© ComNews
25.02.2019

Совокупный объем российского рынка IoT может превысить 80 млрд руб. к 2020 г. Его рост ожидается на уровне 7-8% в год. Такие прогнозы дают Schneider Electric и ЦСП "Платформа". Кроме того, исследователи считают, что Россия может стать одним из мировых лидеров на рынке IoT-решений для нефтегазового сектора, нефтехимии и металлургии.

ЦСП "Платформа" и Schneider Electriс провели совместное исследование "Интернет вещей в России: цифровая воронка потребления". В нем приняли участие топ-менеджеры крупных российских компаний, представляющих нефтегазовый и банковский секторы, телеком, здравоохранение, сельское хозяйство, ЖКХ и еще шесть ключевых отраслей экономики РФ. Эксперты определили уровень цифровизации российского рынка и выяснили его перспективы.

Для визуализации результатов опроса была использована модель "цифровой воронки": она показывает, какие отрасли российской экономики - в числе лидеров по внедрению интернета вещей (IoT), а какие отстают. Критериями оценки стали сложность и масштаб IoT-проектов, текущие результаты и перспективы внедрения. Воронка состоит из четырех витков, в центре - отрасли с высоким уровнем цифровизации, на внешнем круге - наименее технологичные, только вступающие в "воронку цифровизации".

По данным исследования, в центре воронки оказались компании из сектора телекоммуникаций и интернета, а также банковских и финансовых услуг.

Большинство из опрошенных экспертов выделили среди лидеров цифровизации металлургию, нефтегазовую и горнодобывающую отрасли (сырьевая экономика). Они широко внедряют интернет вещей, а опрошенные в основном полагают, что Россия в будущем может стать одним из мировых лидеров на рынке IoT-решений для нефтегазового сектора, нефтехимии и металлургии. Предпосылками для таких прогнозов эксперты называют емкий и платежеспособный внутренний рынок, а также и растущую потребность сырьевых компаний в цифровой трансформации.

"IoT-проекты сегодня реализуют многие добывающие и перерабатывающие компании. Например, "Газпром нефть" развивает программу "Когнитивный геолог": через два года она должна сократить рутинные операции геологов на 70–80%. Сбор данных и их анализ ускорит строительство объектов вдвое и повысит точность оценки скважин до 99%", - считают эксперты.

Руководитель центра цифровых инноваций "Газпром нефти" Владимир Воркачев говорит, что на каждом этапе возможны уникальные наработки, так как одну и ту же технологию можно попробовать на десятке месторождений и предприятий в разных условиях - в жару и холод, в районах легкой и тяжелой добычи.

Самый низкий уровень цифровизации, по данным исследования, показали сферы ЖКХ, сельского хозяйства и здравоохранения. "Отдельные IoT-проекты в этих отраслях ведутся - например, в Москве 130 тыс. камер наблюдения обеспечивают контроль уборки мусора, незаконной торговли и т.д. Коммунальная техника в столице оснащена датчиками потребления топлива, что позволяет сэкономить до 4% его объема. В отличие от Москвы, в большинстве регионов России таких проектов нет, и одна из причин - слабое покрытие сетями связи, которые обеспечивают передачу данных с IoT-устройств", - отмечается в исследовании.

Большинство опрошенных игроков рынка сошлись во мнении, что разрыв между российскими компаниями по уровню внедрения ИТ-технологий очень велик. Получается, что есть компании, которые находятся "на острие" цифровой трансформации, и предприятия, которые не достигли даже базового уровня автоматизации производств и процессов. "Но избежать этот (промежуточный) этап автоматизации - невозможно. Компании, которые его не пройдут, просто не попадут в цифровое будущее и быстро прекратят существование", - считает генеральный директор компании IBS Светлана Баланова.

Эксперты называют доминирующую роль государства в цифровой трансформации особенностью российского рынка. По мнению аналитиков Всемирного банка (The World bank), российское правительство ведет за собой частный сектор. Ситуация очень отличается от того, что происходит в других странах, где бизнес ведет за собой государство.

В целом три четверти респондентов заявили о том, что российский IoT-рынок развит слабее, чем в других странах (США, Китай, Япония, Германия и др.), но отставание это обратимое. Догнать лидеров, по мнению экспертов, Россия может за 1-5 лет. "Доминирование государства имеет свои преимущества и недостатки: в числе первых - активное развитие цифровых госуслуг - ими уже пользуется около 80 млн человек - и высокий уровень кибербезопасности. К минусам можно отнести неравномерное развитие информационных технологий: Россия отстает именно в тех направлениях, которые наиболее востребованы в мире, - интернете вещей, робототехнике и искусственном интеллекте", - отмечается в исследовании.

