выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
10.10.2016

Дочерние структуры "Ростелекома", похоже, получили относительную свободу для самореализации, выработки стратегии развития и самостоятельной организации работы. Первые шаги в децентрализации бизнеса "национального чемпиона" видны на примерах АО "РТ Лабс", Центра стратегических инноваций "Ростелекома", ООО "Ростелеком - Розничные системы" (РРС), АО "МЦ НТТ" и ООО "РТК-ЦОД".

На минувшей неделе представители "РТ Лабс" (дочерняя структура "Ростелекома") рассказали журналистам об основных направлениях деятельности, а также о планах развития. Примечательно, что за последние два года "РТ Лабс" трансформировалась из компании одного проекта (поддержка и развитие инфраструктуры "Электронного правительства") в основного технологического партнера "Ростелекома" по ряду направлений.

Например, начиная с 2015 года на базе "РТ Лабс" развивается центр компетенции по информатизации регионального здравоохранения. Кроме того, "РТ Лабс" ведет разработку системы электронного голосования (e-Voting), которая позволит автоматизировать процесс участия держателей ценных бумаг в собраниях, голосованиях, проводимых их эмитентами. Также "РТ Лабс" выступает технологическим партнером "Ростелекома" по развитию и эксплуатации Роумингового центра операторов электронного документооборота (РЦ ЭДО). РЦ ЭДО - открытая технологическая платформа, обеспечивающая защищенный информационный обмен при выставлении и получении счетов-фактур для контрагентов лицензированных операторов электронного документооборота.

Это не полный перечень новых проектов "РТ Лабс". И эта компания - не единственная "дочка" "Ростелекома", которая за последние годы значительно расширила сферу деятельности и стремится к реализации собственной стратегии.

Явную маркетинговую активность проявляет и Центр стратегических инноваций "Ростелекома", вместе с подведомственным ему АО "Рестрим" - эти структуры продвигают на рынок промышленный Интернет вещей (IIoT), который является темой столь новой, что понять ее в деталях и успешно коммерциализировать может только относительно небольшая и гибкая структура, не имеющая корпоративных пут по рукам и ногам.

Показательный пример - ООО "Ростелеком - Розничные системы" (РРС). "Ростелеком" не просто выделил розничную сеть в отдельную дочернюю компанию. РРС получила возможность разработать собственную стратегию развития (программа развития РРС до 2019 г. была утверждена в мае 2015 г.), приоритетом которой является увеличение доли дополнительных сервисов, которые через пять лет должны формировать не менее 20% выручки розничной сети. Будучи изначально сетью по приему платежей за услуги "Ростелекома", РРС теперь идет по пути "супермаркета услуг", сотрудничая, например, со страховыми компаниями, операторами мобильной связи и т.д.

Активно развивается также "Ростелеком Контакт-центр" (АО "Московский центр новых технологий и телекоммуникаций", МЦ НТТ). Если изначально компетенции копании использовались для нужд самого "Ростелекома", то на сегодняшний день МЦ НТТ является одним из существенных игроков рынка аутсорсинговых контакт-центров и телемаркетинга. Среди клиентов МЦ НТТ - такие компании, как Electrolux, Toshiba, Nestle, L’Oreal и ряд других. При этом МЦ НТТ нацелен и на проведение собственной информационной политики.

Еще одна "дочка" "Ростелекома" - ООО "РТК - центр обработки данных" (РТК-ЦОД) аккумулировало компетенции в области разработки, эксплуатации и предоставления услуг коммерческих центров обработки данных (ЦОД) и облачных услуг (IaaS, SaaS и др.). Задачи, которые стоят перед РТК-ЦОД - разрабатывать предложения по развитию сети ЦОДов "Ростелекома", сопровождать проектирование, строительство и осуществлять эксплуатацию вновь создаваемых ЦОДов, развивать и обслуживать облачные продукты и их инфраструктуру. В РТК-ЦОД уже создана и заполнена должность директора по стратегии и маркетинговым коммуникациям, то есть и эта "дочка" "Ростелекома" обрела радость относительной самостоятельности.

Очевидно, что "Ростелеком" за последние годы значительно изменился. Это давно уже не только и не столько телекоммуникационный оператор, основным рынком которого являются "магистраль" и телефония. Это даже не универсальный оператор связи, зарабатывающий на ШПД, платном ТВ и услугах спутниковой связи. В последние годы "Ростелеком" аккумулировал множество принципиально новых направлений бизнеса - от облачных сервисов и электронного правительства до видеонаблюдения и IIoT. Однако до недавнего времени все эти бизнесы собирались под крышу единой компании, что сделало "Ростелеком" гигантской и неповоротливой структурой. Похоже, что начался обратный процесс - консолидация и концентрация сменяется на децентрализацию. Дочерние компании получают невиданные доселе свободы. Вероятно, в скором будущем "Ростелеком" окончательно трансформируется и станет группой компаний, ведущих относительно независимую маркетинговую, операционную и иную политику. Только такая децентрализация может помочь компании обрести рыночную гибкость и быстроту реакции по всем открытым ею фронтам.