© ComNews
08.06.2017

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в партнерстве со "Сколково" запустили программу по привлечению российских разработчиков ИТ-решений к развитию и созданию продуктов и услуг оператора. В рамках программы МТС откроет доступ к интерфейсам программирования ряда собственных приложений и предоставит возможность разработчикам применить свои технологии и алгоритмы к действующим сервисам оператора. "Сколково" планирует заключить соглашения по аналогичной программе и с другими российскими операторами связи.

МТС и "Сколково" запустили бессрочную программу по привлечению российских разработчиков ИТ-решений к развитию и созданию продуктов и услуг оператора. С целью реализации этой программы "Сколково" по заданным МТС критериям будет отбирать стартапы, чьи разработки могут быть полезны для расширения функционала сервисов оператора и создания новых услуг в направлениях, которые компания рассматривает как перспективные, в том числе в сфере телемедицины, онлайн-образования, киберспорта.

"В рамках программы сотрудничества с ИТ-разработчиками МТС в 2017 году также намерена открыть доступ к интерфейсам программирования приложений (API) и выделить всем заинтересованным внешним разработчикам ИТ-решений вычислительные ресурсы в своей облачной инфраструктуре. Это позволит ИТ-компаниям и независимым разработчикам применить свои технологии к продуктам МТС и протестировать их в сотрудничестве с оператором. В случае успешного тестирования МТС готова предлагать коммерческое партнерство для совместного развития продуктов", - сообщили в МТС.

Пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников уточнил в разговоре с корреспондентом ComNews, что в рамках программы оператор собирается сотрудничать со стартапами и "Сколково" по модели revenue sharing. Кроме того, резидентов, которые станут партнерами МТС, "Сколково" планирует включить в собственную программу грантов.

"Сегодня МТС разрабатывает решения на базе самых инновационных технологий мира, среди которых - искусственный интеллект, машинное обучение, системы анализа Big Data. Мы видим большой интерес к этим технологиям у российских разработчиков и открыты к взаимодействию со всеми участниками рынка - как с крупными ИТ-компаниями, так и со стартапами. Для нас важно создать условия для партнерства и на техническом, и на организационном уровне", - отметил директор по инновационному развитию МТС Владимир Хренков.

Вице-президент, исполнительный директор кластера информационных технологий фонда "Сколково" Константин Паршин сказал, что партнерство с крупными технологическими лидерами дает возможность инновационным компаниям сначала выбрать перспективное направление развития, а затем превратить свои интересные идеи в решения, которыми начинают пользоваться на практике. По его словам, в рамках совместной работы фонда "Сколково" и МТС уже запущено несколько перспективных пилотных проектов по разным направлениям, актуальным для телекоммуникационной отрасли. "Мы надеемся сделать эту работу еще более системной и интенсивной", - заключил Константин Паршин.

МТС и "Сколково" планируют также провести ряд совместных мероприятий, направленных на развитие российской ИТ-индустрии, организовать процесс обмена экспертизой.

Дмитрий Солодовников уточнил, что МТС намерена сотрудничать по программе, которая нацелена на привлечение российских разработчиков ИТ-решений к развитию и созданию продуктов и услуг оператора, не только со "Сколково". Однако кто именно будет привлечен к этой программе в качестве партнера, он не раскрыл.

"Это первое подобное соглашение с российским оператором связи. Аналогичные соглашения планируются, но пока говорить об этом рано", - ответил ComNews представитель пресс-службы фонда "Сколково".

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко заметил, что это первый подобный опыт и успех будет зависеть от того, как владельцы сторонних сервисов найдут способы монетизации своих продуктов. "Пока, на мой взгляд, перспективы у подобных проектов есть где-то в теории", - резюмировал в разговоре с корреспондентом ComNews Георгий Ващенко.

По словам финансового аналитика группы компаний "Финам" Тимура Нигматуллина, судя по всему, в данном случае МТС рассчитывает, что создание и поддержание привлекательных условий для партнерства с независимыми разработчиками, в том числе на техническом и организационном уровне, позволит отчасти нивелировать характерную для большинства крупных компаний неповоротливость с точки зрения темпов внедрения новых технологий и перенятия лучших практик.

Заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари" Наталья Мильчакова сообщила ComNews, что плюсы для МТС от такой программы заключаются в том, что в свой стагнирующий бизнес она сможет добавить инновационности, свежих идей и "свежей крови", возможно, даже привлечь новые перспективные кадры. Скорее всего, добавила Наталья Мильчакова, это будут идеи (и, вероятно, кадры) из сферы Big Data, облачных технологий, мобильных сервисов.

"Минусы следующие: не все перспективные проекты смогут эффективно интегрироваться в структуру большой корпорации, так как большим недостатком принятия решений в крупной корпорации является бюрократизм и необходимость согласований и одобрений решений на нескольких уровнях. Крупной публичной компании также придется думать и об интересах акционеров, особенно в свете новой дивидендной политики, и тогда совет директоров может наложить вето на инвестиции в перспективные проекты ради увеличения денежного потока, к которому привязаны дивиденды. В маленькой непубличной компании, где штат ограничен, решения принимаются и инновации внедряются гораздо быстрее", - рассказала Наталья Мильчакова.

