Лидер индекса счастья
Прохоров
генеральный директор ФГУП "Космическая связь" (ГПКС)
Генеральный директор ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) Юрий Прохоров рассказал главному редактору "Стандарта" Леониду Конику о состоянии дел, планах и роли орбитальной группировки "Экспресс" в программе "Сфера", а также поделился взглядом на место спутниковых операторов в сетях 5G.
Мировой рынок фиксированной спутниковой связи вошел в стадию стагнации. При этом финансовые показатели ФГУП "Космическая связь" в последние годы растут. В чем причина того, что предприятие чувствует себя "лучше рынка"?
- Пять лет назад, при разработке стратегии предприятия, мы поставили перед собой амбициозную задачу: войти в пятерку лучших мировых операторов. Эта задача не дает нам успокаиваться, и мы прикладываем максимальные усилия для ее достижения. Добиваться выполнения этой задачи нам позволяют, прежде всего, наши специалисты технического и коммерческого департаментов - в ГПКС сложился сплоченный коллектив. В последние несколько лет коммерческий блок внес значительный вклад в методы и подходы работы на непростом рынке. Важную роль для нас - как оператора для операторов - играет сеть партнеров, дистрибьюторов и интеграторов. Мы смогли существенно диверсифицировать пакет услуг - и по географическому признаку, и по вертикали. Полезная нагрузка наших новых спутников обладает определенной гибкостью, что позволяет подстраиваться под потребности клиентов. Отдельное направление для нас - развитие услуг с добавленной стоимостью (VAS): в эту сторону движутся все операторы в мире, понимая, что традиционный подход к проникновению на рынок (продажа спутниковой емкости) возможностей роста почти не оставляет.
В конце 1990‑х годов, задолго до насыщения рынка мобильной связи, основатель сотовой компании "ВымпелКом" Дмитрий Борисович Зимин сказал гениальную фразу: "На ограниченном рынке не может быть сколь угодно успешных операторов". Спутниковые операторы тоже пришли к ситуации, когда профицит емкости сложился и позиции на рынке распределены, теперь рост возможен только за счет VAS. Среди услуг с добавленной стоимостью наиболее привлекательны и стабильны сервисы ТВ-вещания. Благодаря группировке ГПКС телеканалы первого и второго мультиплексов распространяются по всей стране, причем с конца 2018 года вещание идет на 11 временных зон (вместо прежних семи). Теперь все граждане РФ могут смотреть ту временную версию ТВ, которая соответствует региону их проживания, - в этом большая заслуга и РТРС, и ГПКС. Также наша инфраструктура обеспечивает доступность непосредственного телевизионного вещания по всей стране. Клиентами ГПКС в этом сегменте являются все крупные игроки: "Триколор", "НТВ-Плюс" и "Орион-Экспресс".
Состояние орбитальной группировки и активная работа на международных рынках позволили ГПКС обеспечить присутствие в 58 странах мира. Это и традиционные уже для нас государства Европы и Ближнего Востока, а также новые - ГПКС вышла на рынки субэкваториальной Африки, Южной Азии, Латинской Америки. Доля зарубежных продаж в общей выручке ГПКС уже превышает 50 %.
Все это позволяет нам наращивать выручку: в последние три года ежегодный прирост составлял 9 %, и это на фоне стагнации, а то и отрицательных показателей роста большинства операторов спутниковой связи в мире. Услуги с добавленной стоимостью у нас в последние два года показывали годовые темпы роста свыше 30 %.
Более 80 % нашей клиентской базы - это операторы, с которыми ГПКС работает 10‑15 лет. Такая стабильная модель позволяет нам уверенно себя чувствовать при привлечении кредитов на новые космические аппараты (КА). Предприятие создает почти все спутники за счет собственных средств - исключение составили лишь "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6", которые субсидировались в рамках федеральной целевой программы по развитию телерадиовещания в России. Все последующие космические аппараты серии "Экспресс" - АМ7, АМ8, АТ1, АТ2, АМУ-1, к сожалению, потерянные при запуске АМ4 и АМ4R, а также находящиеся в производстве "Экспресс-80", "Экспресс-103", АМУ-3 и АМУ-7 - ГПКС профинансировало без привлечения средств из федерального бюджета.
Каков прогноз выручки ГПКС на 2019 год?
