Уточнения "на флажке"
На минувшей неделе правительство РФ утвердило долгожданные правила, по которым операторы связи должны хранить информацию абонентов в соответствии с так называемым пакетом Яровой. Очевидно, что прописанные в постановлении сроки и условия хранения информации - это компромиссный вариант. Тем не менее статьи "пакета Яровой", которые касаются хранения данных, вступают в силу уже с 1 июля 2018 года, и то, что важнейшие уточнения появились всего за два месяца до этого, позволяет предположить, что многие операторы могут не успеть к сроку.
Напомним, что согласно стремительно принятому летом 2016 года пакету антитеррористических поправок к различным законам РФ, получившему неофициальное название "пакет Яровой", с 1 июля 2018 года вступают в силу положения, обязывающие операторов связи хранить телефонные разговоры, текстовые сообщения, изображения, звуки, видеозаписи и другие электронные сообщения пользователей. При этом в самом "пакете Яровой" прописано, что хранить эту информацию нужно "до полугода". Под такую формулировку подходит и 6 месяцев, и 1 день - но там же было отмечено, что точные сроки хранения, объемы и тип данных будет определять правительство.
Таким образом, скорейшее принятие нормативно-правовых актов, уточняющих сроки и объемы хранимой информации, должно было являться приоритетным направлением работы правительства, поскольку без них операторы не имели полного представления об объемах грядущих затрат на реализацию положений "пакета Яровой".
Но, как это нередко бывает в родном отечестве, работа над уточняющими документами очень затянулась. К концу 2016 года появилась первая версия подготовленного Минкомсвязи проекта постановления правительства по этой теме. Примечательно, что тогда министерство предлагало хранить пользовательскую информацию по голосовой связи и SMS шесть месяцев. Что касается данных, передаваемых по Интернету (интернет-трафика абонентов), отраслевое министерство предложило уйти от фиксации срока хранения и обусловить необходимый объем хранения информации любым оператором пропускной способностью каждого узла связи.
Однако и первая версия проекта постановления, и вторая (появившаяся весной 2017 года) были раскритикованы участниками рынка. В частности, говорилось о слишком высокой стоимости реализации требований. И вот теперь, чуть больше чем за два календарных месяца до 1 июля 2018 года, постановление правительства все же было принято. Согласно этому документу (№445 от 12 апреля 2018 года), операторы должны хранить запись переговоров и текстовые сообщения абонентов шесть месяцев и в этой части изменений, по сравнению с первоначальным вариантом, не произошло. Эта обязанность вступает в силу с 1 июля 2018 года.
Однако в части, которая касается хранения интернет-трафика абонентов, то есть наиболее объемной по масштабу хранения и затратной для операторов, в постановлении №445 говорится о том, что сообщения, которые пользователи передают через Интернет, нужно хранить всего 30 дней. При этом операторы обязаны начать хранение интернет-трафика с 1 октября 2018 года, то есть с отсрочкой на три месяца.
Важен и еще один аспект. В документе прописано, что операторы с 1 октября должны хранить сообщения пользователей в Интернете, накопленные в течение 30 суток со дня сдачи системы хранения данных в эксплуатацию. А это может означать, что хранение этой части информации начнется еще позже, ведь если хранить нужно "со дня сдачи системы хранения данных в эксплуатацию", то вопрос о том, когда система будет сдана в эксплуатацию, остается открытым для каждого оператора.
Правда, постановление содержит требование к каждому оператору по наращиванию емкости дата-центров для хранения абонентского контента: "Емкость технических средств накопления информации увеличивается ежегодно на 15% в течение пяти лет с даты ввода технических средств накопления информации в эксплуатацию". Нетрудно посчитать, что при 15%-ном наращивании емкости хранилища данных ежегодно за пять лет она возрастет в два раза. При этом объем трафика в операторских сетях возрастает год к году на 35-45%.
Таким образом, можно говорить о том, что операторы связи отчасти оказались в выигрыше, если сравнивать положения по хранению, прописанные в постановлении №445, с тем, что предполагали первоначальные требования. Срок хранения интернет-трафика абонентов сократился, а начинать его хранить нужно будет только осенью (а с учетом вышеприведенных оговорок - и позднее).
Но если исходить из того, что прописанные в "пакете Яровой" нормы (те, что касаются хранения абонентских данных) должны в итоге улучшать ситуацию в борьбе государства с террористической угрозой, то картина вырисовывается безрадостная.
К сожалению, как это нередко бывает в нашей стране, законотворцы в процессе создания норм и правил, увлекшись их уточнением и конкретизацией, забыли о том, в чем конечный смысл принятого закона. Если предположить, что конечная цель "пакета Яровой" - более эффективно бороться с террористической угрозой, в том числе через усиление контроля государства за коммуникациями между жителями страны, то очевидно, что приоритетным для власти должно быть скорейшее начало исполнения закона. В такой ситуации совершенно непонятно, почему важнейшие уточнения к закону, которые позволяют ему начать работать в полную силу, не могли принять почти два года. А тот вариант, которой в итоге принят, потенциально еще дальше отодвигает сроки начала полноценной реализации всех необходимых норм. Террористическая угроза при этом за два года никуда не делась.
Еще больше вопросов вызывает цель хранения столь гигантского массива данных. Ни в "пакете Яровой", ни в постановлении №445 ничего не сказано о механизмах анализа этих данных - Вig Data или бизнес-аналитики (BI). Без интеллектуального инструментария для разметки, систематизации, поиска и анализа терабайт, а то и петабайт абонентских данных они будут лежать мертвым грузом.