© ComNews
25.08.2008

Старейший GSM-оператор Белоруссии "Велком" (бренды velcom и PRIVET) по итогам II квартала увеличил рыночную долю на 0,5%, тогда как лидер сотового рынка - СООО "МТС" - потерял 2%. Это уже третий квартал, когда "Велком" работает под контролем холдинга Telekom Austria (TA). Австрийцы объясняют удачные результаты "дочки" маркетинговой активностью, поскольку до появления TA в Белоруссии "никто маркетингом не занимался".

Австрийский телекоммуникационный холдинг Telekom Austria представил результаты финансовой деятельности за II квартал 2008 г. на белорусском рынке, где TA принадлежит ИП "Велком". По состоянию на 30 июня абонентская база оператора составила 3,37 млн пользователей, что на 142 тыс. больше, чем кварталом ранее. Лидер белорусского рынка сотовой связи СООО "Мобильные ТелеСистемы" за этот же период подключил в 2 раза меньше клиентов - всего 81 тыс. По данным TA, во II квартале доля рынка velcom увеличилась с 43,9% до 44,4%. В то же время из отчета ОАО "МТС" следует, что доля СООО "МТС" снизилась с 54% до 52%. Наконец, третий белорусский GSM-оператор, БеСТ, которую недавно купила Turkcell, занимает лишь 2,6% рынка (189 тыс. абонентов).

Австрийцы работой белорусской "дочки" довольны: при минимуме вложений "Велком" показал заметный рост операционной прибыли. Velcom отвоевывает рынок у МТС благодаря повышенной маркетинговой активности, пояснил главный исполнительный директор Telekom Austria Борис Немшич в рамках телефонной конференции. По его мнению, в Белоруссии очень слабо развит рекламный рынок, и минимальная активность в этом направлении, так называемый базовый маркетинг, которым сейчас занимается в стране velcom, дает ощутимые результаты. По словам Немшича, до прихода на рынок TA в Белоруссии "никто маркетингом не занимался". Между тем ребрендинг "Велкома", который компания провела в апреле, общественность встретила весьма неоднозначно.

Положительную динамику оператор демонстрирует и по финансовым показателям. В минувшем квартале выручка ИП "Велком" составила 71,1 млн евро (в I квартале - 64,5 млн евро), операционная прибыль составила 16,9 млн евро (в первом квартале - 13,3 млн евро). Среднемесячная выручка в расчете на одного абонента (ARPU) выросла с 6,5 евро до 6,9 евро. Увеличился и показатель MOU - со 147,7 минуты до 165,8 минуты. Впрочем, II квартал традиционно характеризуется более высокими показателями, чем I квартал, для всего рынка.

Стоит отметить, что в мае оператор изменил принципы тарификации звонков абонентов: если раньше к ним применялся тарификационный период в 12 секунд, то теперь тарификация поминутная. Этот шаг velcom вызвал волну негодования среди его абонентов, однако, возможно, был полезен для компании с финансовой точки зрения. "На ARPU, безусловно, могла повлиять смена принципа тарификации, но рост MOU говорит о том, что маркетинговая стратегия компании в целом показывает хорошую эффективность", - указывает аналитик инвестиционной компании "Финам" Татьяна Менькова.

Сравнить результаты velcom с показателями МТС и БеСТ не представляется возможным: ни один конкурент пока не предоставил отчетность. СООО "МТС" до сих пор на 51% принадлежит белорусским властям, поэтому его показатели не консолидированы в общую отчетность ОАО "МТС". В квартальном отчете Turkcell информации по ЗАО "БеСТ" тоже не было. Тем не менее, с экспертной точки зрения, velcom лучше всех отработал во II квартале. "В целом показатели выглядят хорошими: оператор продемонстрировал рост по всем параметрам, увеличив свою рыночную долю. Конечно, здесь стоит учитывать и сезонный фактор, но "Велком" объективно выглядел лучше своего основного конкурента", - убеждена Татьяна Менькова. Однако аналитик сомневается в возможности ИП "Велком" сохранять такую динамику в дальнейшем: "Украинский "Астелит", который принадлежит Turkcell, уверенно теснит основных конкурентов. Можно ожидать, что и в Белоруссии Turkcell прибегнет к активной маркетинговой стратегии, показав высокую динамику роста рыночной доли. Не останется в стороне и МТС. Этот оператор сейчас находится под прессингом отчетов аналитиков, которые указывают на недостаточно успешное развитие в СНГ. Так что фактор активной рекламы уже в ближайшее время перестанет быть преимуществом "Велкома". Компании придется задуматься о новых маркетинговых ходах, увеличении доли неголосовых услуг".