Новости / август 2019
Рубрики: Госполитика
По суперсевисам собирают обратную связь

© ComNews
01.08.2019

С трибуны Дома правительства РФ заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов обратился к IT-разработчикам, страховым компаниям и гражданам страны с предложением участвовать в реализации проекта суперсервисов. При этом он заявил, что разработчик сервисов уже определен – это АО "РТ Лабс" (100%-ная дочерняя компания ПАО "Ростелеком", имеющего контракт с правительством РФ на развитие сервисов электронного правительства).

В ходе презентации промостраницы суперсервисов, доступной на сайте госуслуг, Максим Акимов также заявил, что к процессу их создания подключен научно-исследовательский институт "Восход" (ФГБУ НИИ "Восход")" - для анализа архитектурных решений. Помимо того, ведутся активные консультации с лидерами IT-рынка, в числе которых "Яндекс", Mail.Ru.Group и ПАО "Сбербанк". На вопрос о том, с какими еще компаниями проводятся консультации, Максим Акимов не ответил. В процессе запуска сервисов, по его словам, к проекту будут привлечены еще новые участники – представители банковского, страхового и IT-рынка.

Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин заявил: "Мы хотим вовлечь граждан и бизнес в тестирование и проектирование, чтобы понять, чего суперсервисам не хватает и как их нужно видоизменить".

В ответ на вопрос корреспондента ComNews о том, какие частные компании уже участвуют в проекте, Максим Акимов сообщил: "Мы активно консультируемся с лидерами российского ИТ-рынка - во всяком случае, "большая пятерка" в этой работе участвует". Уточнять названия компаний, участвующих в создании и тестировании суперсервисов, вице-премьер не стал, сославшись на ограничения, которые накладывает трибуна Дома правительства, но тут же оговорился, что участников из частного сектора - "пять-семь".

В данном контексте отметим, что такие потенциальные участники проекта, как ГК "Техносерв", ЗАО "Крок инкорпорейтед", ГК "Ланит", ООО "Сервионика" (ГК "АйТеко") и ГК "Ай Ти" комментариев относительно участия в проекте на момент написания материала корреспонденту ComNews не предоставили.

В процессе презентации также были раскрыты некоторые подробности о финансировании проекта суперсервисов. Так, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин заявил о том, что какого-то отдельного бюджета, кроме средств на продвижение, на реализацию проекта создано не будет. Выделяться же все средства на проект, как отметил Максим Акимов, будут из бюджета, определенного на развитие электронного правительства, а также ведомственных бюджетов.

Что касается пилотных регионов запуска проекта суперсервисов, то, по словам Максима Паршина, выбраны они были на основе анализа их технологической готовности к работе суперсервисов, а также готовности к запуску проекта и инициативности местных властей.

В ходе презентации Максим Акимов прояснил, как будет осуществляться взаимодействие суперсервисов с порталом госуслуг. "Ряд услуг (пересекающихся с суперсервисами – прим. ComNews) будет существовать на портале госуслуг до тех пор, пока суперсервисы не будут выведены из пилотного режима. Затем они будут включены в состав комплексных услуг суперсервисов. Однако, будущие суперсервисы полностью не заменят всего того многообразия услуг, которое имеет место на портале госуслуг", - заявил Максим Акимов.

На презентации также было объявлено о проведении на сайте госуслуг опроса, направленного на оценку проекта суперсервисов. Первые результаты опроса, по словам Максима Акимова, будут представлены в течение месяца. Кроме того, будут опубликованы планы развития суперсервисов, разработанные с учетом полученной благодаря опросу обратной связи.

В разговоре с корреспондентом ComNews о проекте суперсервисов директор центра отраслевой экспертизы департамента по работе с промышленными предприятиями "Техносерв" Андрей Шуравин отметил, что разработка подобных сервисов дает их потребителям альтернативный канал обращения к соответствующим органам власти. "Поэтому необходимо иметь в виду, что создание такого сервиса лежит не только в плоскости технологий, но и в плоскости законодательства и изменения устоявшегося, зачастую консервативного бизнес-процесса. Следовательно, успех внедрения будет тем выше, чем более широким будет вовлечение и вертикальная интеграция всех заинтересованных сторон: потенциального потребителя, разработчика и органов исполнительной власти", - указал Андрей Шуравин.

Отметим, что в середине июля Президиум правительственной комиссии по цифровому развитию одобрил концепцию суперсервиса по исполнительному делопроизводству и этапы ее реализации. Тогда же стало известно, что правительство РФ планирует запустить сервис в пилотном режиме в октябре 2019 года в Республике Карелия, а также то, что на этот год Минкомсвязи запланировало реализацию еще одного суперсервиса - "Оформление европротокола". Ранее же, в начале июля рабочая группа по цифровому государственному управлению при АНО "Цифровая экономика" одобрила прототипы комплексных госуслуг - суперсервисы по утрате близкого человека, рождению ребенка и трудовым отношениям.

Старт цифровой трансформации госуслуг и сервисов дало заседание президиума под руководством Максима Акимова в марте 2019 года. Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию утвердил перечень 25 суперсервисов - проактивных комплексных госуслуг, связанных с распространенными жизненными ситуациями – таких, как рождение ребёнка, оформление заявки на кредит и др. Минкомсвязи сообщало, что для развития каждого суперсервиса при Правкомиссии будут созданы отдельные рабочие группы. Они определят, какими должны быть суперсервисы с точки зрения пользовательского опыта, оптимизации бизнес-процессов, совместимости с действующими государственными и муниципальными информационными системами. На заседании президиума Правительственной комиссии был утвержден перечень из 34 отдельных государственных услуг, включаемых в план оптимизации в 2019 году. Помимо того, была утверждена концепция цифрового профиля - электронной записи, которая представляет собой связанный набор данных о гражданине и содержит как сами данные, так и набор ссылок на актуальные, юридически значимые данные о гражданине, находящиеся в государственных информационных системах ведомств, которые гражданин может предоставить третьим лицам для получения каких-либо услуг.