Кроме того, продолжила она, зарубежный опыт показывает, что инновационные стартапы нередко генерируют не более 5-10% жизнеспособных идей, поэтому, инвестируя в стартапы, МТС несет риски.

Директор департамента ИТ и облачных сервисов J’son & Partners Consulting Александр Герасимов заявил, что речь не только о стартапах, а в принципе о вхождении оператора сети связи в цепочку создания добавленной стоимости внешних по отношению к сети и оператору продуктов (сервисов), поскольку модель "трубы" уже не позволяет окупить вложения в развитие сетей связи.

"Проблема состоит в том, что традиционная бизнес-модель оператора связи - условно называемая "Telco 1.0", - не менявшаяся с момента изобретения телефона, подразумевает создание продукта/сервиса полностью "внутри" оператора сети связи, а внешние разработчики в этой модели могут привлекаться только в качестве подрядчиков и вендоров оборудования и/или ПО. Необходим переход к модели, условно именуемой Telco 2.0 - двусторонней бизнес-модели, при которой оператор сети связи находится в середине цепочки создания добавленной стоимости, на одной стороне которой - абонент сети, являющийся одновременно потребителем внешнего по отношению к оператору сервиса, а на другой стороне - разработчики сервисов, "доставляемых" по сети оператора связи абонентам", - объяснил Александр Герасимов.

Поэтому, подытожил Александр Герасимов, наряду с инвестированием в стартапы, занимающиеся разработкой цифровых продуктов, которые могут быть интересны абонентам оператора, необходимо менять саму бизнес-модель оператора, чтобы стать полноценной частью экосистемы создания потребительской ценности сложных цифровых продуктов.

Как рассказала корреспонденту ComNews пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина, ровно год назад Tele2 и инновационный центр "Сколково" заключили соглашение о взаимодействии и стратегическом партнерстве. По ее словам, целью соглашения является взаимодействие Tele2 и "Сколково" в сфере развития информационных технологий и телекоммуникаций.

"Документ предусматривает совместную разработку и проведение конкурсов инновационных проектов и других мероприятий в области ИТ и телекоммуникационных технологий. Участие в таких проектах помогает Tele2 определить новые направления для развития бизнеса. В частности, оператор нацелен на поиск новых решений в области Интернета вещей (IoT, Internet of Things), облачных сервисов, мобильной коммерции и финансовых технологий. Кроме того, Tele2 рассматривает разрабатываемые резидентами "Сколково" проекты, которые в перспективе можно внедрить в компании для автоматизации и повышения эффективности бизнес-процессов", - рассказала Ольга Галушина.

Руководитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева сообщила ComNews, что компания уже активно работает с рядом ведущих технологических вузов и бизнес-инкубаторов, поддерживает масштабные конкурсы и хакатоны для стартапов и отдельных разработчиков. "Сегодня "Билайн" - генеральный партнер крупнейшего в мире хакатона AngelHack, мы поддерживаем конкурс технологических проектов GoTech. Кроме того, в 2016 г. компания провела мини-инкубатор для стартапов "Большая Ставка", в рамках которого команда топ-менеджмента компании выступала в качестве консультативного совета для двух перспективных технологических компаний из России", - отметила Анна Айбашева.

Она заявила, что работа со стартапами - важное направление для "ВымпелКома". "Оно позволяет нам найти новые клиентские и технологические решения, увидеть идеи и проекты, отвечающие требованиям современного digital-бизнеса", - добавила Анна Айбашева.

Пресс-служба ПАО "МегаФон" вчера воздержалась от комментариев.

У ПАО "Ростелеком" есть корпоративный венчурный фонд "КоммИТ Кэпитал", который является для оператора одним из основных инструментов по привлечению инноваций и обеспечению долгосрочного конкурентного преимущества. Об этом рассказал представитель пресс-службы компании.

По его словам, цель "КоммИТ Кэпитал" - находить на рынке молодые компании, чей бизнес комплементарен бизнесу телекоммуникационного оператора, с уникальными компетенциями в своих областях, инвестировать в лучших из них, помогать им развиваться и реализовывать синергии с группой компаний "Ростелеком".

"Приоритетными направлениями для инвестирования фонда являются перспективные инновационные компании с экспортным потенциалом, которые разрабатывают конкурентоспособные продукты для инфраструктуры телекоммуникационных операторов и центров обработки данных, а также предлагают решения корпоративного класса. Также фонд рассматривает перспективные проекты, которые могут предложить новые продукты и услуги для конечных клиентов группы компаний "Ростелеком" в B2C-, B2B- и B2G-сегментах", - прокомментировал представитель пресс-службы "Ростелекома".