© ComNews
17.12.2018

Оператор мобильной связи Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") внедрил в розничной сети систему цифровой навигации, состоящей из цифровых дисплеев, управляемых из офиса компании. Другие операторы связи также стремятся развивать розничную сеть, используя различные инструменты привлечения внимания посетителей. ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), например, запустило сеть брендированных кофе-корнеров в своих розничных точках продаж.  

"Tele2 внедрил в розничную сеть интерактивную систему цифровой навигации. Технология позволяет отображать актуальную и полную информацию об ассортименте салонов в режиме реального времени. Посетители могут выбрать устройство, сравнить его со смартфонами в той же категории и купить дополняющие товары. Система цифровых дисплеев управляется из офиса компании. Электронные ценники позволяют единовременно менять стоимость ассортимента во всех точках продаж. Помимо отображения информации о продукте, цифровые дисплеи выполняют функцию цветовой индикации. В результате клиенты находят нужный продукт, так как тот или иной цвет соответствует определенной категории товара", - сообщает пресс-служба Tele2. В компании отмечают, что цифровая навигация экономит время клиента на поиск нужного товара и упрощает выбор. Технология также повышает операционную эффективность, сокращает издержки компании и исключает вероятность ошибок из-за несвоевременного обновления цен. Одновременная передача данных помогает успешно проводить краткосрочные акции с предоставлением скидок, что способствует увеличению продаж.

Руководитель департамента стратегических коммуникаций Tele2 Ольга Галушина отметила, что разработчиком интерактивной системы цифровой навигации является компания Hanshow Technology, которая создала его эксклюзивно для Tele2, интегратором решения выступило ООО "Инком Реал". "Сроки пилотного проекта пока строго не определены. По результатам тестирования в шоуруме Tele2 мы планируем интегрировать решение в московских флагманских салонах и впоследствии масштабировать проект на всю розничную сеть компании. Сейчас мы оцениваем рост продаж смартфонов, аксессуаров и сопутствующих товаров в нашем салоне-шоуруме. Положительная статистика продаж будет предпосылкой для дальнейшего масштабирования проекта и внедрения подобной системы в других салонах Tele2. Уже в первые дни эксплуатации решения мы заметили положительный эффект от цифровизации офлайн-розницы", - сказала Ольга Галушина корреспонденту ComNews.

Директор макрорегиона "Москва" Tele2 Игорь Жижикин отметил, что развитие розничного сегмента - один из ключевых приоритетов Tele2. "Мы стремимся совершенствовать точки продаж, адаптировать их наполнение к потребностям клиентов и использовать новые технологии для улучшения качества сервиса. Аналитика потребительского поведения фиксирует высокий спрос на функцию отображения похожих и сопутствующих товаров. Внедрение инновационной системы электронной навигации в розничной сети позволит не только реализовать данную опцию в офлайн-среде, но и, по нашим оценкам, увеличить NPS в точках контакта на 6%", - сказал он.

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") в свою очередь запустило проект "Билайн и кофе" - сеть брендированных кофе-корнеров, открытых в магазинах сети. Первая точка открылась в Москве. В 2019 г. компания планирует открыть еще 30-50 кофе-корнеров.

"Сеть "Билайн и кофе" стала следующим шагом в развитии новой концепции ретейла, в рамках которой компания создает дополнительную ценность от посещения магазинов. В магазинах "Билайна" можно не только купить SIM-карты и девайсы, воспользоваться финансовыми сервисами и проконсультироваться по мобильной связи, но и получить услуги, которые востребованы каждый день", - сообщает пресс-служба "Билайна".

"В 2018 г. мы удвоили количество наших магазинов. "Билайн и кофе" прекрасно вписывается в концепцию обновленного ретейла. Мы хотим быть полезными как для наших клиентов, так и для тех, кто пока не является абонентами "Билайна". Открывая кофе-корнеры под своим брендом, мы создаем новые возможности для партнерства. Бренд "Билайн" - один из самых дорогих и известных в России. Он позволит легче стартовать молодым и амбициозным предпринимателям", - рассказывает исполнительный вице-президент по продажам и клиентскому сервису "ВымпелКома" Юрий Смагаринский.

