"Мобильный форум" и ПРАЙМ-ТАСС: первый опрос абонентов Москвы
© ComNews
20.04.2005
В Москве по состоянию на начало апреля 2005 года сотовой связью пользовались 64% взрослых жителей. Около половины (49%) абонентов обслуживает МТС, 38% приходится на долю "Билайн", 12% абонентов - у столичной сети "МегаФон".
Согласно результатам опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" по заказу Информационно-аналитического агентства "Мобильный форум" и Агентства экономической информации ПРАЙМ-ТАСС, безусловным лидером на московском рынке сотовой связи на начало апреля 2005 года следует считать компанию "Мобильные ТелеСистемы".
Практически половина (49%) московских абонентов пользуются сотовой связью от МТС. Второе место по числу абонентов занимает "Билайн" (компания "ВымпелКом") - 38% абонентов считает его своим основным оператором. "МегаФон" имеет долю рынка равную 12%. На долю других операторов не-GSM стандартов приходится примерно 1.5% абонентской базы Москвы.
Опрос проведен в период с 9 марта по 5 апреля 2005 г. в рамках проекта "Мобильная перепись", инициированного двумя информационными агентствами.
В опросе приняли участие 2400 жителей Москвы, которые составили репрезентативную выборку населения столицы старше 18 лет. Участников опроса спрашивали: "Есть ли у вас свой личный сотовый телефон? Если есть, то услугами какого оператора сотовой связи вы пользовались больше всего в последний месяц?" (допускался только один ответ). Результаты опроса приведены в таблице:
Вариант ответа | Процент среди опрошенных | Погрешность измерения, +/- * |
"Билайн" | 24,3% | 2,1% |
"МегаФон" | 7,7% | 1,2% |
МТС | 31,6% | 2,1% |
Другой оператор, либо "не знаю оператора" | 1,0% | 0,4% |
Итого пользователей сотовой связи | 64,5% | 2,1% |
Не пользуются сотовой связью | 35,5% | 2,1% |
* Погрешность измерений приведена со степенью доверия 95%.
© Фонд "Общественное мнение"
Как видно из данных таблицы, все варианты ответов статистически достоверно отличаются друг от друга: разница между долями любых двух ответов превышает погрешность измерения.
Отбросив 35,5% респондентов, не пользующихся сотовой связью, рассчитаем доли рынка сотовых операторов. Результат представлен в виде диаграммы:
Доли рынка операторов мобильной связи в Москве
По результатам проведенного исследования необходимо сделать несколько комментариев. Принципиальная особенность использованного метода состоит в том, что подсчитывались именно люди - живые пользователи, а не "активные SIM-карты", зарегистрированные операторами в своей абонентской базе по той или иной методике. В связи с таким подходом, результаты исследования не просто отличаются от "данных о числе абонентов" и "проникновении сотовой связи", публикуемых операторами и аналитиками, они представляют совсем другие показатели сотовой статистики, напрямую сравнивать которые с данными аналитиков не совсем корректно. В то же время, именно данные опроса, позволяют делать заключения об истинном положении дел с телефонизацией населения Москвы, о реальном проникновении сотовой связи на рынок региона.
К сожалению, отсутствие надежных данных о численности населения Московского региона не позволяет нам перейти от процентных величин к абсолютным, т.е. выраженных в количестве людей, пользующихся услугами того или иного оператора, слишком велика может быть ошибка. Впрочем, желающие могут сделать это самостоятельно.
Практика сбора первичной информации непосредственно у абонентов, как мы считаем, может положить конец той гонке цифр, с которой российский рынок столкнулся в последнем квартале 2004 года. У аналитиков рынка появилась возможность сравнить данные, полученные в ходе "Мобильной переписи", с данными, которые им называют операторы. Сопоставив эти данные, можно сделать выводы о влиянии различий в учетных политиках московских операторов на декларируемое ими число абонентов.