Кирилл Меньшов: "Когда мы говорим о цифровизации, речь идет не столько о каких-то преимуществах, которые она может дать, сколько о том, чтобы компания оставалась сильным игроком на своем рынке"
26.08.2019

"Ростелеком" уже давно перестал ассоциироваться исключительно с оказанием услуг связи, ШПД и платного ТВ – ​компания активно работает в разнообразных сегментах, ежегодно наращивая доходы от облачных и других цифровых услуг. Старший вице-президент ПАО "Ростелеком" по информационным технологиям Кирилл Меньшов рассказал обозревателю "Стандарта" Игорю Агапову о задачах и особенностях цифровой трансформации компании.

- Какие факторы и тенденции современного рынка определяют необходимость цифровой трансформации компании?

- Для начала нужно определиться с тем, что такое вообще цифровая трансформация. По моему мнению, цифровизация или цифровая трансформация – ​это название той технологической эпохи, в которой мы сейчас живем. Возможно, лет через сто это время будет называться по-другому, но объективно в этот период складывается определенная совокупность событий. А именно: компьютеры стали дешевыми, переносными, быстрыми, поэтому повсеместно распространенными. Кроме того, они постоянно подключены к Сети. Это позволяет решать многие недоступные ранее задачи. Поэтому цифровизация – ​это естественным образом сложившийся путь развития человечества, общества и экономики, а не кем-то придуманная программа или кем-то организованная кампания. Мы видим, как на этом пути цифровые технологии проникают в жизнь и меняют все ее аспекты. А цифровая трансформация – ​это адаптация компаний, общества и государства к цифровой эпохе.

- Какие преимущества цифровизация дает предприятиям телекоммуникационной отрасли и в чем состоят основные задачи цифровизации "Ростелекома"?

- Когда мы говорим о цифровизации, речь идет не столько о каких-то преимуществах, которые она может дать, сколько о том, чтобы компания оставалась сильным игроком на своем рынке – ​и для клиентов, и для инвесторов. Поэтому для "Ростелекома" смысл цифровой трансформации во многом заключается в том, чтобы соответствовать требованиям современного ИТ- и телекоммуникационного рынка. Наша компания существует давно, и для нее естественно двигаться вперед по волнам сменяющих друг друга технологических трендов. Учитывая ускоряющиеся темпы технического прогресса, сейчас для того, чтобы даже просто стоять на месте, нужно бежать со всех ног, как писал в "Приключениях Алисы в стране чудес" Льюис Кэрролл. С технологической точки необходимость бежать быстрее обусловлена тем, что "Ростелеком" использует множество технологий, часть которых уходит с коммерческой сцены. И нам нужно расти быстрее, чем происходит процесс отказа от старых технологий и вместе с ним – ​процесс переключения наших клиентов. Поэтому для нас цифровая трансформация – ​это не столько способ достичь каких-то конкурентных преимуществ, сколько обязательное условие сохранения и развития рыночных позиций.

В нашей отрасли мы наблюдаем не только ускорение технологического развития, но и усложнение бизнеса с точки зрения увеличения количества и взаимосвязанности разнообразных сервисов. Сейчас уже нельзя иметь два-три коммерческих продукта и строить на этом свою работу. Для "Ростелекома" множественность сервисов – ​это особо сложная проблема, так как наши услуги существенно разнятся: помимо традиционных услуг связи, мы предоставляем услуги центров обработки данных (ЦОДов), облачные сервисы, поддерживаем информационные услуги на базе интернет-платформ – ​например, портал госуслуг и единую биометрическую систему. С точки зрения использования информационных технологий в обеспечении технологических преобразований и поддержки разнообразных продуктов "Ростелекома" самое сложное – ​не разработать или внедрить то или иное решение, а обеспечить эффективное взаимодействие множества команд, сформированных из числа более пяти тысяч ИТ-сотрудников компании.

