главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
19.03.2018

Российские операторы "большой четверки" занялись продажей пиратских коротких номеров при молчаливом согласии Минкомсвязи и Россвязи, по сути, взяв полномочия регулирующих органов на себя. Эти короткие номера отсутствуют в плане нумерации РФ и недоступны для звонка со стационарных телефонов, что нарушает целостность национальной сети связи.

Короткие трехзначные номера используются для бесплатных звонков в колл-центры коммерческих компаний или госструктур. В России существуют единичные примеры легальной организации таких номеров, самым ярким из которых является единый номер вызова экстренных служб 112: на него можно позвонить как из мобильной, так и из фиксированной сети.

Однако для бесплатных (с точки зрения звонящего) вызовов в РФ предусмотрены телефонные номера с кодом 8-800. Они используются в стране уже два десятка лет и соответствуют документу "Российская система и план нумерации", который Минкомсвязи утвердило приказом №205 от 25 апреля 2017 года. Позвонить на такой номер можно и с сотового телефона, и с проводного, что уравнивает в правах как абонентов мобильных и фиксированных сетей, так и их операторов. Номера вида 8-800 ХХХ-ХХ-ХХ выделяет Федеральное агентство связи (Россвязь), причем далеко не бесплатно: за каждый такой номер нужно уплатить пошлину в размере 35 тысяч рублей (это зафиксировано в Налоговом кодексе РФ, ст. 333.33, раздел 106, п.1). Телефонные номера с кодом 8-800 на рынке продвигают сотни российских операторов, но первые места по объему бизнеса занимают (в порядке убывания, по данным ComNews Research) "Ростелеком", МТТ, "ВымпелКом", "МегаФон", МТС и ТТК.

Однако сотовые операторы неожиданно пошли по пути, который идет вразрез с российской системой и планом нумерации, а также иными нормативными документами: они стали продавать короткие номера, договариваясь о них исключительно между собой. Самым известным примером является номер 900, который купил Сбербанк - по нему любой сотовый абонент может позвонить в колл-центр этого банка, однако пользователь фиксированной сети (в частности, того же "Ростелекома") такой возможности лишен. Номер 900, как и иные подобные короткие номера, Россвязь не выделяла, а федеральный бюджет не получает за них ни рубля в виде пошлин. Между тем операторы "большой четверки" продают такие номера не менее чем за 1 млн рублей, а цена "красивых" номеров достигает 10 млн рублей.

Трехзначных телефонных номеров, пригодных для коммерческого использования, может быть всего 799 (номера вида 00Х, 0ХХ и 1ХХ заняты под другие задачи), и их довольно быстро раскупили. Поэтому "большая четверка" придумала новый вид коротких номеров - начинающихся со знака "звездочка" (*). Их продажи МТС, "МегаФон", "ВымпелКом" и Tele2 ведут в основном через агента - московское ООО "ГетСтар", принадлежащее кипрскому офшору Yemyem Services Ltd. Продвижением коротких номеров со "звездочкой" занимается и "Манго Телеком". Стоимость номера типа *ХХХ также варьируется от 1 млн до 10 млн рублей (хотя доступны и более дешевые номера с четырьмя цифрами после "звездочки"). И опять же, Россвязь их не выделяла, и позвонить на них с проводного телефона невозможно.

Очевидно, что каждая компания, покупающая номер ХХХ, *ХХХ или *ХХХХ, не легализованный в нормативно-правовой базе РФ, рискует потерять деньги, вложенные в его покупку и маркетинг. В любой момент отраслевой регулятор может "прозреть" и объявить такие номера вне закона, либо Федеральная налоговая служба, постоянно ищущая способы повышения собираемости налогов, сборов и пошлин, поймет, какие огромные деньги проходят мимо бюджета страны. Выступая в конце февраля 2018 года на Научно-техническом свете Россвязи, генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов заявил, что размер пошлины за выделение телефонного номера должен быть пропорционален количеству таких номеров в принципе. Так, если для номеров с кодами 8-800, 8-801, …, 8-809 пошлина составляет 35 тысяч рублей, то для трехзначного номера государственная пошлина должна достигать 35 млн рублей (а для четырехзначного - 3,5 млн рублей).

Единственный аргумент сотовых компаний о легальности коротких номеров - пункт 4.5.1.6 приказа №71 Госкомсвязи России от 20 апреля 1999 года, который гласит: "В пределах федеральной сети подвижной радиотелефонной связи общего пользования допускается наличие групп абонентов, объединенных отдельным планом нумерации". Но задачей того приказа было разделение международного кода "7" между Россией и Казахстаном, к тому же он не был зарегистрирован в Минюсте. Но даже если допустить, что приказ отраслевого регулятора может противоречить нормативным актам более высокого уровня, то "группа абонентов, объединенных отдельным планом нумерации", похожа на офис, в котором у каждого сотрудника есть внутренний телефонный номер. Однако в ситуации с такими номерами, как номер 900 Сбербанка, "группой" абонентов являются все пользователи сотовой связи в России, что явно абсурдно.

В прошедшее воскресенье состоялись выборы президента РФ, следом весьма вероятно назначение нового правительства, и обновленный отраслевой регулятор вполне может начать с наведения порядка с короткими номерами, который пока самовольно регулирует "большая четверка".

Регулятор мог бы пойти по одному из трех - частично пересекающихся - путей. Первый - самый простой: запретить использование нелегитимных коротких номеров и, следом, начать отраслевое обсуждение способа их легализации (например, на площадке рабочей группы "Связь и ИТ" Открытого правительства).

Второй, менее радикальный, вариант: зафиксировать переходный период, в течение которого уже проданные короткие номера продолжат работу, но не позднее окончания этого срока прописать порядок использования короткой нумерации в отраслевых нормативно-правовых актах. При этом, в силу явной ограниченности этого ресурса, он должен выноситься на конкурс (предпочтительнее всего - на аукцион, как с недавних пор - радиочастоты). В этом варианте федеральный бюджет пополнится новым источником средств.

И третий вариант - уравнять с законодательной точки зрения все коды доступа к услугам электросвязи (КДУ). К примеру, размер пошлины за выделение любого короткого номера может быть приведен к величине пошлины за выдачу номера 8-800 (ныне, напомню, она составляет 35 тысяч рублей). При этом все КДУ, независимо от их вида и длины, обязаны быть сквозными: возможность звонка на них должен иметь абонент как мобильной, так и фиксированной сети. Ведь основополагающее требование целостности сети связи общего пользования в России никто не отменял. Для того чтобы звонки на любые короткие номера свободно проходили и с сотовых, и с проводных телефонов, операторы фиксированной и подвижной связи могли бы сформировать саморегулируемую организацию (СРО) и управлять данным сектором рынка самостоятельно.

Хочется верить, что отраслевой регулятор (если верить слухам - в обновленном составе) займется возвращением дикого рынка коротких номеров в правовое русло в числе первоочередных задач. Иначе придется признать, что он не особо и нужен - если "большая четверка" сама легко регулирует целый сектор рынка, причем "по праву сильного", диктуя условия всем остальным его участникам.