Новости / март 2016
Рубрики: Ритейл
"Евросеть" и "Связной", возможно, готовятся к ценовой войне с конкурентами

Кирилл Седов
29.03.2016

"Евросеть" и "Связной" резко увеличили объемы закупаемых у вендоров смартфонов, рассказали два источника, близких к этим розничным сетям.

Увеличение закупок со стороны "Евросети" подтверждает источник в "Вымпелкоме" (оператору принадлежит 50% акций розничной сети, еще 50% владеет "Мегафон"). Факт закупок необычно больших партий указанными ритейлерами подтвердили представители Lenovo и ZTE. Последний уточнил, что закупка происходила в марте.

"Евросеть" располагает 10 млрд свободных средств и существенная часть этой суммы была направлена на закупки смартфонов, говорит сотрудник ритейлера. Как минимум одна из партий – закупленная у Apple – обошлась компании в 2 млрд руб. Компания готовится к ценовой войне на региональных рынках, уточняет он.

Почти год назад, в апреле 2015 г., о снижении цен на смартфоны до уровня, близкого к себестоимости, объявила МТС. Таким образом оператор, как раз прекративший сотрудничать со "Связным", рассчитывал привлечь в свои салоны дополнительных посетителей и заодно подключить больше абонентов. Вскоре после этого сама "Евросеть" прекратила торговать устройствами одного из лидеров этого рынка – корейского Samsung. Так же поступили фирменные салоны ее акционеров и "Связной", с начала 2015 г. подконтрольный младшему брату Александра Малиса – Олегу.

У "Связного" есть "планы по стимулированию спроса" и в ближайшее время он ими поделится, пообещала представитель розничной сети Мария Заикина. Она добавила, что эти планы предполагают и рост объемов закупки товаров, чтобы обеспечить достаточность во всех каналах продаж.

Информацию о готовящемся снижении цен президент "Евросети" Александр Малис не подтвердил, но и не опроверг. "Евросеть" имеет сейчас финансовую возможность закупать товар практически в любом объеме и делать с ценами на него все, что сочтет нужным, сообщил Малис. Представители "Связного" отказались от комментариев.

Ритейлеры решились на закупки больших партий устройств, чтобы в дальнейшем снизить цены, убежден гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Он ожидает, что снижение цен на смартфоны в "Евросети" и "Связном" может составить 5–15% от текущей стоимости. Курс рубля в последние несколько недель как раз позволяет ритейлерам закупать продукцию с минимальными затратами, отмечает он.

В 2015 г. в России продажи смартфонов впервые сократились. В минувшем году россияне приобрели 25,5 млн смартфонов, на 8,4% меньше, чем годом ранее, следует из материалов "Евросети". Рынок смартфонов сужается, что заставляет его игроков обострять борьбу за долю на этом рынке, считает Кусков.

Впрочем, вступление "Евросети" в ценовую войну не означает, что "Мегафон" и "Вымпелком" хотят всецело перенять ценовую стратегию МТС в рознице, добавляет аналитик. Продажи смартфонов по близкой к себестоимости цене не привели МТС к качественному росту пользования мобильным интернетом, считает Кусков. Выручка МТС от передачи данных выросла за 2015 г. на 11,2% до 19,6 млрд руб. – это оказался самый низкий рост среди операторов "большой тройки". У "Мегафона" и рост, и сама выручка гораздо выше – 19,7% до 20,6 млрд руб. "Вымпелком" получил от мобильного интернета 12,3 млрд руб., что на 16% больше, чем годом ранее. Представители "Мегафона" и "Вымпелкома" отказались от комментариев.

МТС будет готова ответить на действия конкурентов, когда будут сделаны конкретные шаги, сообщил представитель МТС Дмитрий Солодовников. Представители Sony и LG отказались от комментариев. Представители Apple не ответили на запрос "Ведомостей".