Количество сервисов и проектов постоянно растет, расширяется их разнообразие. Соответственно, увеличивается и разнообразие ИТ-команд – ​по квалификации, по задачам и, самое главное, по их организации и управлению. В этой ситуации формирование необходимой культуры взаимоотношений внутри ИТ-блока – ​сложная, но необходимая задача. И это тоже часть цифровой трансформации: поскольку происходит цифровизация продуктов, должна происходить и цифровизация работы ИТ-сотрудников. Конечной целью этой работы должно стать соответствие наших продуктов, предлагаемых клиентам, установившимся стандартам цифровых сервисов на рынке – ​по доступности, удобству, быстродействию. Подчеркну еще раз: это необходимо не потому что мы так решили, а потому что этого требует современный рынок. Стоит также обратить внимание на то, что пользователь будет сравнивать наши цифровые сервисы не только с предложениями других операторов связи, но и с сервисами банков, интернет-магазинов и другими широко используемыми услугами, которые сегодня сводятся к простому и удобному приложению на экране смартфона. И все эти разные на первый взгляд приложения находятся на расстоянии 50 пикселей друг от друга. Никогда еще в истории все аспекты деятельности человека и его потребности не были настолько близко и настолько сравнимы между собой.

Таким образом, к цифровой трансформации нас побуждает давление со стороны игроков всех прочих рынков. Это еще одна черта цифровой эпохи, и эта особенность сильно влияет на внутренние процессы любой компании, в том числе нашей.

- Какие основные ИТ-системы у вас уже работают? Какие планируются к созданию в процессе цифровой трансформации компании?

- Исходя из того, что мы уже сказали о цифровой трансформации вообще и цифровой трансформации "Ростелекома", понятно, что не может быть какой-то одной ИТ-системы, которая способна решить эту задачу. Однако можно назвать принципиально важные для цифровизации точки ИТ-ландшафта.

Первое – ​это интеграционные платформы. Их важность связана с большим количеством наших сервисов, о котором я говорил выше, и необходимостью обеспечить возможность объединения этих продуктов для формирования единого клиентского опыта. Понятно, что клиенту удобнее и проще иметь одно приложение для 50 продуктов, чем 50 приложений для каждого из них. Но чем проще что-то для клиента, тем сложнее для компании. Поэтому умение создавать интегрированные решения становится для нас ключевой компетенцией.

Вторая важная вещь – ​"экосистемность" решений, поскольку наши клиенты ожидают единообразного построения и работы сервисных приложений. Дело в том, что человек может вступать в отношения с "Ростелекомом" в разном качестве: как индивидуальный пользователь услуг связи, как пользователь госуслуг, как сотрудник корпоративного клиента и так далее. Поэтому все наши приложения должны быть единообразными и не уступать сервисным приложениям других компаний.

Параллельно должна перестраиваться работа с клиентом и ИТ-инструменты для нее. Один и тот же человек пользуется нашими сервисами в разном качестве, и необходимо, чтобы каждый раз мы узнавали его при обращении к нашим услугам. Этой цели служит развиваемая "Ростелекомом" система управления данными о клиентах (Customer Data Integration, CDI). Ее внедрение позволит перейти от работы с клиентом – ​потребителем услуги к работе с конкретным человеком.

- Мы поговорили о цифровой трансформации "лицом к клиенту". А что предполагает цифровая трансформация с точки зрения внутренней организации бизнеса?

- Есть утвержденная стратегия развития "Ростелекома", которая предусматривает очень амбициозные темпы роста. В решении этой задачи одна из важнейших проблем – ​это выравнивание внутреннего ИТ-ландшафта: в частности, создание единого биллинга на месте существующих многих биллинговых платформ. Это масштабная и небыстрая для решения задача. Еще одна задача, которую необходимо решить, – ​организация юридически значимого электронного документооборота с клиентами и внутри компании. Также необходимо разработать новые средства коммерческого ордеринга, то есть быстрой и эффективной обработки запросов клиентов – ​от получения заказа до исполнения с максимальной автоматизацией процесса.

Самым сложным для нас является одновременное достижение несовместимых на первый взгляд целей: глобальная трансформация ИТ-ландшафта и достижение планов роста на органическом развитии существующего ландшафта.

- Возможно ли использование ИКТ-решений отечественной разработки при цифровизации?

- В конце прошлого года мы, как и другие компании с государственным участием, получили директиву первого заместителя председателя правительства РФ Антона Силуанова насчет импортозамещения. На пути ее выполнения есть ряд проблем, которые мы обсуждаем, в том числе в рабочей группе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по импортозамещению, и намерены решить.