- Исходя из результатов первого полугодия, служба развития бизнеса нашего предприятия ожидает роста выручки за этот год на уровне результатов 2018 года. Наряду с привычными сферами, мы следим за развитием сетей 5G и определением места в этом процессе операторов спутниковой связи. Я не исключаю появления систем спутниковой связи, которые будут предоставлять 5G непосредственно из космоса. Их создание мы обсуждаем с ведущими производителями спутниковых систем, понимая, что они должны быть глубоко интегрированы в существующие и строящиеся наземные сети беспроводной связи.
Еще одно важное для нас направление - спутниковая связь на подвижных объектах, прежде всего на судах, в том числе и ледового класса.
Наш перспективный проект - спутниковая группировка "Экспресс-РВ" на высокоэллиптической орбите (ВЭО). Его мы позиционируем как инфраструктурный, социально значимый и крайне важный для экономического развития нашей страны, в частности, для решения задач цифровой экономики. Сложно измерить экономическую эффективность этого проекта традиционными методами. Обычно для такой оценки используются простые линейные модели (как быстро вернутся вложенные инвестиции, окупится ли проект) и никто не пытается рассчитать межотраслевые коэффициенты (что даст появление телекоммуникационной услуги там, где связь пока отсутствует, для развития других отраслей). Точно так же финансовый эффект от общедоступности навигационного поля, которую обеспечивает группировка ГЛОНАСС, "в лоб" оценить невозможно, но услуги, оказываемые на основе геоинформационных сервисов, позволяют многим компаниям работать более эффективно, а соответственно, платить больше налогов. Так что возвратность вложений в такие инфраструктурные проекты, будучи впрямую неочевидной, опосредованно оказывается очень существенной.
Марк Иосифович Кривошеев как-то говорил мне: "Я оцениваю важность той или иной системы по количеству людей, которых она делает счастливыми. Вы работаете в удивительной компании, потому что ГПКС делает счастливыми миллионы людей - предоставляя возможность смотреть телевизор, разговаривать по телефону, выходить в Интернет". Благодаря системе "Экспресс-РВ" очень много людей станут счастливыми. Достаточно вспомнить о радиовещании: КВ-вещание уходит в прошлое, и любой дальнобойщик или машинист поезда, покинув пределы города, как, впрочем, и многие постоянные жители удаленных регионов, не имеет возможности слушать радио. А "Экспресс-РВ" обеспечит радиовещание повсеместно.
Проект "Экспресс-РВ" предоставит возможности ШПД на подвижных объектах в районах Крайнего Севера, телевизионное вещание, и в какой-то мере позволит решить проблему геостационарной орбиты: она сильно загружена и на ней тяжело скоординировать радиочастоты. Поэтому развитие рынка спутниковой связи пойдет в направлении негеостационарных систем - на низкой, средней орбитах, а также на ВЭО, которая наиболее точно отвечает специфике и географии российского рынка. Пока слабое место в этом проекте - абонентские терминалы, и мы активно работаем в этом направлении.
Как выглядят для ГПКС перспективы получения пусковых услуг, оплаченных федеральным бюджетом, после вывода на орбиту спутников "Экспресс-80" и "Экспресс-103"?
- Да, для вывода этих двух космических аппаратов мы задействуем "заменную" ракету, которая специальным постановлением правительства была заложена в Федеральной космической программе (ФКП) после аварии при запуске спутника "Экспресс-АМ4R". В соответствии с контрактом, запуск КА "Экспресс-80" и "Экспресс-103" планировался в конце этого года, но, оценивая текущее состояние работ над проектом и готовность КА, предполагаю, что осуществить его удастся только в начале 2020 года. Что касается последующих спутников - в 2019 году Роскосмос разработал проект концепции программы "Сфера". Этот документ, в частности, предусматривает создание средств выведения для развертывания группировки "Экспресс-РВ" и запуска геостационарных спутников "Экспресс": все они рассматриваются как компоненты "Сферы". Я надеюсь, что до конца 2019 года эта программа пройдет все необходимые согласования. Важно, что "Сфера" - это не проект, а программа, которая сводит на единую платформу все полезные и значимые космические проекты в ДЗЗ, навигации и связи. Это даст возможность взаимопроникновения и взаимодополнения проектов, а также технологический толчок и кумулятивный эффект. При этом программа не подразумевает сваливание всех проектов: каждый ее компонент самодостаточен и формируется в интересах определенных заказчиков, но все направлено на достижение единых целей.
