Алексей Малыш: "ГИПРОСВЯЗИ" пришлось переформатировать саму модель проектирования и отталкиваться не от инфраструктуры, как раньше, а от услуги"
22.10.2018

Системное проектирование позволяет объективно оценить комплекс взаимоувязанных задач при информатизации деятельности предприятия. Спрос на эту услугу постоянно растет, особенно среди компаний – ​владельцев собственной инфраструктуры. При этом повсеместный переход к цифровым технологиям требует пересмотра подходов к дальнейшему развитию услуги. Как эти факторы отражаются на специфике работы крупнейшего проектного института телекоммуникационной отрасли, обозревателю "Стандарта" Якову Шпунту рассказал генеральный директор ПАО "ГИПРОСВЯЗЬ" Алексей Малыш.

- Цифровая трансформация экономики требует новых подходов к решению задач развития. Как это повлияло на спектр услуг, предлагаемых компанией?

- Вследствие большого объема и комплексности задач трансформации, у наших заказчиков резко увеличилась потребность в методологии системного проектирования, предполагающей всесторонний анализ и оптимизацию принимаемых решений, начиная с самого первого этапа – ​инвестиционного планирования. Системный подход – ​это фундамент, на котором базируются проекты цифровой трансформации. Начальная концептуальная проработка позволяет сформировать ряд вопросов, требующих сбалансированного, взаимоувязанного решения. Последующая проработка различных вариантов технической реализации на этапе системного проекта обеспечивает оптимизацию решения и снижение проектных рисков. Детализация плана реализации проекта завершается разработкой генеральной схемы, устанавливающей количественные и финансовые показатели для каждого этапа работ.

Системное проектирование – ​конкурентное преимущество "ГИПРОСВЯЗИ", наш конек.

Рынок знает немало примеров неудачной реализации масштабных ИКТ-систем из-за неполноты и нечеткости определения системных требований. Поэтому мы полностью переформатировали модель проектирования и при решении задач отталкиваемся не от инфраструктуры, как раньше, а от услуг. Вместо традиционного технического задания заказчику достаточно предоставить нам набор базовых характеристик новой услуги или пакета услуг, которые он хотел бы получить. Технические требования и решения мы формируем уже в ходе работ над проектом.

На разработку нового подхода нам потребовалось около года, зато мы уверены, что он правильный. Свидетельство тому – ​ежегодное удвоение объема заказов "ГИПРОСВЯЗИ".

- Среди клиентов "ГИПРОСВЯЗИ" – ​операторы связи, проектные институты, органы государственной власти и спецпользователи. Какая доля выручки приходится на каждую группу?

- Структура клиентской базы у нас не меняется, при этом объемы выручки от каждой категории разные. Основной сегмент заказчиков – ​операторы связи. Государственные ведомства и силовой блок традиционно более консервативны: их системы связи, как правило, развиваются согласно ранее разработанным планам. Интеграторы с нами не работают, они стараются самостоятельно реализовывать все этапы своих проектов.

К нам обращаются организации, заинтересованные в комплексном развитии инфраструктуры связи, которая может обеспечить бесшовную интеграцию и высокую производительность любых ИТ-приложений. Заказчикам нравится такой подход, и они повторно обращаются к нам.

- Есть ли специфика в проектах для силовых ведомств и структур (для Минобороны, ФСО, ФСБ)?

- Вооруженные силы крепнут и все меньше хотят зависеть от внешних факторов, что продемонстрировал военно-технический форум "Армия-2018". Минобороны РФ активно реализует проекты, связанные со строительством инфраструктуры связи, в том числе стремится самостоятельно строить сегмент, относящийся к "последней миле".

ФСО и ФСБ уже решили вопросы со строительством инфраструктуры. Но для них актуальна задача технического перевооружения, выход на новый технологический уровень, и в этом "ГИПРОСВЯЗЬ" готова оказать содействие.