"Мы с огромным вниманием следим за оценками рынка IoT в России, которые публикуют ведущие исследовательские структуры. Все компании подтверждают, что этот рынок находится в фазе устойчивого развития. Schneider Electric поддерживает этот оптимистичный сценарий: опыт реализации порядка 20 крупных IoT-проектов показывает, что спрос на эти решения растет и тренд будет сохраняться. На мой взгляд, будет правильным придерживаться наиболее консервативной из оценок: в ближайшие два года рост составит 7-8%, и общий объем рынка к 2020 г. - около 80 млрд руб.", - отметил президент Schneider Electric по России и СНГ Йохан Вандерплаетсе.

Представитель пресс-службы АО "ЭР-Телеком Холдинг" отметил, что, если говорить о росте рынка технологий, созданных специально под IoT, например технология LPWAN, то рост рынка будет заметно больше, около 20%. "Мы согласны, что Россия в будущем может стать одним из мировых лидеров на рынке IoT-решений для промышленности, нефтегазового сектора, нефтехимии и металлургии. И если говорить о российских компаниях, которые уже работают на международном рынке или планируют на него выходить, то, конечно же, успешно реализованные проекты на отечественном рынке дадут им существенное конкурентное преимущество перед зарубежными игроками", - считает представитель пресс-службы "ЭР-Телекома".

Представитель пресс-службы ПАО "МегаФон" сказал, что неотъемлемой частью развития цифровой экономики становится развитие умных городов. "Новые цифровые решения позволяют улучшать жизнь горожан, решать проблемы с транспортной загруженностью, безопасностью, загрязнением окружающей среды. Уже 30-40% населения крупных городов в мире, в том числе Москвы, пользуются такими решениями, а прогноз роста мировой выручки от систем умного города составляет $2,5 трлн к 2025 г. с ежегодным темпом прироста более 18%. Развитие данных систем потребует наличия технологической инфраструктуры, в том числе большого количества сенсоров и датчиков на базе интернета вещей, развитой системы связи и высокоскоростного доступа в интернет, а также наличия опыта в облачных вычислениях и продвинутой аналитике на основе Big Data. "МегаФон" сегодня обладает уникальным набором компетенций, активов и партнеров в совокупности с большим опытом реализации крупных высокотехнологичных проектов. Наличие экспертизы в развитии сетей связи, внедрении IoT- и M2M-решений, реализации ИКТ-проектов - все это позволяет "МегаФону" активно участвовать в создании инфраструктуры и решений, необходимых для функционирования элементов умного города" - сказал он.

Директор Ассоциации интернета вещей (АИВ) Андрей Колесников не согласен с прогнозами экспертов в части роста рынка интернета вещей. "Цифра 7-8% находится в безопасной зоне. Говоря проще, это естественный рост, даже если никто специально не будет внедрять цифровые стратегии. Цифровизация в промышленности все равно будет происходить за счет медленной смены средств производства, от этого никуда не денемся. Думаю, прогноз IDC и мои ощущения про 20% в год более реалистичны. Но, видимо, в этом году IIoT вырастет процентов на 14%, не больше. Долго запрягают", - сказал он.

По поводу прогноза относительно места России в нефтегазовой отрасли в части IoT Андрей Колесников отметил, что начало активной фазы цифровизации и стратегия "Газпромнефти" говорят о том, что лидеры указанного рынка довольно серьезно настроены. "Такой "бегемот рынка" тянет за собой огромное количество смежных компаний, индустрий, инфраструктуру и технологических подрядчиков. Поэтому рост цифры происходит на достаточно серьезном фронте. Хочу также сказать, что "догнать и перегнать" - это достаточно ущербная идеология, проистекающая из оборонного сознания. Нам не нужно ничего никому доказывать. Просто нужно много и серьезно работать. Сейчас не вижу возможности для российских лидеров IoT-рынка мощно выступать на мировой арене. Это связано не с технологиями, а с обстановкой в целом", - считает Андрей Колесников.

Директор по промышленным решениям компании "Крок" Вячеслав Максимов отметил, что рост в 7-8% вполне реалистичен. "В России заказчики лучше начинают ориентироваться в преимуществах современных беспроводных технологий, экономя километры кабелей и миллионы рублей на их прокладку. Это особенно актуально на опасных производствах, где существует полный запрет на электричество. Пока развитие IoT в России отстает от мирового уровня. Будет последовательное эволюционное развитие, заказчики будут искать способы удешевить автоматизацию производственных и бизнес-процессов с помощью IoT при одновременном увеличении информационного насыщения. Качественное изменение ситуации ожидается от появления беспилотных автомобилей на дорогах и беспилотной техники на производстве - например, погрузчиков", - считает Вячеслав Максимов.

