Андрей Кузяев: "Мы хотим уйти от старой бизнес-модели оператора связи и оказывать сервис там, где нужно клиенту"
28.09.2017

В предыдущем году "ЭР-Телеком Холдинг" показал темпы роста, во много раз превышающие средние показатели рынка фиксированного ШПД. Тем не менее руководство компании осознает конечность телеком-рынка и ищет новые точки роста в сфере цифровых сервисов. О том, что уже сделано на этом пути и каковы планы на будущее, в интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику рассказал президент, член совета директоров и председатель правления АО "ЭР‑Телеком Холдинг" Андрей Кузяев.

- Мы уже вошли во II полугодие 2017 года, и все же расскажите о главных итогах 2016 года

- В 2016 году "ЭР-Телеком Холдинг" начал реализацию новой стратегии компании. Мы поймали новую волну развития, и в этом была наша стратегическая цель. Компания планировала годовые темпы роста на уровне 15‑17 %, а в результате достигла 30 %. 2016‑й стал первым годом, когда "ЭР‑Телеком Холдинг" развивался не только как b2c-, но и как b2b-оператор. Мы занимаем уже более 10 % российского b2b-сегмента, и наша работа показала, что он очень перспективен. Сегодня b2b-услуги обеспечивают нам около 30 % выручки – ​во многом благодаря сделкам по покупке операторов "Энфорта" и "ВестКолл СПб".

Мы видим, что телеком-отрасль "в старой редакции" испытывает большие сложности с идеями роста, и в то же время являемся свидетелями цифровой революции. И мы убедились, что если предлагать инновационные решения и перешагивать через стандартные представления о нашем бизнесе, то можно получить живой отклик от рынка: новые технологии и сервисы востребованы. Среди таких инновационных проектов – ​"Городской Wi-Fi", который "ЭР-Телеком Холдинг" реализовал в Москве и Петербурге, а также пилот в области Интернета вещей (IoT).

- Можно ли подробнее остановиться на проекте в IoT?

- Их три: в сфере нефтедобычи, энергетики и сельского хозяйства. Имена компаний-партнеров я пока называть не буду, но отмечу, что во всех проектах мы использовали технологию LoRaWAN. По итогам мы получили позитивные результаты и положительные отзывы клиентов.

MWC 2017 в Барселоне показал, что самые модные темы в глобальном масштабе – ​IoT и цифровая трансформация. Интернет вещей – ​это не только коммуникация, но и платформа, которая позволяет хранить, обрабатывать, анализировать информацию и выдавать клиенту необходимый сервис.

Запуская IoT-проекты, "ЭР-Телеком Холдинг" преследовал несколько целей: выбрать правильное коммуникационное решение (на мой взгляд, в мире существует две наиболее продвинутые технологии – ​LoRa и LTE), подобрать правильную платформу и оценить платежеспособный спрос.

- Почему в итоге вы остановили выбор на LoRa? Ведь эта технология пока не является стандартом, хотя в мире уже есть немало примеров ее коммерческого применения.

- По сути LoRaWAN стандартизована – ​во всяком случае настолько, что активно развивается и масштабируется. Радиосигнал LoRa проникает на 3‑4 метра под землю и сквозь толстые стены, что дает уникальные возможности применения технологии на промышленных объектах. Для нас LoRa особенно привлекательна еще и тем, что работает в нелицензируемом диапазоне, ведь у "ЭР-Телекома" нет такого частотного ресурса, как у операторов "большой четверки".

Мы видим будущее в IoT и хотим в нем участвовать в любой доступной форме. Весь окружающий мир скоро будет подключен к Интернету, но пока никто не знает как, с помощью чего и каким образом на этом заработать. Тот, кто ответит на эти вопросы, сорвет джекпот. И "ЭР-Телеком" – ​среди тех, кто ищет на них ответы.

- Основные доходы в Интернете вещей явно находятся в сфере промышленного IoT, но в разных отраслях, да и у разных корпораций могут быть совершенно различные потребности. Готов ли "ЭР-Телеком" создавать IoT-сервисы под запросы отдельных отраслей и корпоративных клиентов?

- В 2016 году, после приобретения "Энфорты" и объединения с ней, мы приняли решение реорганизовать b2b-бизнес. Теперь он состоит из трех направлений: региональное (охватывает крупный бизнес в регионах страны, а также SOHO, малые и средние предприятия), b2g (услуги для государственных и муниципальных структур) и b2f (услуги для федеральных компаний из тор-500). В свою очередь направление b2f делится на сегменты: энергетика, нефтедобыча/нефтепереработка, иные добывающие отрасли, банки/финансовый бизнес, розничная торговля, машиностроение, металлургия и т. д.

Наша стратегия работы на рынке b2b в целом такова: перейти от телекоммуникационного предложения к сервисному, продвигая определенный объем услуг. По каждому направлению мы создаем стратегические альянсы и наращиваем компетенцию. Очевидно, что объять необъятное невозможно, поэтому мы идем на партнерства – ​как с ИТ-компаниями (чтобы предоставлять сервис из облака), так и с различными интеграторами. Для нас b2b – ​ключевой сегмент органического роста.

- Вы упомянули поглощение компаний "Энфорта" и "ВестКолл СПб". Насколько легко прошла интеграция этих активов?

