выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
31.07.2017

Для развития отрасли беспилотных автомобилей в России необходимы законодательные инициативы. В России пока согласована дорожная карта, определяющая поэтапное развитие беспилотников. В соответствии с данным документом разработка законодательного регулирования беспилотных автомобилей запланирована только на 2019 год. К сожалению, российские законотворцы гораздо быстрее и активнее принимают нормативные акты, нацеленные на ужесточение контроля и ограничения в различных сферах ИКТ-отрасли. Если ситуация не поменяется в корне, то "Цифровая экономика" в России рискует остаться только красиво написанной программой, которую приятно почитать на досуге.

В свое время глава Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт на встрече с представителями рынка грузоперевозок говорил, что, по прогнозам аналитиков, к 2020 году по всему миру будет насчитываться более 10 миллионов беспилотных транспортных средств. Становится все более очевидным, что беспилотные автомобили - это будущее транспортной экосистемы (если мы говорим об инновационном пути развития). Разработки в области беспилотных автотранспортных средств ведутся во многих странах мира, в том числе и в России, где есть разработчики с уже готовыми тестовыми образцами. Занимаются разработкой и тестированием беспилотников такие компании, как ПАО "КамАЗ", ООО "Волгабас" (VolgaBus) и др. Кстати, "Матрешку" - беспилотный автобус группы VolgaBus, согласно недавним сообщениям в СМИ, будут тестировать на острове Русский. Есть в России и свои полигоны для тестирования автобеспилотников. В Подмосковье, например, есть полигон компании Traft, который позволяет проводить тестирование беспилотных автомобилей, создавая эффект непредсказуемой дорожной обстановки.

При этом, поскольку разработка систем для беспилотного автотранспорта - та сфера, которая находится на переднем крае развития ИКТ-технологий, сейчас создалась благоприятная ситуация для тех стран, которые занимаются этим вопросом. Пока ни у одной из стран нет явного преимущества в этой области, как нет систем и решений, которые были бы признаны мировым стандартом. То есть у России есть неплохой шанс успеть создать свои решения и на равных конкурировать с зарубежными разработчиками, играющими на этом поле, среди которых такие немаленькие компании, как Google или Uber. Есть шанс не попасть в ситуацию, когда наша страна окажется в зависимости от тех ИКТ-решений, которые разрабатывались не нами, но уже давно и успешно применяются во всем мире и стали фактически стандартом, как, например, в случае с операционными системами, системами хранения данных или некоторыми видами критически важного ПО.

Отечественным представителям отрасли разработки решений для беспилотных авто не хватает законодательного регулирования этой сферы. Учредитель АНО "ПравоРоботов" Никита Куликов отмечал недавно, что ряд стран - США, Германия, Сингапур - уже в начале 2017 года озаботились вопросом принятия соответствующих законов.

На уровне Правил дорожного движения РФ, Уголовного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ пока нет нормативов, позволяющих тестировать беспилотные автомобили на дорогах общего пользования. Нет даже юридического определения термина "беспилотный автомобиль". А ведь принятие законов (пускай на первом этапе и общих, рамочных) - это обозначение правил игры, это введение отрасли в правовое поле, это гарантии для инвесторов и участников рынка. В конце концов - это однозначный сигнал для рынка, для инвесторов, которые смогут понимать регуляторные риски и более взвешенно подходить к реализации проектов.

Пока в России в рамках Национальной технологической инициативы утверждено направление AutoNet, которое смогло согласовать дорожную карту, определяющую поэтапное развитие беспилотников. В соответствии с данным документом разработка законодательного регулирования беспилотных автомобилей запланирована только на 2019 год. В проекте программы "Цифровая экономика" сказано, что ко II кварталу 2019 года России предстоит отрегулировать правовые вопросы робототехники и искусственного интеллекта.

Конечно, сильно спешить с законодательными инициативами в рассматриваемой отрасли не стоит. И своя правда есть в словах тех, кто говорит, что системы беспилотных авто еще не настолько идеальны, чтобы выпускать беспилотники на автодороги общего пользования. Однако, как показывает практика последнего времени, российские законотворцы, к сожалению, гораздо быстрее и активнее принимают нормативные акты, нацеленные на ужесточение контроля и ограничения в различных сферах ИКТ-отрасли. За примерами далеко ходить не надо: "пакету Яровой" или закону об анонимайзерах не пришлось ждать принятия годами.  

Некоторым же направлениям развития отечественной ИКТ-сферы приходится ждать законодательного регулирования гораздо дольше. И происходит это, как правило, с теми законопроектами, для принятия которых требуется гармонизировать регулирование в сфере ИКТ с регулированием в других сферах. Примером может служить так называемый законопроект об НДД (недискриминационном доступе операторов связи в жилые дома), который был разработан еще в 2015 году, но принятие которого затянулось из-за отсутствия согласованной позиции Минкомсвязи и Минстроя.

Для регулирования отрасли беспилотников также потребуется гармонизация целого ряда уже действующих законов, регулирующих не только ИКТ, а кроме того, система подзаконных актов. Не хотелось бы, чтобы из-за этого регулирование забуксовало. А значит, чем раньше мы увидим законодательные инициативы, тем больше шансов уложиться хотя бы в ныне намеченные сроки - 2019 год.

В целом, если ситуация не поменяется в корне и законотворцы не начнут приоритетно работать над принятием тех законов, которые нацелены на регулирование инновационных сфер экономики, а не на ужесточения и ограничения в ИКТ (пусть даже и с благими целями обеспечения безопасности), то "Цифровая экономика" в России рискует остаться только красиво написанной программой, которую будет приятно почитать на досуге.

Хочется верить в то, что некоммерческая организация для координации действий бизнеса, научно-образовательных организаций и органов власти по участию в реализации программы "Цифровая экономика", которую президент РФ поручил основать до 20 августа, сможет стать той площадкой, которая облегчит процесс создания и принятия необходимых для развития цифровой экономики (одной из частей которой, безусловно, является беспилотный транспорт) нормативно-правовых актов.