корреспондент ComNews.ru
© ComNews
11.07.2016

На прошлой неделе президент России Владимир Путин подписал антитеррористический "пакет Яровой", лишив операторское сообщество последней надежды на возврат скандального закона в доработку. Но за дискуссией о том, в какие суммы обойдется телекоммуникационным компаниям исполнение требований закона, встает гораздо более значимый вопрос: должны ли в принципе частные компании обеспечивать функции госбезопасности и правопорядка?

Операторы связи уверяют государство и рынок в том, что на хранение записей телефонных разговоров, сообщений, электронной переписки, а также видео и фотографий, пересылаемых абонентами, им придется потратить несколько триллионов рублей (и даже угрожают, что из-за этого не смогут обеспечить связью чемпионат мира по футболу 2018 года). Производители систем хранения данных и чекисты полагают, что операторы кратно завышают плановые затраты, готовя плацдарм для повышения тарифов.

Но есть проблема гораздо большая, чем финансовые затраты на исполнение "закона Яровой". Заставляя операторов связи хранить информацию, которая может потребоваться спецслужбам, государство перекладывает на их плечи часть забот о государственной безопасности и охране правопорядка. Таким образом, власти создают коллизию, ведь операторские компании в России в большинстве своем являются частными.

Возникает резонный вопрос о надежности хранения абонентского контента операторами. Насколько защищено государство от риска того, что этой информации в нужный момент не окажется - по причине сбоя в коммерческой системе хранения данных, чрезвычайной ситуации или целенаправленного уничтожения? Кто должен отвечать, если ключевой для раскрытия или предотвращения некого злодеяния элемент контента пропадет? И даже если руководитель оператора-растеряхи угодит за решетку, сможет ли это нивелировать совершенный теракт, убийство или иное антиобщественное деяние?

В российской армии такая коллизия невозможна в принципе. Статья 26 федерального закона "Об обороне" (№61-ФЗ) гласит: "Реализация мероприятий в области обороны … является расходным обязательством Российской Федерации". Одна фраза все ставит на места: финансовое обеспечение обороны берет на себя государство - равно как и ответственность за нее. Если "закон Яровой" действительно направлен на заботу о безопасности граждан и госбезопасности в целом, было бы уместно, чтобы этот колоссальный объем абонентского контента хранился в центрах обработки данных, которые контролируют соответствующие госструктуры, а не размещался на площадках у частных компаний. Такие государственные ЦОДы могут иметь принципиально более высокий уровень защищенности и резервирования, чем коммерческие дата-центры.

Ответственность за хранение важной для государственной безопасности информации логичнее переложить на спецслужбы. И даже если финансовое состояние не позволяет им профинансировать такие мероприятия, операторы даже готовы скинуться и все оплатить. Во всяком случае, руководители двух компаний - МТС и "МегаФона" - предложили ввести дополнительный налог на операторов связи в размере 1% от выручки, чтобы государство из этих денег самостоятельно создавало центры обработки и хранения необходимых ему данных.

Государство при таком раскладе смогло бы позаботиться и о милом ему в последние годы импортозамещении. Пока все центры обработки и хранения данных в РФ, в том числе у операторов связи, работают на импортном оборудовании, что для обеспечения государственной безопасности может оказаться вредным. Тем более что одновременно с подписанием "пакета Яровой" Владимир Путин дал поручение Министерству промышленности и торговли РФ совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций России до 1 сентября 2016 года провести анализ и представить предложения о возможности, сроках и объемах финансовых затрат для организации производства отечественного оборудования и создания отечественного программного обеспечения, которое необходимо для хранения и обработки голосовой информации, текстов, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений интернет-пользователей и информации об этих пользователях, с указанием конкретных производственных площадок в РФ.

Безопасностью граждан и государственной безопасностью должны заниматься не операторы, а спецслужбы. Это снимет с операторских компаний несвойственные для них функции и даст гарантию надежного хранения любой важной для этих целей информации. При такой передаче полномочий спецслужбы несомненно задумаются и о том, как работать с петабайтами абонентской информации, ведь депутатам Госдумы явно невдомек, что хранение огромных массивов данных - бессмысленное занятие, если отсутствуют системы онлайн-анализа, поиска, сопоставления данных и в целом Big Data.