом таком рынке – ​в Финляндии. Мы адресуем услуги мобильной связи жителям России и Суоми. Продукт компании позволяет пользоваться услугами голосовой связи, SMS и передачи данных по выгодным тарифам, практически уравнивая роуминговые расценки с домашними. Нашим партнером в этой стране выступил местный сотовый оператор DNA Oy.

- В России базовым оператором для Aiva Mobile является МТС. В декабре она начала сбор запросов на создание инфраструктуры MVNE (Mobile Virtual Network Enabler). Как эти планы видятся со стороны?

- Нам кажется, что после того, как МТТ запустила проект Full MVNO, у операторов "большой тройки" изменилось восприятие этого сегмента и они пересмотрели свои взгляды на рынок MVNO. Как следствие, у них появились намерения создавать и MVNE-продукты. Одни компании пытаются запустить MVNE своими силами, другие – ​через партнеров. МТТ готова выступать в роли такого партнера, ведь у нас уже развернута MVNE-платформа. Мы уверены, что пользоваться ею участникам теперь уже "большой четверки" удобнее, чем создавать свою инфраструктуру: это сокращает сроки запуска и создает экономически эффективную модель для базового оператора.

- В мае вы говорили о намерении продать четырех дочерних провайдеров ШПД в течение 2015 года. Выполнены ли эти планы?

- Мы несколько раз отмечали, что считаем эти активы непрофильными и они будут проданы, в том числе и для финансирования других направлений. В двух городах – ​Саранске и Дзержинске – ​мы уже завершаем передачу ШПД-активов "Ростелекому". Близка к завершению и сделка по продаже ООО "Промсвязь-Инвест" (Липецк), причем на него есть сразу несколько претендентов. Существует вероятность, что в 2016 году мы все-таки войдем с ШПД-активом в Иваново (ООО "МТТ Коннект"). Однако эта компания показывает положительные финансовые результаты, поэтому особой спешки у нас нет.

- В 2015 году в МТТ было несколько крупных кадровых назначений. В марте директором по развитию бизнеса ООО "МТТ Инновации" стал бывший гендиректор "Триколор ТВ" Александр Макаров, а в мае заместителем гендиректора по развитию бизнеса МТТ назначен Андрей Ажигиров, пришедший с позиции директора интегрированных инфраструктурных проектов ПАО "ВымпелКом". Оправдались ли ожидания МТТ в отношении этих менеджеров?

- Безусловно. Андрей Ажигиров обладает огромным опытом на рынке транзита и хорошо известен на нем. Нам было важно усилить это направление сильным менеджером, особенно если учесть повышение волатильности рынка транзита трафика в РФ и его зависимость от макроэкономической ситуации в стране. Андрей справился с задачей и укрепил и без того неслабую команду Core-бизнеса МТТ.

Александр Макаров имеет потрясающую работоспособность и сильный бэкграунд. Это не осталось без внимания, и с декабря он возглавил в МТТ направление телеком-платформ.