Как обстоят дела с ракетами для запуска спутников, следующих за "Экспресс-80" и "Экспресс-103": АМУ‑3, АМУ‑7 и АМУ-4? Они успеют попасть в программу "Сфера"?
- Вопрос по средствам выведения для этих трех спутников открыт. Если следовать букве ФКП, для них предусмотрены ракеты "Ангара", но реалии таковы, что космодром Восточный, с которого эти спутники должны были лететь, в требуемые сроки, скорее всего, готов не будет. Федеральное агентство связи в тесном контакте с Роскосмосом и правительством РФ занимается этим вопросом. Основная задача ФГУП "Космическая связь" - своевременно заказывать КА связи и вещания, минимизировать затраты на предоставление услуг, уменьшить риски потери космических аппаратов при выводе на орбиту, а также решить еще один важный вопрос - страхования рисков запуска и первого года эксплуатации КА на орбите.
Но ведь каждый спутник изготавливается с учетом ракеты, на которой запланирован его запуск.
- Понимая ситуацию, мы в конкурсной и технической документации на все последние космические аппараты указали, что определим средства выведения с некоторым запозданием. Соответственно, и адаптация спутника под ракету-носитель переносится на более поздний срок. Хотя больших отличий нет. В свое время, когда начались коммерческие запуски на ракете "Протон", была проведена большая работа по созданию универсального адаптера. И все западные производители космических аппаратов добились их инвариантности к любому средству выведения: хоть Ariane, хоть Delta, хоть "Протон". На "Протонах" запускались спутники производства Thales Alenia Space, Astrium (Airbus), Lockheed Martin, Boeing, и ни у кого проблем не возникало. Если вспомнить историю группировки Iridium, то сразу семь ее спутников было запущено на ракете "Протон", с применением супер-адаптера, который "расталкивал" их в разные стороны по орбите. Эта ракета с точки зрения конструктива очень хороша и отработана. Сейчас страховщики просят за страхование запуска на "Ангаре" 35‑40 % от стоимости спутника - против 16 % при использовании "Протона" или 5‑6 % при выводе КА на ракете Ariane. А стоимость страховки превращается в тариф для конечного пользователя. Поэтому в вопросах выбора ракет важно не допустить ошибок, иначе у нас есть риск потери конкурентоспособности на мировом рынке.
Компания Saturn Satellite Networks, в содружестве с МОКС "Интерспутник", запустила программу NationSat - создание небольших спутников связи и вещания для отдельных государств, не входящих в "клуб космических держав", и их вывод в орбитальные позиции, скоординированные "Интерспутником". ГПКС является крупнейшим собственником "Интерспутника" и должно быть заинтересовано в росте его бизнеса, но, с другой стороны, новые космические аппараты категории NationSat могут создавать предприятию прямую конкуренцию. Как разрешить эту дилемму?
- Стоит вспомнить, что вообще идеология малых КА родилась в России: название спутников "Экспресс-МД1" и "Экспресс-МД2", которые для ГПКС сделал "Хруничев", расшифровывалось как "малый дополнительный" - их целью было защитить частотный ресурс в тех орбитальных позициях, которые Россия могла потерять. Частью идеи была высокая серийность таких КА и возможность выбрать модуль полезной нагрузки исходя из задачи. Сейчас такая вариативность упростилась за счет использования гибких полезных нагрузок с цифровой обработкой сигнала на борту космического аппарата.
Стоимость КА сильно зависит от его продолжительности жизни на орбите, причем рост стоимости экспоненциален: чем дольше должен прослужить спутник на орбите, тем более дорогие компоненты нужно заложить при его создании. Оптимальный срок активного существования (САС) 15‑20 лет назад оценивался нами для аппаратов подобного класса в шесть с половиной лет. Схожую идеологию в свое время использовали японские производители автомобилей: масла в коробке передач было ровно столько, сколько машина должна проехать.
