Игорь Грабарь, генеральный директор Alamite Ventures
Игорь Грабарь,
генеральный директор Alamite Ventures
01.02.2018

Порой кажется, что за пределами России русскоязычное телевещание никому не нужно, однако это не так. Например, в США проживает около 7 миллионов русскоговорящих, это четвертый язык по распространенности в стране; на русском общается около 2 миллионов канадцев и почти 3 миллиона жителей Германии. А есть еще Израиль, диаспоры во Франции и Испании. Словом, на русскоязычное ТВ за пределами нашей страны спрос есть. Более того, если в РФ рынок платного ТВ насытился и растет незначительно, то в США или Германии он куда динамичнее.

Иностранная аудитория, имея возможность сравнивать русскоязычные каналы с американскими и европейскими, может оценить их качество. И если московская и питерская интеллигенция, лишь крайне смущаясь, признается в том, что смотрит отечественное телевидение, то в Германии или США спрос на него ощутимо растет. Кто-то хочет знать, что происходит на покинутой родине, кому-то не хватает звучания правильного русского языка, а кому-то просто нравится качество контента. Справедливости ради стоить признать, что, несмотря на все попреки и брюзжание зрителя, в РФ очень качественное эфирное ТВ: тут и дорогие фильмы/сериалы, и добротно переделанные глобальные продукты, и собственные шедевры вроде "Что? Где? Когда?" или КВН. Словом, русскоязычный обыватель, даже проживая в США или Израиле, вполне найдет что-то для себя.

При этом сами отечественные каналы вроде как и не заинтересованы в работе с русскоязычной аудиторией, проживающей за пределами страны. Во многом тому виной несовершенство современного авторского права и законодательства. Большую часть контента российские каналы имеют право демонстрировать только на территории РФ или стран СНГ. Например, так дело обстоит с частью спортивных состязаний, с фильмами американского или европейского производства, с русскоязычными шоу, выпущенными по лицензии.

Каналы, чтоб не переплачивать, покупают географически и технологически ограниченную лицензию. Так, новинки кинопроката зачастую появляются на российском ТВ меньше чем через год после премьеры, однако лицензию каналы покупают без права трансляции в Интернете. То есть зрителям, которые смотрят интернет-версии каналов, фильм будет недоступен.

В то же время подписчики в США, Канаде или Израиле хотят иметь не "кастрированную" международную версию Первого канала или СТС, а ту, которую видят зрители в Воронеже или Санкт-Петербурге. К тому же далеко не у всех отечественных каналов есть международные версии. Впрочем, операторов, которые уже не один год работают с "русским" ТВ на западных рынках, похоже, это не особо смущает. Тем более что пользователи в США или Канаде готовы платить по 10-15 долларов за соответствующий пакет каналов, это на порядок больше, чем платят абоненты в России. В результате операторы идут на риск и открывают доступ к "внутренним" версиям эфиров, выкладывают на файлообменники российские сериалы или дублированные для РФ версии западных фильмов.

К примеру,  в 2016 году группа отечественных каналов - Первый канал, СТС, РЕН-ТВ, ТНТ-Comedy и др. подали коллективный иск на Infomir, Panorama-TV, Goodzone-TV, Matvil Corporation, ActavaTV, Master Call Communications, которые занимались незаконным распространением российского ТВ в США. Часть из компаний, которых привлекли к ответу, уже перестали существовать. Однако те, кто "проскочил", продолжают удовлетворять потребности абонентов за счет правообладателей.

Так, в 2017 году мы подали иск на Matvil Corporation, предоставляющую на американском рынке услуги под брендом eTVnet. Мы обнаружили, что пользователи eTVnet, которых сервис идентифицирует как надежных, могут по подписке смотреть на ресурсах компании сериалы HBO и Netflix, а также эфирные версии российских каналов, в том числе и спортивных, таких как "Футбол", "Матч ТВ", "Арена" и др.

Это не только нарушает авторское право, но и противоречит принципам честной конкуренции. TUA.tv - молодая компания, и нам сложно бороться с игроками, которые уже собрали самую заинтересованную аудиторию. А в условиях, когда операторы работают как пираты, честная конкуренция невозможна в принципе. Помните, как в конце "нулевых" было сложно бороться с мелкими домовыми сетями, которые терабайтами выкладывали нелицензионный контент на внутренние файлообменники? И только когда государство ужесточило позицию по отношению к пиратам, начался бурный рост российского рынка платного ТВ.

Сейчас на Западе появился интерес к русскоязычным телепродуктам, однако цивилизованному развитию рынков препятствуют отдельные Бармалеи. Чтобы победить пиратство, TUA.tv собирается во всех странах присутствия инициировать судебное преследование таких игроков. Надеюсь, в конце концов нам удастся создать легальный международный рынок русскоязычного контента.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты