Алексей Сечкин, директор по развитию VAS-продуктов и сервисов для операторов связи компании "Инфосистемы Джет"
© ComNews
13.06.2018

В нынешних реалиях телеком-операторы вынуждены активно искать новые пути развития бизнеса и увеличения прибыли, в том числе предоставляя Value Added Services (VAS). О том, какие ключевые тенденции наблюдаются сегодня на телеком-рынке и как будет эволюционировать бизнес-среда операторов связи в ближайшие пять лет, рассказал директор по развитию VAS-продуктов и сервисов для операторов связи компании "Инфосистемы Джет" Алексей Сечкин.

- Каковы мировые тренды на телекоммуникационном рынке?

- Во всем мире телеком-операторы пробуют свои силы в смежных областях бизнеса. В зависимости от амбиций, это могут быть близкие основному бизнесу направления, такие как Unified Communications, Cyber Security, Cloud Computing, Mobility, Managed Services, Ad Targeting. Или менее свойственные телекому - например, Online Gaming, Video & Music OTT, VR&AR, CDN и т.п.

Безусловным трендом является развитие Internet of Things (IoT), который находится на стыке core-бизнеса и новых для телекома областей.

Особое внимание уделяется развитию информационной безопасности в области Интернета вещей и облачных решений.

Еще одно интересное направление - технология eSIM. Данная концепция является логичным продолжением тренда на миниатюризацию SIM-карт.

Претерпевает изменения и телеком-инфраструктура. На выставке Mobile World Congress 2018 Vodafone и BT представили новые образцы базовых станций в рамках концепции Open RAN. Альянс Open RAN основан крупнейшими мировыми операторами AT&T, China Mobile, Deutsche Telekom, NTT DOCOMO, Orange, Vodafone. Концепция альянса подразумевает использование открытых стандартов на инфраструктурном уровне базовых станций.

- Сильно ли российские тренды в телекоме отличаются от мировых?

- Тренды в целом схожи. Российские операторы также активно развивают направления новых услуг Value Added Services (VAS). При этом они наращивают экспертизу внутри своих продуктовых подразделений, развивая акселераторы и партнерства.

Например, ПАО "ВымпелКом" развивается в рамках цифровой экосистемы работы с партнерами - DECOS (Digital ECOSystem). Такой формат взаимодействия высокоэффективен и позволяет, с одной стороны, сократить время вывода продукта на рынок, а с другой - расширить портфолио высокотехнологичных продуктов. При этом оператор использует экспертизу и продукты партнеров, а те, в свою очередь, получают возможность расширить охват с помощью sales force оператора. 

Существенным фактором успеха является понимание партнерами бизнеса операторов, их организационной структуры, внутренних KPI и т.д.

- Что принесут рынку бессимочные решения на базе eSIM?

- Технология eSIM, безусловно, имеет перспективы как в России, так и в целом по миру. Целый ряд факторов являются драйверами развития данной технологии, включая миниатюризацию мобильных устройств, рост их количества в расчете на человека, развитие IoT и т.д. 

В то же время сегодня внедрение eSIM сдерживается отсутствием открытых единых технологических стандартов и законодательными барьерами. Например, в России идентификатором абонента все еще является именно физическая SIM-карта. 

Однако я вижу, что рынок к данным изменениям активно готовится. В перспективе появление электронных SIM-карт усилит конкуренцию за абонентов, так как смена оператора станет простой и быстрой - достаточно будет зайти в личный кабинет.

- Каковы перспективы IoT в России и что это сулит операторам связи?

- Российский рынок IoT находится в ожидании качественного прорыва. Количество предпринимаемых усилий должно перейти в качество и, соответственно, прибыль поставщиков IoT-решений. Подобный перелом в США произошел несколько лет назад. Американские операторы вовремя осознали необходимость развития именно решений, а не просто предоставления connectivity. Это осознают и российские операторы, которые активно работают над развитием IoT-платформ и конечных решений.

Важнейшим аспектом IoT является информационная безопасность. Последние массивные DDoS-атаки были реализованы с помощью botnet-сетей на IoT-устройствах. А для многих направлений, таких как Connected Health, Connected Car, Smart Grid, Smart City, безопасность имеет критическое значение.

- Как решить вопросы информационной безопасности IoT в России и как операторы связи могут повлиять на это?

- Реального опыта и решений по защите IoT-устройств довольно мало. Зачастую уязвимости связаны с недостатками в защите конечных устройств - слабой аутентификацией или уровенем шифрования, не обновляемыми вовремя прошивками и т.п. Сложность обеспечения информационной безопасности в данном случае еще и в том, что контроль за конечными устройствами, как правило, находится в руках производителей, которые в большей степени заинтересованы в высоких показателях продаж, нежели в защите и своевременном обновлении устройств.

С точки зрения модели угроз, IoT наиболее схож с промышленным Интернетом вещей (IIoT, АСУ ТП). В России есть ряд компаний, которые накопили существенный опыт в решении задач по обеспечению информационной безопасности АСУ ТП. Именно это станет драйвером и основой для разработки решений по защите IoT. Наша компания является одним из основных игроков этого рынка.

Сами же операторы связи могут реализовать защиту каналов связи и платформ. Это обусловлено наличием возможностей по принятию дополнительных мер на уровне сети - разделения потоков, отсеивания нелегитимного трафика, выделения отдельных зон сети для платформ и т.п.

