Новости / февраль 2002
Жизнь после смерти

Александр Янкевич
© ComNews
01.02.2002






По прогнозам многих аналитиков приход на петербургский рынок второй сотовой GSM-компании и последующее падение цен на мобильную связь должен был подкосить бизнес пейджинговых операторов Северной столицы. Однако практически все петербургские фирмы, предоставляющие услуги пейджинга, заявляют о своем неплохом самочувствии и стабильности бизнеса. Хотя, как они тут же отмечают, нынешняя дешевизна сотовой связи, вынуждает перепозиционировать услуги пейджинговой связи и активизировать рекламную активность. То же отмечают в отношении себя таксофонные операторы.

Как отмечено в летописях ComNews.ru, незадолго до прихода ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в Петербург, местный рынок пейджинговой связи претерпел драматические изменения, в результате которых количество пейджинговых компаний сократилось с 15 до 12. Большинство из этих событий связаны с пейджинговой компанией "Экском", которая взяла под свое крыло абонентов двух ушедших с рынка операторов этого вида мобильной связи. Кроме того, слились "ПейджЛинк" и "Петерком". Многие представители телекоммуникационного бизнеса и аналитики связывали передел пейджингового рынка не только ужесточением конкурентных условий, но и грядущим приходом МТС, и пророчили падение покупательского интереса к пейджингу.

"Такие прогнозы оказались неверными, - говорит директор по маркетингу компании "Неда-пейджинг" Ярослав Прокопович, - несмотря на активную рекламную кампанию всех четырех сотовых компаний в конце 2001, на рынке пейджинговой связи по-прежнему ощущался предновогодний всплеск продаж и подключений пейджеров". "Может быть, количество подключений в январе снизилось, но это сезонное явление, - уверяет заместитель директора по маркетингу компании "ПТ-Пейдж" Игорь Иванов, - но абонентская база остается на том же уровне, что и до прихода МТС".

Как говорит менеджер по рекламе и PR компании "Экспресс-пейджинг" Леонид Маляров, пришло время позиционировать услуги пейджинговой связи не как дешевую альтернативу сотовой, а как самостоятельную услугу, имеющие свои преимущества.  "Сейчас важна не цена, а удобство, - говорит он, - пейджер, например, не требует немедленного ответа, он более безопасен с точки зрения излучений, что, например, позволяет позиционировать пейджинг как вариант мобильной связи для детей". Менеджер по маркетингу компании "Малтитон Далс" Галия Сайфутдинова к этому списку добавляет такие возможности пейджинговой связи как групповой вызов и документирование сообщений.  "У нас достаточное большое количество корпоративных клиентов, которые выбрали пейджинговую связь именно из-за этих уникальных возможностей", - говорит она.

"Сейчас нет смысла конкурировать за счет цен, так как стоимость услуг пейджинговых компаний за последний год-два понизилась до грани рентабельности, - говорит генеральный директор петербургского филиала "Вессолинк Е.П.С." Алексей Перегудов. - В дальнейшем спрос будет удерживаться за счет новых услуг, использующих возможности односторонней связи, и продвижения пейджинга как отдельного направления мобильной связи". "Нам сейчас лучше, чем сотовым аналоговым операторам - "Дельте Телеком" и "Fora", - философски подытожили в "Компас Телекоме".

Все опрошенные отметили, что спрос удалось удержать во многом за счет бурной рекламной активности. "Немалую роль в декабрьских подключениях сыграла проводимая рекламная кампания. Объединение ресурсов компаний "Неда-пейджинг" и "Экском" позволили оптимизировать расходы на рекламу", - говорит Ярослав Прокопович.

Большинство пейджинговых операторов развили маркетинговую политику, предложив на рынке новые тарифы и развив информационные услуги. Например, компания "МобилТелеКом" начала предоставлять такую экзотическую услугу как "Служба знакомств". Кроме того, пейджинговые операторы планируют подхлестнуть спрос за счет абонентских терминалов нового образца, которые по своей функциональности будут ближе к устройствам типа PDA (personal digital assistant - персональный цифровой помощник) и будут содержать такие функции как записная книжка, калькулятор и т.п. Одним из первых о такой инициативе заявил "Экском" (см. новость ComNews.ru от 5 марта 2001 г.) "Если пейджинговую связь можно будет использовать для обновления записной книжки или календаря - это будет очень популярно", - говорит генеральный директор компании "Экском" Роман Тантлевский. По данным ComNews.ru новые аппараты в ближайшие несколько месяцев на рынке представят еще несколько петербургских пейджинговых операторов.

Другой телекоммуникационный бизнес, который, как традиционно считается, может терпеть косвенные убытки от дешевой сотовой связи - таксофонный. Недаром, в рекламе МТС, активно показываемой по петербургскому телевидению, сотовая связь косвенно сравнивается с таксофонной.

В Петербурге работает 4 таксофонных оператора: "Санкт-Петербургские Таксофоны", "Метроком", BCL и "Петербургская телефонная сеть" со своей сетью таксофонов. Представители этих компаний не отмечают падения спроса на их услуги.

"Мы сейчас не наблюдаем каких-либо изменений конъюнктуры рынка таксофонной связи, - говорит коммерческий директор компании "Санкт-Петербургские Таксофоны" Денис Пустовойт, - трафик остается в пределах обычных сезонных колебаний. Более того, прошедший год оказался даже лучше, чем мы ожидали - количество пользователей (количество карт, которые начали говорить, но кредит которых еще не исчерпан) за год выросло на 17%, на 30% вырос дальний трафик". Менеджер проектов ЗАО "Метроком" Алексей Лепешин, курирующий направление таксофонов, отметил в беседе с репортером ComNews.ru: "Колебания таксофонного трафика в нашей сети оставались в пределах нормы: декабрь характеризовался всплеском активности, январь - снижением. О каких-то тенденциях можно будет говорить через пару месяцев, сейчас могу отметить, что мы будем увеличивать свою сеть исходя из реалий рынка".

Петербургские таксофонные операторы намерены не уступать место сотовым операторам не только на рынке связи, но и на рекламном поле. Как стало известно репортеру ComNews.ru, один из петербургских таксофонных операторов усматривает признаки недобросовестной рекламы в роликах МТС по отношению к пользователям таксофонов и намерен выставить соответствующий иск.