выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
27.08.2018

По итогам II квартала 2018 года совокупная выручка операторов "большой четверки" на российском рынке составила почти треть триллиона рублей (294,8 млрд рублей). При этом все четыре основных мобильных оператора показали положительные результаты по общей выручке, а все участники "большой тройки" продемонстрировали положительные показатели выручки в сегменте мобильной связи.

По общей выручке на рынке РФ первое место заняло ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) с показателем 106,4 млрд рублей, что на 7,4 млрд рублей (7,4%) больше, нежели по итогам аналогичного периода 2017 года.

Следом идет ПАО "МегаФон" с показателем 80,7 млрд рублей. У "МегаФона" рост выручки год к году (II квартал 2018 г. ко II кварталу 2017 г.) составил 3,8 млрд рублей, или 4,9%.

На третьем месте - ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). Его выручка в России за II квартал 2018 года составила 72,5 млрд рублей, при этом год к году рост выручки у "ВымпелКома" выше, чем у "МегаФона" - 4,1 млрд рублей, или 6%.

Замыкает четверку Tele2 (ООО "Т2 Мобайл"). С недавнего времени этот оператор вновь начал раскрывать (хотя и частично) финансовые показатели. Выручка Tele2 во II квартале 2018 года составила 35,2 млрд рублей, при этом Tele2 показал самый высокий среди участников "большой четверки" рост выручки в процентах в сравнении со II кварталом 2017 года -  18,2%, и второй результат в деньгах - 5,8 млрд рублей.

Если сравнивать выручку операторов "большой тройки" (Tele2 эти показатели не приводит) в РФ по сегментам, то по услугам мобильной связи увеличение выручки продемонстрировали все три игрока. Наибольшая выручка в указанном сегменте по итогам II квартала 2018 года у МТС - 78,4 млрд рублей. При этом рост сотовой выручки год к году у МТС составил 4,4%, или 3,3 млрд рублей. На втором месте расположился "МегаФон" с выручкой в мобильном сегменте в 67,1 млрд рублей, что на 4,4% (2,9 млрд рублей) больше, нежели во II квартале прошлого года. Совсем немого от "МегаФона" отстал "ВымпелКом". Его показатель в этом сегменте по итогам квартала составил 63,5 млрд рублей, при этом по приросту выручки по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года "ВымпелКом" показал наилучший результат среди операторов "большой тройки": выручка в указанном сегменте по итогам II квартала у "Билайна" выросла на 5,1 млрд рублей, или на 8,7% год к году.

В выручке в России в сегменте фиксированной связи только двое из операторов "большой тройки" продемонстрировали положительные показатели по итогам II квартала 2018 г. При этом, МТС - у которой наибольшая выручка в этом сегменте, составившая 15,2 млрд рублей, - показала очень незначительный прирост год к году: всего 0,2%. "МегаФон", с показателем 7,8 млрд рублей за квартал, напротив, показал хороший рост год к году - 21,8%, или 1,4 млрд рублей. Однако "ВымпелКом", у которого во II квартале наблюдалось снижение выручки в фиксированном сегменте (на 9,6%, или минус 1 млрд рублей год к году), завершил II квартал с показателем 8,9 млрд рублей, обойдя "МегаФон".    

По показателю чистой прибыли по итогам II квартала 2018 года лидирует МТС - 14,7 млрд рублей. Тем не менее у этого оператора по сравнению со II кварталом 2017 года чистая прибыль снизилась на 0,6%, или на 0,1 млрд рублей. В то же время "МегаФон" вырос по чистой прибыли на 10,8%, или на 0,7 млрд рублей - до 6,7 млрд рублей по итогам II квартала 2018 года. Tele2 и вовсе по итогам отчетного периода вышел на положительный показатель чистой прибыли, которая составила 1 млрд рублей, в то время как во II квартале 2017 года его убыток составлял 1,5 млрд рублей. "ВымпелКом" чистую прибыль по России не раскрывает.

Показатель OIBDA по России у МТС по итогам II квартала 2018 года увеличился на 21,4% год к году - до отметки 51,1 млрд рублей. У "МегаФона" также произошло увеличение этого показателя - на 4,2% (до 31,9 млрд рублей). "ВымпелКом" не приводит OIBDA, однако показатель EBITDA у него вырос на 1,2% и составил 27,2 млрд руб. У Tele2 показатель EBITDA составил по итогам квартала 11 млрд рублей, увеличившись на 44,7% год к году.  

Что касается количества абонентов услуг сотовой связи у операторов "большой четверки", то здесь наблюдается тенденция к околонулевому росту, а то и вовсе к снижению абонентской базы. Так, у МТС по итогам II квартала 2018 года в России насчитывалось 78,1 млн сотовых абонентов, и этот показатель не изменился по отношению к I кварталу 2018 года и незначительно (на 0,1%) увеличился в сравнении с итогами II квартала 2017-го. У "МегаФона" похожая ситуация: 75,8 млн сотовых абонентов во II квартале 2018 года и рост на те же 0,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. "ВымпелКом" по итогам II квартала и вовсе показал отрицательную динамику по приросту абонентской базы: 56,4 млн абонентов во II квартале 2018 года и снижение на 3,3% (минус 1,9 млн абонентов) при сравнении год к году.

Tele2 не привел в отчетности количества абонентов, отметив лишь, что его абонентская база во II квартале 2018 года увеличилась на 4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Напомним, что с III квартала 2016 года этот оператор перестал раскрывать финансовые результаты и количество абонентов, а вернулся к частичному раскрытию показателей лишь в I квартале нынешнего года. По данным AC&M-Consulting, по итогам 2017 года Tele2 показал прирост на 1,6 млн SIM-карт, увеличив абонентскую базу до 40,6 млн.

Рынок сотовой связи в России уже не первый год является перенасыщенным. По данным AC&M-Consulting, уровень проникновения мобильной связи (точнее - SIM-карт) в РФ по итогам 2017 года составил 179%. Учитывая, что население России - 146 млн человек, получается, что общее количество SIM-карт составляет 261,3 млн. Если вычесть из этого количества те SIM-карты, которые используются в M2M/IoT-устройствах (согласно ранее приведенным агентством AC&M-Consulting данным, к концу 2017 г. общее количество M2M-модулей, работающих в сетях мобильной связи в России, едва превышало 13 млн штук), а также не учитывать те SIM-карты, которые приходятся на MVNO (по данным "ТМТ Консалтинга", к концу 2017 г. в России насчитывалось около 5,8 млн пользователей MVNO) и немногочисленных оставшихся региональных операторов ("Мотив", "Таттелеком"/"Летай" и "Вайнах Телеком") - совокупно еще около 5 млн абонентов, то получается, что общее количество SIM-карт, принадлежащих абонентам операторов "большой четверки", составляет около 237 млн. Это означает, что у каждого жителя России, включая грудных младенцев и глубоких стариков, на руках в среднем 1,6 SIM-карты от операторов "большой четверки".

Такие тенденции показателей по абонентской базе у операторов "большой четверки" (околонулевой рост или снижение абонентской базы) могут свидетельствовать о том, что у операторов продолжается процесс избавления от так называемых мертвых душ, которые образуются после того, как абонент, получив SIM-карту, например, на вокзале или у метро, использует ее некоторое время, а потом просто выбрасывает, оставаясь при этом зарегистрированным в базе оператора как действующий абонент еще как минимум шесть месяцев. Поэтому и в ближайших кварталах можно ожидать дальнейшего сокращения "мертвых душ", причем это не только сделает рыночную статистику близкой к реальности, но поможет и самим операторам повысить отчетный показатель ARPU.