- С прошлого года к возможностям в фиксированном (кабельном) бизнесе у нас добавился беспроводной широкополосный доступ в Интернет в диапазоне 5 ГГц, доставшемся нам вместе с "Энфортой". Благодаря этому частотному ресурсу мы можем быстро разворачивать сети по всей стране, причем все бизнес-подразделения – ​b2b, b2g и b2f – ​оказывают сервисы на всех технологических ресурсах компании, включая радиодоступ.

После приобретения "ВестКолл СПб" мы получили продукты, которых у "ЭР-Телекома" прежде не было: к примеру, телекоммуникационные и ИТ-сервисы для гостиниц. Но "ВестКолл СПб" работал только в Петербурге, и теперь перед нами стоит задача масштабировать сервисы на гостиничные сети и локальные отели по всей стране. Отсюда важная цель, над которой мы работаем, – ​создание общего каталога услуг. Он должен быть единым, чтобы каждое направление могло формировать на его основе набор сервисов под задачи конкретного клиента.

- На уровне государства все больше говорится о поддержке среднего и малого бизнеса (СМБ). Насколько этот сегмент интересен для "ЭР-Телекома"?

- Для нас это очень важное направление. Именно малый и средний бизнес потребляет около 70 % всех телекоммуникационных ресурсов, поэтому здесь – ​наш приоритет. Во всех городах присутствия мы развернули специальные подразделения по работе с СМБ и разрабатываем продукты, которые дают принципиально новые возможности для клиентов данного сегмента.

- Крупнейшая в России отрасль – ​нефтегазовая. Вы были президентом Lukoil Overseas Holding Ltd. и вице-президентом "ЛУКОЙЛа". В какой части нефтегазового бизнеса быстрее укоренится IoT: в разведке и добыче (upstream) или переработке и сбыте (downstream)?

- В России – ​более 200 тыс. нефтяных скважин, из которых добывающими являются около 130 тыс. К информационным сетям подключено менее 3 % из них. Каждые 20‑30 скважин обслуживает как минимум один оператор, задача которого – ​обходить скважины, смотреть, как они работают, снимать различные параметры, а в случае остановки работы – ​выявить причину. При этом все собранные параметры оператор вручную переносит из журнала в компьютер. Как для экономии, так и для повышения качества принятия решений, устранение человеческого фактора – ​важная задача, стоящая перед нефтегазовыми компаниями. Так что в upstream простор для деятельности IoT-провайдеров – ​гигантский. По моей оценке, только лишь отказ от операторов и подключение всех скважин к информационным сетям могут повысить нефтедобычу в масштабах всей страны на 5‑10 %.

В downstream в IoT нуждается все, что связано с автозаправками, а также с АСУ ТП на нефтеперерабатывающих заводах. Не менее важная тема (как на НПЗ, так и на любом другом заводе) – ​производственная дисциплина. Она определяет качество и своевременность достижения всех технологических параметров и выполнения проектных решений. Сейчас, если произошло какое-то отклонение, которое привело к аварии, остановке, снижению производительности труда или недостижению ключевых параметров качества, руководство узнает об этом постфактум. После этого начинается расследование причин, на основе которого делаются выводы, пишутся новые инструкции и организуется обучение персонала. С помощью IoT, за счет совмещения возможностей телематики и видеоаналитики, все можно делать в режиме реального времени: как только сотрудник нажал не ту кнопку или сделал неверное движение, сразу же идет автоматический запрос на вмешательство в данный технологический процесс.

Ранее сбор данных в пересчете на единицу информации был в десятки, если не сотни раз дороже, чем с применением IoT-технологий. Кроме того, требовалось участие множества сотрудников. Поэтому IoT – ​это ключ к наращиванию производительности, а значит – ​к успеху. Мы стоим на пороге нового мира, и этот момент можно сравнить разве что с появлением электричества.

- Сети связи всегда планировались исходя из концентрации людей. Но устройства, требующие подключения, могут находиться там, где людей нет вовсе. Готов ли "ЭР-Телеком" для работы в IoT строить сети там, где нет людей?

- Мы хотим уйти от старой бизнес-модели оператора связи, которая заключалась в строительстве и последующей монетизации сети, и оказывать сервис там, где нужно клиенту. Именно поэтому мы заинтересовались радиочастотным ресурсом и технологиями "Энфорты", стали виртуальным оператором мобильной связи (MVNO-проект "ЭР-Телекома" больше на слуху в b2c, но мы предоставляем мобильные сервисы и для b2b-сектора). И мы будем наращивать инфраструктуру там, где это окажется экономически оправданным. Но в каких-то местах нам выгоднее пользоваться сетями партнеров. В свою очередь "ЭР-Телеком" готов предоставлять сети сторонним операторам. Мир меняется, он становится открытой системой, и чем ты более открыт, тем больше имеешь возможностей для роста.

- В предыдущие годы "ЭР-Телеком" был активен на рынке M&A. Планируете ли вы новые поглощения?

- В 2015 году компания поставила задачу вырасти за пять лет в два раза. При этом, несмотря на интенсивность слияний и поглощений, около 35 % российского рынка ШПД до сих пор не консолидировано, и это большое поле для деятельности всех, кто верит в будущее России и цифровую революцию.

Для "ЭР-Телекома" M&A является одним из ключевых факторов развития. Принимая решения о покупках компаний, мы исходим из цели повышения уровня проникновения бизнеса. Мы хотим консолидировать рынок, и благодаря этому создать принципиально новые цифровые сервисы.