Алла Галанова
© ComNews
01.04.2016

Оператор непосредственного спутникового вещания "Орион-Экспресс" (бренд "Орион") и компания "Гольфстрим охранные системы" договорились о продаже систем безопасности через сеть дистрибуции спутникового оператора. По утверждению компании "Орион", они на сегодняшний день являются единственным оператором спутникового ТВ, кто запустил подобный проект. Аналитики считают, что в связи с замедлением роста спутникового сегмента компании ищут пути диверсификации бизнеса.

В рамках заключенного соглашения спутниковый оператор организует реализацию и установку систем безопасности "Гольфстрим" через собственную сеть дистрибуции с привлечением партнеров - установщиков спутникового оборудования по всей стране.

На первом этапе "Орион" приступил к реализации систем безопасности "Гольфстрим охранные системы" на территории Москвы и Московской области. В этом регионе у компании расположен центральный склад и осуществляется работа с более чем 100 партнерами, производящими доставку, монтаж, подключение и обслуживание клиентов.

Директор по развитию и управлению процессами ГК "Орион" Елена Ячменникова говорит, что это первый опыт сотрудничества с охранными компаниями.

"В рамках проекта "Гольфстрим охранные системы" осуществляет поставку комплектов охранного оборудования для квартир, а также проводит обучение сотрудников представительств и партнеров-установщиков "Ориона". Спутниковый оператор создает для установщиков дополнительные возможности по расширению бизнеса", - отмечает она

"Партнерство с "Гольфстрим охранные системы" отвечает стратегии компании "Орион", ориентированной на диверсифицированное развитие. Этот шаг позволяет расширить спектр услуг для конечного потребителя, - комментирует заместитель генерального директора по развитию продаж ГК "Орион" Сергей Ставропольцев. - У "Ориона" есть ценный ресурс - серьезная абонентская база".

На данный момент в ходе пилотного проекта в Москве и области отрабатывается технология. Как объясняет Елена Ячменникова, в Московском регионе у "Гольфстрима" высокий уровень проникновения. "На стадии пилотного проекта на большие доходы не рассчитываем. Далее мы планируем реализовать проект в тех регионах России, где "Гольфстрим" пока не представлен, и там можно будет говорить о доходности", - уточняет она.

Генеральный директор АО "Гольфстрим охранные системы" Алексей Давыдов уверен, что сотрудничество с "Орионом" дает возможность выйти на новых клиентов и данный договор является новым эффективным каналом продаж.

Как отмечает руководитель отдела маркетинга и рекламы компании "Гольфстрим" Ксения Иванова, сотрудничество со спутниковыми медиаплатформами является новым и перспективным направлением. "Компания "Гольфстрим" осуществляет поставку оборудования, обучение сотрудников, мониторинг объектов, реагирование, техподдержку и абонентское обслуживание клиентов. "Орион" осуществляет привлечение клиентов и монтаж охранных систем. Во II квартале планируется запустить проект и по другим городам присутствия", - отмечает она.

В дальнейшем географию проекта, по словам представителей "Ориона", планируется расширить для всей дилерской сети компании, которая включает 28 представительств по всей стране. В России, по словам пресс-службы компании, "Орион" на сегодняшний день - это единственный оператор спутникового ТВ, кто запустил подобный проект.

В пресс-службе оператора спутникового ТВ "НТВ-Плюс" отметили, что в настоящее время проекты по продажам охранных систем не реализуются через собственную сеть, поскольку продажа охранных систем не является ключевым направлением деятельности.

Отметим, что в том же Московском регионе, где стартовал проект "Ориона", с компаниями, предоставляющими услуги охранных систем, уже активно взаимодействуют операторы проводной связи.

Так, директор по маркетингу и развитию продуктов ОАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС, входит в группу МТС) Дмитрий Кулаковский подчеркнул, что компания активно развивает новые "нетелекомовские" сервисы для частных лиц и корпоративных клиентов. "Одними из первых мы начали подключать клиентам обоих сегментов услуги для безопасности дома: охранную сигнализацию и видеонаблюдение. В данный момент эти услуги находятся на первоначальном этапе развития - набора абонентской базы и разработки дополнительного функционала", - говорит он.

По словам Дмитрия Кулаковского, данные услуги являются вполне самостоятельными продуктами, которыми пользуются уже тысячи абонентов, а их охрану осуществляет ФГКУ УВО МВД РФ по городу Москве.

Руководитель пресс-службы "Акадо" Денис Рычка отметил, что "Акадо Телеком" организует видеонаблюдение в рамках программы "Безопасный город" Департамента информационных технологий столицы. "Мы установили более 22 тыс. видеокамер в местах массового скопления людей, в подъездах и дворах, а полученные компетенции готовы распространять и на подобные услуги для жителей Москвы. В рамках реализации проектов систем безопасности и видеонаблюдения для корпоративных клиентов "Акадо Телеком" выступает как системный интегратор. В интересах предприятий малого и среднего бизнеса с 2015 г. "Акадо Телеком" реализует проект "Охрана" совместно с ГК "Росохрана", - говорит он.

Директор по развитию бизнеса на массовом рынке компании NetByNet (ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг") Алексей Назаров говорит, что с момента запуска NetByNet охранных услуг прошло чуть больше месяца, но уже сейчас заметны положительные результаты. Пока услуги представлены только в столице, но в компании выражают надежду, что появится возможность предоставлять их и по регионам присутствия.

"Сейчас идет определенная эволюция телеком-рынка, и мы, конечно же, видим, как активно каждый оператор борется за своих постоянных и новых клиентов, предлагая в одном пакете множество услуг сразу. Что касается услуги видеонаблюдения, то за последний год ее, помимо нас, запустили сразу несколько наших коллег в отрасли - это, безусловно, говорит о ее перспективности", - отмечает Алексей Назаров.

В отношении операторов спутникового телевидения аналитики видят перспективы, но считают, что диверсификация бизнеса произошла вследствие замедления роста данного сегмента. Так, финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин говорит о том, что темпы роста российского рынка платного ТВ в целом и его спутникового сегмента в частности в ушедшем году существенно замедлились.

"Прирост абонентской базы рынка платного ТВ в целом замедлился с 6% до 5% в год. Таким образом, не вызывает удивления стремление игроков рынка найти новые точки роста в смежных секторах. На мой взгляд, реализация и установка "Орионом" систем безопасности позволит компании дополнительно монетизировать свою обширную абонентскую базу - 2,8 млн подключенных домохозяйств, - предоставляя клиентам более широкий перечень конвергентных услуг. В зависимости от условий сотрудничества можно ожидать умеренно положительного влияния на динамику ARPU и рентабельность OIBDA", - говорит Тимур Нигматуллин.

Заместитель директора аналитического отдела компании "Альпари" Наталья Мильчакова отмечает, что диверсификация достаточно неожиданная, так как бизнес-модели очень разные, однако она для "Ориона" является выгодной. "По разным оценкам, у "Гольфстрим охранные системы" в настоящее время заключены договоры на охрану 35 тыс. объектов жилой и коммерческой недвижимости, соответственно, "Ориону" будет проще продвигать свои услуги через партнера. Услуги выгодны для тех спутниковых компаний, которые хотят увеличить свою долю на рынке основного бизнеса - платного ТВ. "Орион", безусловно, заинтересован в увеличении доли, поэтому делает ставку на диверсификацию", - поясняет она.

В России, по оценкам Натальи Мильчаковой, трендом подобное сотрудничество пока не является, но если оно окажется удачным, то этот опыт может использоваться другими компаниями - игроками рынка.