- Как повлияет развитие OpenRAN на рынок телекома?

- Безусловно, OpenRAN - интересная концепция, которая может существенно повлиять на экосистему телекома в России и за рубежом. Использование открытых стандартов и интероперабельность должны оказать позитивное влияние на увеличение поставщиков и снижение стоимости базовых станций.

Концепция OpenRAN подразумевает виртуализацию BBU и возможность использования концепций shared infrastructure и off the shelf. Это может стимулировать дальнейшее развитие инфраструктурных компаний, таких как ООО "Сотка Высоток", "Вертикаль", АО "Первая Башенная Компания" (ПБК), АО "Национальная башенная компания" (НБК), ГК "Русские Башни" и т.п. Они смогут предоставлять не только физическое место и электроэнергию для базовых станций, но и сами базовые станции в концепции совместного использования несколькими операторами связи - Virtual Base Band Station as a Service (vBBSaaS).

Еще один возможный тренд - развитие сервиса vBBSaaS собственниками зданий. В этом случае они сами инвестируют в создание инфраструктуры базовых станций и предоставляют операторам уже готовый сервис vBBSaaS.

- Как будет развиваться бизнес операторов связи в ближайшие пять лет?

- Должны произойти качественное определение и специализация. Сейчас стоит вопрос, какие VAS-сервисы делать. Многие операторы еще пробуют различные направления, в том числе довольно отдаленные от основного бизнеса. Мы считаем, что в ближайшей перспективе телеком-игроки перейдут к другой бизнес-модели.

Во-первых, произойдет выделение инфраструктурной составляющей. Собственно, мы уже это наблюдаем: появились ПБК "МегаФона", НБК "ВымпелКома". Сформируется слой компаний, предоставляющих виртуальные базовые станции как сервис по модели vBBSaaS.

Во-вторых, большинство операторов запустят MVNE-платформы. Появится большее количество нишевых MVNO-операторов.

В-третьих, у операторов сформируется понимание, что конкурировать на открытом рынке с динамичными и быстро развивающимися компаниями - игроками в сфере социальных сетей, ОТТ-сервисов, игровых ресурсов и т.п. довольно трудно в силу сложных внутренних бизнес-процессов, длительного time-to-market и организационных ограничений. Операторы сфокусируются на качестве основных сервисов и связанных с ними VAS-услуг. Для запуска фокусных VAS-продуктов будет активно применяться модель партнерской экосистемы, которая уже оправдала себя за рубежом.

Четвертое изменение будет связано с выделением digital-компаний, ориентированных на предоставление B2B-сегменту дополнительных услуг на базе имеющихся у оператора ресурсов. Мы условно назвали эту концепцию "Умная труба". Речь идет о наборе сервисных платформ. Я перечислю четыре такие платформы.

Analytics and lead generation platform - платформа лидо-генерации и аналитики, на основе данных об абонентах (их геолокации, уровне расходов и проч.).

Security Platform - решение по предоставлению участка своей защищенной сети, например, сервисным компаниям, которые будут продавать соответствующую услугу конечному потребителю. Тут у крупных операторов есть значимое преимущество перед остальными  конкурентами: они владеют обширной инфраструктурой и могут обеспечить надежный контроль и безопасность на всем пути прохождения данных.

Connectivity & traffic management platform - платформа, позволяющая на базе технологий DPI и PCRF управлять сетью оператора, приоритизировать трафик в соответствии с различными параметрами пропускаемых данных (например, выделять бизнес-критичным сервисам наибольшую полосу пропускания). Мы уже реализовали ряд подобных решений для нескольких крупных операторов связи.

Developer platform - платформа, для разработки и запуска новых сервисов на базе инфраструктуры операторов связи, направленная в первую очередь на работу со стартапами и разработчиками. Сегодня игроки телеком-рынка создают компании-акселераторы для поддержки стартапов и поиска новых бизнес-ниш. Командам разработчиков для реализации их идей нужна соответствующая ИТ-инфраструктура, которую вполне может предоставить и сам оператор. Плюс в том, что именно эта платформа может использоваться и в будущем, для развития проектов на основе успешных стартапов.

Таким образом, дальнейшая эволюция телекома связана с выделением трех ключевых слоев - собственного операторского направления, среды доставки (инфраструктурный слой) и digital-среды для развития цифровых сервисов. В этой цепочке важную роль сыграет и интегратор: реализация сложных проектов по запуску новых сервисов потребует доработок существующего ИТ-ландшафта и многочисленных системных интеграций. Кроме того, ИТ-партнер поможет строить сами платформы и разрабатывать VAS под задачи телеком-оператора, гармонично дополняя его опыт и компетенции, исторически накопленные в области основного бизнеса.

- Готов ли российский рынок к VAS?

- Рынок уже давно потребляет эти сервисы. Главный вопрос в том, готовы ли операторы к запуску сложных VAS. Многим из них мешает недостаток технической квалификации внутри компании, сложная организационная структура и, соответственно, длительность запуска новых услуг, а в некоторых случаях и недостаток финансов. Модель, при которой оператор использует партнерство с опытным ИТ-партнером, наиболее перспективна с точки зрения скорости реализации проектов и затраченных на них ресурсов - как временных, так и финансовых.