Руководитель направления инновационных решений "Стэп Лоджик" Анна Никитина сказала, что довольно скептически относится к подобным прогнозам: "Комментировать цифры не берусь, поскольку объективно оценить рынок крайне сложно. Безусловно, тренд на рост рынка есть: мы видим, как наши заказчики трансформируются, а IoT-решения стали одним из основных драйверов продаж. Портфель инновационных решений нашей компании расширяется. Общая тенденция к сокращению расходов заставляет заказчиков задумываться об автоматизации и оптимизации технологических и бизнес-процессов. Количество реальных внедрений растет. Однако рынок IoT в нашей стране по-прежнему представляет собой green field, и зачастую по причине отсутствия реальных кейсов заказчикам сложно поверить в экономическую эффективность таких решений. Что касается технологий, то на нашем активно растущем рынке нередко появляются решения, более подходящие российским реалиям и, несомненно, по более конкурентоспособной цене".  

"Разумеется, наша страна находится на ведущих позициях в области добычи и переработки сырья, однако, чтобы стать мировым лидером в области IoT, необходимы серьезные усилия и инвестиции в данное направление. Не думаю, что это произойдет в ближайшее время. Уровень производственных предприятий в целом по России существенно ниже, чем во многих странах. С другой стороны, в целом конъюнктура положительная, компании достаточно восприимчивы к новациям, и интерес к ним только растет. Те решения, которые два года назад требовали долгих обсуждений, сегодня очевидны и становятся основой для сложных интеграционных проектов. Российский рынок IoT имеет специфику по сравнению с западным: если наши заказчики пока сконцентрированы только на повышении эффективности, то зарубежные коллеги уже вынуждены смотреть шире и уделять больше внимания экономии человеческих ресурсов и экологичности производства. Скажем так, пока продавать IoT-решения в России сложнее", - заключила Анна Никитина.

Руководитель отдела системной архитектуры компании "Ланит-Интеграция" (входит в группу "Ланит") Игорь Литвинов согласился с тем, что рост рынка IoT будет, но отметил, что, скорее всего, незначительный. "Он не превысит прогнозируемых оценок в 7-8%. Сейчас много пилотных проектов. Их цель - найти области эффективного применения интернета вещей. IoT сейчас растет просто за счет переименования технологий. Все, что ранее было интеллектуальными датчиками, удаленным управлением и мониторингом, сейчас модно называть "IoT". Сегодня в разных стадиях разработки государственные программы по построению систем на основе интернета вещей. В ближайшем будущем они тоже внесут свой вклад в развитие технологии", - прокомментировал Игорь Литвинов.

Говоря о прогнозе, что Россия может стать мировым лидером по интернету вещей для нефтехимической, сырьевой отрасли, он сказал, что интернет вещей можно применить практически в любой отрасли, и не удивительно, что Россия может стать лидером по внедрению IoT в тех отраслях производства, в которых она занимает ведущие позиции. "Во всяком случае термины "цифровая шахта", "цифровая скважина" в обсуждениях пилотных проектов с заказчиками используются достаточно часто. "Цифровое производство" упоминается реже. Важно не гнаться за модой и не внедрять технологии ради технологий. Цифровизация может принести реальную пользу, если в компании внедрена система постоянного поиска возможностей по оптимизации производственных процессов. Тогда IoT позволяет собирать дополнительные данные, анализировать их и принимать решения по оптимизации "на лету". Кроме нефтехимии и сырьевиков IoT активно внедряется в сельском хозяйстве. Современные фермы - это высокотехнологичные комплексы, где развитие идет высокими темпами. Что касается российских производителей IoT, емкий внутренний рынок - это всегда хорошее конкурентное преимущество. Но те, кто будут ориентироваться только на него, в итоге проиграют глобальным игрокам. Российских производителей с амбициями на захват доли мирового рынка IoT пока нет", - рассказал Игорь Литвинов.

Директор центра отраслевой экспертизы департамента по работе с промышленными предприятиями компании "Техносерв" Андрей Шуравин отметил, что в конце 2018 г. российские аналитические агентства прогнозировали рост рынка на 10-12% ежегодно, однако оценка в 7-8%, которая приведена в исследовании, будет более реалистичной на данный момент. "Россия занимает одну из ключевых позиций в нефтехимической отрасли. Активное развитие и распространение IoT позволит игрокам рынка снизить себестоимость конечного продукта, таким образом стимулируя спрос на технологию в этом сегменте. Опыт в области интернета вещей, конечно же, даст преимущества российским производителям, но применение и широкое распространение их решений будет зависеть от качества, которого удастся достичь", - сказал он.