- "ГИПРОСВЯЗЬ" входит в рабочие группы госпрограммы "Цифровая экономика РФ". Какие инициативы и конкретные мероприятия реализуются в рамках этой работы?

- В программе "Цифровая экономика РФ" пять направлений. Наша материнская компания, ПАО "Ростелеком", и "ГИПРОСВЯЗЬ" привлечены к работе по направлениям "Информационная инфраструктура" и "Информационная безопасность".

"Ростелеком" назначен центром компетенций по направлению "Информационная инфраструктура", в рамках которого выделено пять поднаправлений. Я возглавляю одно из них – ​"Проводные сети связи". Все предложения по реализации мероприятий в рамках госпрограммы, как минимум, прорабатывались в "ГИПРОСВЯЗИ", а некоторые из них были нами предложены.

По направлению "Информационная безопасность" мы работаем под эгидой профильного ведомства – ​Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры). Мы предложили реализовать 12 мероприятий, пять из которых были согласованы, а оставшиеся семь включены в принятые. В итоге все наши инициативы были поддержаны как важные для развития сферы телекоммуникаций в стране.

- Какие требования предъявляет цифровая экономика к информационной инфраструктуре?

- В отрасли идут процессы серьезной трансформации. Подавляющее большинство операторов построили свои сети связи, но модернизация продолжается. Из операторов связи они превратились в провайдеров цифровых сервисов, что стало драйвером их дальнейшего роста.

Объемы трафика растут. Конечно, не в геометрической прогрессии, чем нас пугали производители телекоммуникационного оборудования пять-семь лет назад (а некоторые пугают до сих пор). Объем трафика растет на 25‑30 % в год. Появление новых сервисов, цифровизация бизнеса и ее проникновение в повседневную жизнь повышают требования к пропускной способности сетей, однако применение современных DWDM-систем существенно упростило этот процесс. Емкость сетей достигает уже 400G, что на порядок больше, чем пять лет назад.

- Сколько времени нужно, чтобы вырастить квалифицированного проектировщика сетей связи? Как поддерживать квалификацию специалистов в условиях стремительного развития технологий?

- Никогда (ни в советский период, ни после) не существовало учебных заведений, которые выпускали бы проектировщиков, но такого специалиста можно вырастить из инженера. Как правило, для приобретения необходимых навыков достаточно от двух с половиной до трех лет. Срок зависит от специализации. Так, для работы с линейными сооружениями необходимо 12‑15 компетенций, а со станционными (в том числе с ЦОДами) – ​более 50. Квалификация во многом определяется наличием школы проектирования. У "ГИПРОСВЯЗИ" она есть.

К нам приходят студенты вузов, начиная с III курса. Также мы активно привлекаем выпускников средних специальных учебных заведений. Их базовые знания вполне соизмеримы с теми, которые получает бакалавр. Вузовский диплом такие специалисты тоже могут получить, "ГИПРОСВЯЗЬ" их в этом поддерживает. В целом мы не испытываем дефицита кадров. За счет стабильного материального положения наша компания считается одним из лучших работодателей, особенно в регионах.

- Как вы оцениваете качество ИТ-специалистов, выпускаемых отечественными вузами? Реализует ли компания какие-то инициативы совместно с образовательными учреждениями для подготовки высококвалифицированных кадров?

- Вузы дают неплохую теоретическую подготовку. Но технологии развиваются очень быстро: смена поколений оборудования происходит каждые три-четыре года. Учебная программа за этими изменениями не успевает. В "ГИПРОСВЯЗИ" работает система, позволяющая непрерывно повышать квалификацию, следить за техническими новинками. "Ростелеком" поддерживает профильные кафедры в ведущих вузах страны, и как дочерняя компания "ГИПРОСВЯЗЬ" участвует в мероприятиях для студентов в Москве и регионах нашего присутствия. Например, Сибирский филиал компании активно взаимодействует с Сибирским государственным университетом телекоммуникаций и информатики, выпускники которого пополняют наши ряды.