Юрий
Прохоров

генеральный директор ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) ‌‌
21.11.2019

Генеральный директор ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) ‌‌Юрий Прохоров рассказал главному редактору "Стандарта" ‌‌‌Леониду Конику о состоянии дел, планах и роли орбитальной группировки "Экспресс" в программе "Сфера", а также поделился взглядом на место спутниковых операторов в сетях 5G.

Мировой рынок фиксированной спутниковой связи вошел в стадию стагнации. При этом финансовые показатели ФГУП "Космическая связь" в последние годы растут. В чем причина того, что предприятие чувствует себя "лучше рынка"?

- Пять лет назад, при разработке стратегии ­предприятия, мы поставили перед собой амбициозную задачу: войти в пятерку лучших мировых операторов. Эта задача не дает нам успокаиваться, и мы прикладываем максимальные усилия для ее достижения. Добиваться выполнения этой задачи нам позволяют, прежде всего, наши специалисты технического и коммерческого департаментов - ​в ГПКС сложился сплоченный коллектив. В последние несколько лет коммерческий блок внес значительный вклад в методы и подходы работы на непростом рынке. Важную роль для нас - ​как оператора для операторов - ​играет сеть партнеров, дистрибьюторов и интеграторов. Мы смогли существенно диверсифицировать пакет услуг - ​и по географическому признаку, и по вертикали. Полезная нагрузка наших новых спутников обладает определенной гибкостью, что позволяет подстраиваться под потребности клиентов. Отдельное направление для нас - ​развитие услуг с добавленной стоимостью (VAS): в эту сторону движутся все операторы в мире, понимая, что традиционный подход к проникновению на рынок (продажа спутниковой емкости) возможностей роста почти не оставляет.

В конце 1990‑х годов, задолго до насыщения рынка мобильной связи, основатель сотовой компании "ВымпелКом" Дмитрий Борисович Зимин сказал гениальную фразу: "На ограниченном рынке не может быть сколь угодно успешных операторов". Спутниковые операторы тоже пришли к ситуации, когда профицит емкости сложился и позиции на рынке распределены, теперь рост возможен только за счет VAS. Среди услуг с добавленной стоимостью наиболее привлекательны и стабильны сервисы ТВ-вещания. Благодаря группировке ГПКС телеканалы первого и второго мультиплексов распространяются по всей стране, причем с конца 2018 года вещание идет на 11 временных зон (вместо прежних семи). Теперь все граждане РФ могут смотреть ту временную версию ТВ, которая соответствует региону их проживания, - ​в этом большая заслуга и РТРС, и ГПКС. Также наша инфраструктура обеспечивает доступность непосредственного телевизионного вещания по всей стране. Клиентами ГПКС в этом сегменте являются все крупные игроки: "Триколор", "НТВ-Плюс" и "Орион-Экспресс".

Состояние орбитальной ­группировки и активная работа на международных рынках позволили ГПКС обеспечить присутствие в 58 странах мира. Это и традиционные уже для нас государства Европы и Ближнего Востока, а также новые - ​ГПКС вышла на рынки субэкваториальной Африки, Южной Азии, Латинской Америки. Доля зарубежных продаж в общей выручке ГПКС уже превышает 50 %.

Все это позволяет нам наращивать выручку: в последние три года ежегодный прирост составлял 9 %, и это на фоне стагнации, а то и отрицательных показателей роста большинства операторов спутниковой связи в мире. Услуги с добавленной стоимостью у нас в последние два года показывали годовые темпы роста свыше 30 %.

Более 80 % нашей клиентской базы - ​это операторы, с которыми ГПКС работает 10‑15 лет. Такая стабильная модель позволяет нам уверенно себя чувствовать при привлечении кредитов на новые космические аппараты (КА). Предприятие создает почти все спутники за счет собственных средств - ​исключение составили лишь "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6", которые субсидировались в рамках федеральной целевой программы по развитию телерадиовещания в России. Все последующие космические аппараты серии "Экспресс" - ​АМ7, АМ8, АТ1, АТ2, АМУ-1, к сожалению, потерянные при запуске АМ4 и АМ4R, а также находящиеся в производстве "Экспресс-80", "Экспресс-103", АМУ-3 и АМУ-7 - ​ГПКС профинансировало без привлечения средств из федерального бюджета.