Я полагаю, что Том Чой (глава Saturn Satellite Networks и бывший гендиректор спутникового оператора ABS, - прим. "Стандарта") имеет далеко идущие планы. Возможно, он движется в сторону бизнес-модели авиакомпаний, у которых нет своих аэропортов и даже самолетов (все они - в лизинге) - компания сфокусирована на оказании конечной услуги пассажиру. И если Чою удастся добиться серийного выпуска спутников с цифровой полезной нагрузкой, он сможет предоставить любому заказчику необходимую именно ему конфигурацию. Если же он смотрит на создание отдельных точечных аппаратов, то вопрос в том, сможет ли он через некоторое время преодолеть классическую "долину смерти". А добиться серийности непросто: помимо профицита орбитально-частотного ресурса в мире, на орбите находится немало HTS-аппаратов с длинным САС. Решение NationSat гораздо интереснее, чем то, что предлагают низкоорбитальные системы: не нужно создавать сотни и тысячи малых аппаратов - для них просто нет рынка.
Первый спутник этой серии - NationSat-98E - даст "Интерспутнику" новый вид бизнеса и новые возможности по использованию орбитально-частотного ресурса, которым располагает организация.
Как идет работа по соглашению о сотрудничестве в области спутниковой связи, которое ГПКС подписало с РПУП "Завод точной электромеханики" (Беларусь) в апреле 2019 года?
- Один из важных аспектов нашего сотрудничества - абонентские терминалы. Белоруссия не растратила потенциал в микроэлектронике, которым обладала со времен СССР, и мы поставили перед белорусскими коллегами задачу проработать возможность создания дешевого абонентского терминала под перспективные космические аппараты ГПКС, прежде всего - "Экспресс-РВ". Я считаю, что диалог на основе соглашения с РПУП "Завод точной электромеханики" будет полезен для обеих сторон.
Сохраняет ли ГПКС готовность заказывать в будущем новые спутники сборочному производству космических аппаратов (СПКА), которое строит в Щелково компания "Газпром космические системы"?
- Искусственный или естественно сложившийся монополизм в любой отрасли является тупиком развития. Поэтому появление в России нового производства КА я приветствую двумя руками. Не без нашего участия появилось СП между РКК "Энергия" и Airbus (ООО "Энергия САТ", - прим. "Стандарта"), и, объявляя конкурс на создание спутников "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7", мы обращались и в "Энергию", и к ИСС им. академика М. Ф. Решетнева.
Создание современного промышленного предприятия, способного производить космические аппараты в кооперации с лучшими зарубежными производителями, позволит нам в рамках конкурсных процедур выбирать лучшие предложения отечественных производителей. Мы хорошо знаем специалистов компании: это коллектив, создавший космические аппараты серии "Ямал", успешно эксплуатируемые на орбите. Им есть на что опираться и с точки зрения технологий, и с точки зрения интеллектуального потенциала коллектива.
Коротко отвечая на вопрос: да, мы продолжаем быть заинтересованными в запуске СПКА, готовы рассматривать их предложения.
Сотовые сети 5G претендуют на частоты в C- и Ka-диапазонах, которые ныне используют операторы фиксированной спутниковой связи. Как вы видите возможности защиты этих диапазонов операторами спутниковой связи в России?
- Частотный ресурс - достояние государства. Регулятор у нас общий - администрация связи РФ, и при выделении полос частот она руководствуется государственными интересами.
Сейчас много говорится об использовании сетей 5G в цифровой экономике. Место спутниковых операторов в 5G еще предстоит найти - будет ли это традиционное предоставление транспортной сети для подключения базовых станций или непосредственное оказание услуги с орбиты.
С-диапазон в спутниковой связи используется, помимо каналов управления КА различного назначения, в сети распространения телевизионного сигнала.
Спутниковая связь на территории нашей обширной страны очень востребована. Появление 5G в наземных сетях не влечет запрета для спутниковых операторов на использование традиционных для них полос частот - речь идет о совместном использовании ресурса. В каком именно виде и как это будет сделано - пока сложно сказать, но предварительные исследования показывают, что земным станциям спутниковой связи базовые станции 5G создают непреднамеренные помехи.
Необходимо время, чтобы понять, что именно могут принести сети 5G и каким будет баланс использования полос частот в различных регионах для различных служб.
Спутниковая связь уже более полувека делает счастливее миллионы россиян, а коллектив ФГУП "Космическая связь" вместе с коллегами и партнерами создает все возможности для того, чтобы предприятие занимало лидирующие позиции на российском и международном рынке спутниковой связи.