Леонид Коник, главный редактор изданий группы компаний ComNews
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
28.02.2015

Тема качества услуг связи все больше будоражит различные государственные структуры. Однако они имеют на нее разные взгляды, что грозит лишними бюджетными тратами и создает риски для операторских компаний.

Еще осенью 2012 года Роскомнадзор разработал проект концепции создания системы контроля качества услуг связи. Надзорный орган предложил установить минимальные требования к качеству телекоммуникационных услуг, а затем контролировать их выполнение. Оценку более тонких параметров качества услуг связи Роскомнадзор был готов отдать на откуп саморегулируемым организациям операторов. Инициатива надзорного ведомства осталась на бумаге, но год спустя тема качества услуг всплыла на уровне Правительственной комиссии по связи под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича. После того как в июне 2014 года эта комиссия обсудила итоги мер по улучшению качества услуг мобильной связи в Москве, Аркадий Дворкович предложил унифицировать методику оценки качества услуг связи. Сигнал был принят в отраслевом министерстве, и 4 декабря 2014 года министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров утвердил Методику оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи, которая позволяет оценивать параметры качества голосовых услуг, доставки SMS и передачи данных. А за день до этого Минкомсвязи подвело итоги конкурса на выполнение научно-исследовательской работы (НИР) по теме "Разработка концепции управления качеством связи".

За эту НИР министерство было готово заплатить до 4,98 млн рублей, а на всю работу отводилось лишь 12 календарных дней. Заявки на конкурс подали ООО "ДМТ" (DMTel), ОАО "Гипросвязь", ФГУП "НИИ Радио", ЗАО "Институт сотовой связи", Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ) и ФГУП "ЦНИИС". Заявки первой четверки были отклонены, а победителем конкурсная комиссия Минкомсвязи 3 декабря 2014 года признала АДЭ, согласившуюся выполнить работу за 4,4 млн рублей (ЦНИИС запрашивал 4,8 млн рублей). Принципиальное отличие подходов Роскомнадзора и Минкомсвязи в том, что надзорный орган ратует за контроль качества телекоммуникационных услуг, а министерство говорит об управлении качеством связи в целом. Причем каждое ведомство право по-своему. По замыслу Роскомнадзора, нужно закрепить на нормативном уровне (в частности, в правилах оказания услуг) перечень показателей качества и их минимальные значения, а затем контролировать их соблюдение операторами. Для сотовых сетей эти показатели уже зафиксированы в утвержденной Минкомсвязи Методике оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи. Количество сотовых операторов в любой стране ограничено доступными радиочастотами, поэтому государство имеет право потребовать от компаний, получивших дефицитные лицензии на право оказания услуг мобильной связи, обеспечения минимальных показателей их качества. Правда, операторы отмечают, что Радиочастотная служба Роскомнадзора использует для контроля параметров автомобильные измерительные комплексы, тогда как существенная часть проблем с радиопокрытием, а значит, и с качеством услуг наблюдается внутри помещений (в частности, в бизнес-центрах, аэропортах и метро). Роскомнадзор в ответ подчеркивает, что наряду с измерениями с помощью подвижных комплексов он предлагает применять краудсорсинг (за который выступает и Минкомсвязи). Идея в том, чтобы абоненты могли установить на мобильные устройства бесплатное приложение, ведущее локальные замеры качества и передающее данные в центральную базу данных. Очевидно, что для получения объективных и сравнимых оценок качества краудсорсинговое приложение должно быть единым для всех операторов. Такой подход одновременно минимизирует их затраты. Однако пока компании действуют вразнобой. Так, в августе 2014 года приложение "Моя сеть" для мониторинга качества услуг связи запустил "МегаФон", а в сентябре схожее приложение под названием "Компаньон" представила "Tele2 Россия".

Но больше всего операторов беспокоят цели контроля качества услуг, тем более что Радиочастотная служба уже начала драйв-тесты и в течение 2015 года намерена провести замеры в каждом субъекте Федерации. Одно дело, если Роскомнадзор на основе замеров будет помогать операторам находить узкие места на сетях, и совсем другое, если за несоответствие параметров качества заданным значениям можно будет нарваться на предупреждение или вовсе лишиться лицензии. Ведь далеко не всегда решение проблемы с качеством подвластно оператору. Зачастую оператор и рад бы ликвидировать "белое пятно" в определенном районе города, но владельцы коммерческой недвижимости в нем запрашивают баснословные деньги за возможность разместить на их крыше базовую станцию, а собственники квартир в жилом доме и вовсе наотрез отказываются от этого. Поэтому операторам милее подход АДЭ, которая предлагает отказаться от обязательного нормирования показателей качества услуг связи при наличии конкурентной среды (а на сотовом рынке она имеется) и вообще призывает исключить избыточное государственное администрирование. Правда, как обычно, где-то посередине. Вопрос лишь в том, сколь быстро отраслевые регулирующие структуры смогут к ней прийти.

Журнал "Стандарт" № 2 (145), февраль 2015