Каков прогноз выручки ГПКС на 2019 год?

- Исходя из результатов первого полугодия, служба развития бизнеса нашего предприятия ожидает роста выручки за этот год на уровне результатов 2018 года. Наряду с привычными ­сферами, мы следим за развитием сетей 5G и определением места в этом процессе операторов спутниковой связи. Я не исключаю появления систем спутниковой связи, которые будут предоставлять 5G непосредственно из космоса. Их создание мы обсуждаем с ведущими производителями спутниковых систем, понимая, что они должны быть глубоко интегрированы в существующие и строящиеся наземные сети беспроводной связи.

Еще одно важное для нас направление - ​спутниковая связь на подвижных объектах, прежде всего на судах, в том числе и ледового класса.

Наш перспективный проект - ​спутниковая группировка "Экспресс-РВ" на высокоэллиптической орбите (ВЭО). Его мы позиционируем как инфраструктурный, социально значимый и крайне важный для экономического развития нашей страны, в частности, для решения задач цифровой экономики. Сложно измерить экономическую эффективность этого проекта традиционными методами. Обычно для такой оценки используются простые линейные модели (как быстро вернутся вложенные инвестиции, окупится ли проект) и никто не пытается рассчитать межотраслевые коэффициенты (что даст появление телекоммуникационной услуги там, где связь пока отсутствует, для развития других отраслей). Точно так же финансовый эффект от общедоступности ­навигационного поля, которую обеспечивает группировка ГЛОНАСС, "в лоб" оценить невозможно, но услуги, оказываемые на основе геоинформационных сервисов, позволяют многим компаниям работать более эффективно, а соответственно, платить больше налогов. Так что возвратность вложений в такие инфраструктурные проекты, будучи впрямую ­неочевидной, опосредованно оказывается очень существенной.

Марк Иосифович Кривошеев как-то говорил мне: "Я оцениваю важность той или иной системы по количеству людей, которых она делает счастливыми. Вы работаете в удивительной компании, потому что ГПКС делает счастливыми миллионы людей - ​предоставляя возможность смотреть телевизор, разговаривать по телефону, выходить в Интер­нет". Благодаря ­системе "Экс­пресс-РВ" очень много людей станут счастливыми. Достаточно вспомнить о радиовещании: КВ-вещание уходит в прошлое, и любой дальнобойщик или машинист поезда, покинув пределы города, как, впрочем, и многие постоянные жители удаленных регионов, не имеет возможности слушать радио. А "Экс­пресс-РВ" обеспечит радиовещание повсеместно.

Проект "Экспресс-РВ" предоставит возможности ШПД на подвижных объектах в районах Крайнего Севера, телевизионное вещание, и в какой-то мере позволит решить проблему геостационарной орбиты: она сильно загружена и на ней тяжело скоординировать радиочастоты. Поэтому развитие рынка спутниковой связи пойдет в направлении негеостационарных систем - ​на низкой, средней орбитах, а также на ВЭО, которая наиболее точно отвечает специфике и географии российского рынка. Пока слабое место в этом проекте - ​абонентские терминалы, и мы активно работаем в этом направлении.

Как выглядят для ГПКС перспективы получения пусковых услуг, оплаченных федеральным бюджетом, после вывода на орбиту спутников "Экспресс-80" и "Экспресс-103"?

- Да, для вывода этих двух космических аппаратов мы задействуем "заменную" ракету, которая специальным постановлением правительства была заложена в Федеральной космической программе (ФКП) после аварии при запуске спутника "Экспресс-АМ4R". В соответствии с контрактом, запуск КА "Экспресс-80" и "Экспресс-103" планировался в конце этого года, но, оценивая текущее состояние работ над проектом и готовность КА, предполагаю, что осуще­ствить его удастся только в начале 2020 года. Что касается последующих спутников - ​в 2019 году Рос­кос­мос разработал проект концепции программы "Сфера". Этот документ, в частности, предусматривает создание средств выведения для развертывания группировки "Экспресс-РВ" и запуска геостационарных спутников "Экспресс": все они рассматриваются как компоненты "Сферы". Я надеюсь, что до конца 2019 года эта программа пройдет все необходимые согласования. Важно, что "Сфе­ра" - ​это не проект, а программа, которая сводит на единую платформу все полезные и значимые космические проекты в ДЗЗ, навигации и связи. Это даст возможность взаимопроникновения и взаимодополнения проектов, а также технологический толчок и кумулятивный эффект. При этом программа не подразумевает сваливание всех проектов: каждый ее компонент самодостаточен и формируется в интересах определенных заказчиков, но все направлено на достижение единых целей.

