© ComNews
30.05.2019

В Москве, на площадке Цифровое деловое пространство прошел форум IBM Think Summit. Он собрал более 700 участников. На мероприятии обсуждались такие актуальные темы, как обработка и анализ данных, информационная безопасность, ИТ-инфраструктура, в том числе облачная.

В своем приветственном слове генеральный директор IBM в России и СНГ Ирис Джеба рассказала об участии в программе ООН по увеличению производства продовольствия, где используются самые современные технологии, включая искусственный интеллект, Интернет вещей, blockchain, "цифровые двойники", машинное зрение. Их применение уже позволило снизить потребление ресурсов, включая воду, удобрения, средства защиты растений, а также снизить потери сельхозпродукции при транспортировке и хранении. Также ведутся фундаментальные исследования, целью которых является создание новых сортов сельскохозяйственных культур и борьба с различными патогенами, а также новых технологий переработки отходов.

Исполнительный вице-президент, руководитель блока "Технологии" ПАО Сбербанк Давид Рафаловский поделился опытом цифровой трансформации Сбербанка, целью которой является преобразование в технологическую компанию. Этот процесс идет с 2016 года. Элементами этой трансформации являются переход к методологии Agile, перевод разработки ПО на производственные рельсы, с максимальной автоматизацией данного процесса, расширение использования облачных сервисов и искусственного интеллекта. И этот процесс, как подчеркнул Давид Рафаловский, невозможен без инвестиций в обучение, и эти инвестиции делаются.

Старший вице-президент, руководитель Блока сбыта, ресурсного обеспечения и инновационного развития ПАО "ГМК Норильский Никель" Сергей Батехин поделился планами внедрения blockchain-платформы на основе Hyperledger Fabric, призванной облегчить процесс продажи продукции. Использование технологии blockchain, как отметил представитель НорНикеля, позволит улучшить отслеживаемость партий металла, что позволит пресечь сбыт продукции тех предприятий, где используется детский труд.

Выступление генерального директора компании Softline Сергей Черноволенко было посвящено перспективам российского ИТ-рынка. В текущем году темпы роста составят 10-15% по сравнению с 2018 годом, что несколько меньше, чем годом раннее. Ускорение темпов роста Сергей Черноволенко связал с закупками в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу ФИФА. При этом национальные проекты станут мощным драйвером для рынка, но они начнут влиять где-то через год-полтора. Спрос будет смещаться в сторону решений, направленных на цифровизацию, включая решения для аналитики, искусственного интеллекта, облачных сервисов. Интерес к классическим продуктам будет снижаться, хотя они будут оставаться востребованными. Главным фактором риска для проектов, связанных с цифровизацией, он назвал отсутствие идей, а также проблемы с информационной безопасностью.

Вице-президент по инфраструктурным решениям IBM Кирилл Корнильев поделился результатами исследования IBV, которое регулярно опрашивает топ-менеджеров крупнейших компаний со всего мира. Согласно им, главными внешними факторами, которые влияют на бизнес компаний, являются рыночная ситуация (69%), технологии (63%) и навыки персонала (61%). При этом 36% компаний планируют сменить свою бизнес-модель в перспективе 2-3 лет, а 52% будут ее модернизировать. Каждая двадцатая из опрошенных IBV компаний уже сменили свою бизнес-модель, а практически каждая четвертая экспериментирует в данном направлении.

Также Кирилл Корнильев обратил внимание на то обстоятельство, что те компании, которые используют искусственный интеллект, работают успешнее, чем те, кто этого еще не сделал. Другой технологией, которая заметно облегчает внедрение различных решений, включая искусственный интеллект, системы управления цепочками поставок, разного рода цифровые платформы являются облака. При этом уже сейчас 60% компаний использует минимум два облака от разных поставщиков, а через 2-3 года таких будет 98%.

Все эти тенденции имеют место и в России. Так, директор департамента Big Data ПАО МТС Леонид Ткаченко отметил, что если телекоммуникационный оператор не будет внедрять востребованные у потребителей технологии, то он вылетит с рынка. В итоге все без исключения операторы пережили несколько таких трансформаций. При этом операторы накапливают большой массив данных о своих клиентах, и их полная монетизация является более выгодной, чем продажа сторонним компаниям.

Директор по трансформации и операционной эффективности ОАО "МегаФон" Екатерина Земскова видит главный вызов в том, чтобы максимально удовлетворять потребностям клиента, причем делать это быстро. Причем внутри компании также необходимо использовать те же мобильные сервисы, которые продаются клиентам. Также хорошо себя показывают технологии искусственного интеллекта, голосовые помощники, разного рода средства автоматизации рутинных операций. В итоге конверсия у роботов практически та же, что и у людей.

Заместитель генерального директора по инновациям ПАО ММК Данила Цаликанов отметил, что у B2B компаний потребности в целом те же, что и B2C. Также необходимо максимально быстро реагировать на изменения, и потребитель все больше заинтересован в том, чтобы получать продукцию под свои требования. Причем к металлопродукции это относится в полной мере.

Управляющий директор Департамента трансформации, вице-президент ПАО Банк ВТБ Светлана Бова также считает главной задачей цифровой трансформации повышение клиентоориентированности. Именно на это смещается фокус у современных банков. Задачей технологий является упростить процесс взаимодействия клиента с банком. В этом велика роль аналитики, в том числе предиктивной, предсказывающей поведение клиента. Главной же проблемой является нехватка кадров.