Кофе-корнеры продолжают партнерскую программу, которая запущена в 2018 г. В ходе ее реализации в магазинах "Билайна" появились кофейни, почтоматы, банкоматы, туристические агентства. "Сейчас с "Билайном" работает 21 партнер и открыто 100 партнерских точек. В III квартале 2018 г. по сравнению с предыдущим кварталом выручка партнерских точек выросла на 23%, а трафик в них - на 32%. В 2018 г. у клиентов появилась возможность получить заказы из различных онлайн-магазинов в 300 собственных офисах, а в 2019 г. пункты выдачи заказов будут доступны в каждом третьем салоне "Билайна". Использование партнерского формата увеличивает трафик в магазины, что вносит свой вклад в рост продаж. По итогам III квартала 2018 г., согласно собственной отчетности компании, выручка от продажи девайсов в магазинах "Билайна" выросла на 164% по сравнению с III кварталом 2017 г. Согласно последним отчетам GFK доля "Билайна" на рынке продаж оборудования утроилась по сравнению с прошлым годом", - рассказывает представитель пресс-службы "Билайна".

Он отметил, что в этом году "Билайн" удвоил число собственных магазинов в России. "Новые магазины открывались с применением аналитики Big Data для выбора наиболее эффективных локаций, а график работы салонов и сотрудников формировался с помощью интеллектуальной системы так, чтобы клиенту не нужно было стоять в очередях", - рассказал корреспонденту ComNews представитель пресс-службы "Билайна".

Представитель пресс-службы ПАО "МТС" отметил, что в розничной сети МТС уже активно внедряются системы, работающие на основе Big Data и машинного обучения. "Поставки нового товара осуществляются с помощью программы, которая анализирует текущие покупки и прогнозирует будущие продажи. Таким образом, все офисы продаж своевременно обеспечиваются гаджетами, аксессуарами и операторским оборудованием. Аналогично работает собственная система WFM, которая на основе больших данных строит графики сотрудников в зависимости от потока клиентов. МТС будет продолжать внедрять новые технологии в свою розницу, чтобы сделать процесс покупок и обслуживания еще удобнее для клиентов", - рассказал он.

Говоря о кофе, представитель пресс-службы заметил, что розничная сеть МТС начала тестировать формат кофеен в офисах продаж в 2017 г. "На данный момент в Москве и Петербурге открыто порядка 10 кофеен с локальными игроками, а в декабре 2018 г. МТС открыта точка Costa Coffee. Партнерский формат работы увеличивает поток клиентов в утренние часы на 20-30%", - приводит он данные.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова отмечает, что операторы стремятся развивать розничные продажи, используя всевозможные способы привлечения внимания потенциальных покупателей услуг. "Цифровая навигация, как любой интерактив, как раз направлена на вовлечение в процесс покупки. Концепция обновленного ретейла, в свою очередь, позволяет увеличивать трафик посещаемости", - добавляет она. 

На взгляд аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, розничные сети не являются драйвером роста для операторов, так же как банкоматы и офисы - не драйвер роста рынка финансовых услуг. "Но это точки контакта с клиентами. Если операторы их потеряют и полностью уйдут в онлайн, то станут там добычей "Яндекса", Mail.Ru, Google и Facebook, которые контролируют аудиторию. Поэтому салоны цифровой техники - это ответ операторов Facebook и "ВКонтакте", там клиент принадлежит только им", - рассуждает Леонид Делицын. 

При этом, по его словам, прибыльность розничного бизнеса ниже, чем маржинальность основного бизнеса операторов. "И это понятно, поскольку в магазинах операторы продают импортную цифровую технику, которая сегодня производится в таких странах и в таких объемах, чтобы минимизировать цены. Большую прибыль там получают только производители-новаторы, такие как Apple, которые задают тон на рынке. Существенно увеличить выручку розничных сетей нельзя в силу очень высокой конкуренции в этом секторе. Значит, чтобы повысить прибыль, остается один путь - снижать расходы. Снизить стоимость смартфонов или аксессуаров операторы не могут, но могут снизить расходы на аренду, логистику, персонал. В перспективе обслуживать клиентов в точках продаж вполне могут роботы ", - рассуждает Леонид Делицын.

"Фактически цифровая навигация - это способ переложить поиск товара с продавца на самого покупателя. Безусловно, для того чтобы выбрать устройство и сравнить его с другими - необязательно вообще заходить в салон, но если уж человек оказался там, то приучать его к самообслуживанию - это способ урезания костов. Что касается кофе, то кофейни в свое время не спасли книжные сети Barnes & Noble и Borders от проигрыша онлайн-ретейлеру Amazon. С другой стороны, у операторов есть конкурентное преимущество - физические точки контакта с потребителями, которые позволяют продавать все, что посетители хотели бы купить. Наверное, наиболее смелый эксперимент проводит "Почта России" в партнерстве с "Магнитом" - открыть продовольственные магазины операторы пока не рискуют. Однако за кофе пойдет выпечка, кондитерские и тому подобные проекты", - высказывает свое мнение Леонид Делицын.