Во-первых, нет прозрачной информации об апробации крупными заказчиками импортозамещающих ИТ-решений, внесенных в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, ведущийся Минкомсвязью РФ. Нет данных о количестве внедрений таких решений и о том, насколько эти внедрения были успешными. И совсем неясен вопрос о способности отечественной продукции заменить то или иное зарубежное решение, а также об их совместимости с уже используемыми системами. Поэтому если какая-то госкомпания решит внедрять отечественные решения, то у нее не хватит ни сил, ни времени, чтобы протестировать все возможные продукты, даже если говорить только о решениях, включенных в реестр. Так что есть смысл госкомпаниям договориться и распределить между собой тестирование и апробацию отечественных ИТ-решений – ​чтобы затем обменяться полученным опытом. Кстати, это было бы полезно и для разработчиков отечественных решений: как правило, это небольшие компании, и им не под силу участвовать сразу в нескольких тестированиях одного и того же своего решения.

Еще одна серьезная проблема заключается в том, что для того чтобы считать продукт полностью российским, весь его вертикальный стек (последовательность программных инструментов обработки данных) должен быть отечественным. А в подавляющем большинстве интересных отечественных решений из реестра так или иначе используются зарубежные технологии: либо операционные системы, либо системы управления базами данных (СУБД), либо средства виртуализации. Можно ли доработать эти решения так, чтобы они стали полностью отечественными? Можно. Вопрос в том, кто и на какие деньги это будет делать. Поэтому получается, что просто так "в лоб" проблему импортозамещения в ИТ не решить. В практике "Ростелекома" более реальным путем импортозамещения является разработка собственных решений для клиентских сервисов. Речь, конечно, не идет о программном обеспечении (ПО) для телекоммуникационного оборудования, которое, как правило, поставляется его производителем. А вот ИТ-решения для различных услуг мы пишем сами – ​по крайней мере, в части их базовой функциональности. При этом наукоемкие составляющие таких решений как, например, биометрические ИТ-инструменты мы заказываем у сторонних российских разработчиков. Резюмируя, можно сказать, что отечественные разработки в процессе цифровой трансформации использовать можно, однако нужно правильно понимать реальные возможности их применения.

- Каковы планы "Ростелекома" в сфере цифровой трансформации?

- В упомянутой стратегии "Ростелекома" сказано, что основная цель компании – ​стать цифровым партнером общества, государства и бизнеса. Соответственно, у нас есть планы по каждому из этих направлений. Например, в том, что касается государства, мы планируем создавать "кирпичики" общей цифровизации страны. Это и биометрия, и цифровой профиль гражданина, и другие проекты. Итогом этой работы должен стать полный перевод взаимоотношений человека с государственными структурами в цифровой формат. В сфере услуг для индивидуальных и корпоративных пользователей наша основная задача – ​создавать ИТ-инструменты для эффективной конкурентной борьбы, причем не только с другими телекоммуникационными операторами, но также с сервисными экосистемами из других отраслей.

Например, мы видим, что в рамках экосистем кредитно-финансовых организаций начинает развиваться направление ЦОДов и облачных сервисов, а крупные интернет-сервис-провайдеры разрабатывают направление платных видеосервисов, дистанционных образовательных и медицинских услуг. Это сферы наших интересов, и мы должны иметь необходимые ИТ-решения, чтобы обеспечить для себя достойное присутствие в этих сегментах. Поэтому мы уже сейчас активно развиваем, например, решения для образования и здравоохранения.

- Насколько национальная программа "Цифровая экономика РФ" может повлиять на ход тех закономерных для мира и страны процессов цифровизации, о которых мы говорили?

- Поскольку процессы цифровой трансформации, хотим мы этого или нет, происходят повсеместно, необходимо позаботиться о том, чтобы Россия не отстала от общего тренда. При этом сейчас трудно прогнозировать, каким будет отдаленный результат цифровизации общества и экономики. В такой ситуации очень полезно выбрать общий путь, по которому будут согласованно двигаться в направлении цифровой трансформации все звенья государственной, экономической и социальной структуры страны. Национальные программы и проекты как раз являются инструментом определения общего пути. Учитывая, что реализуются такие инструменты посредством заложенного в них финансирования, думаю, что подобная программа способствует структурированию работы по цифровой трансформации в России.