Как обстоят дела с ракетами для запуска спутников, следующих за "Экс­пресс-80" и "Экспресс-103": АМУ‑3, АМУ‑7 и АМУ-4? Они успеют попасть в программу "Сфера"?

- Вопрос по средствам выведения для этих трех спутников открыт. Если следовать букве ФКП, для них предусмотрены ракеты "Ангара", но реалии ­таковы, что космодром Восточный, с которого эти спутники должны были лететь, в требуемые сроки, скорее всего, готов не будет. Федеральное агентство связи в тесном контакте с Роскосмосом и правительством РФ занимается этим вопросом. Основная задача ФГУП "Космическая связь" - ​своевременно заказывать КА связи и вещания, минимизировать затраты на предоставление услуг, уменьшить риски потери космических аппаратов при выводе на орбиту, а также решить еще один важный вопрос - ​страхования рисков запуска и первого года эксплуатации КА на орбите.

Но ведь каждый спутник изготавливается с учетом ракеты, на которой запланирован его запуск.

- Понимая ситуацию, мы в конкурсной и технической документации на все последние космические аппараты указали, что определим средства выведения с некоторым запозданием. Соответственно, и адаптация спутника под ракету-носитель переносится на более поздний срок. Хотя больших отличий нет. В свое время, когда начались коммерческие запуски на ракете "Протон", была проведена большая работа по созданию универсального адаптера. И все западные производители космических аппаратов добились их инвариантности к любому средству выведения: хоть Ariane, хоть Delta, хоть "Протон". На "Протонах" запускались спутники производства Thales Alenia Space, Astrium (Airbus), Lockheed Martin, Boeing, и ни у кого проблем не возникало. Если вспомнить историю группировки Iridium, то сразу семь ее спутников было запущено на ракете "Протон", с применением супер-адаптера, который "расталкивал" их в разные стороны по орбите. Эта ракета с точки зрения конструктива очень хороша и отработана. Сейчас страховщики просят за страхование запуска на "Ангаре" 35‑40 % от стоимости спутника - ​против 16 % при использовании "Протона" или 5‑6 % при выводе КА на ракете Ariane. А стоимость страховки превращается в тариф для конечного пользователя. Поэтому в вопросах выбора ракет важно не допустить ошибок, иначе у нас есть риск потери конкурентоспособности на ­мировом рынке.

Компания Saturn Satellite Networks, в содружестве с МОКС "Интерспутник", запустила программу NationSat - ​создание небольших спутников связи и вещания для отдельных государств, не входящих в "клуб космических держав", и их вывод в орбитальные позиции, скоординированные "Интерспутником". ГПКС является крупнейшим собственником "Интерспутника" и должно быть заинтересовано в росте его бизнеса, но, с другой стороны, новые космические аппараты категории NationSat могут создавать предприятию прямую конкуренцию. Как разрешить эту дилемму?

- Стоит вспомнить, что вообще идеология малых КА родилась в России: название спутников "Экспресс-МД1" и "Экспресс-МД2", которые для ГПКС сделал "Хруничев", расшифровывалось как "малый дополнительный" - ​их целью было защитить частотный ресурс в тех орбитальных позициях, которые Россия могла потерять. Частью идеи была высокая серийность таких КА и возможность выбрать модуль полезной нагрузки исходя из задачи. Сейчас такая вариативность упростилась за счет использования гибких полезных нагрузок с цифровой обработкой сигнала на борту космического аппарата.

Стоимость КА сильно зави­сит от его продолжительности жизни на орбите, причем рост стоимости экспоненциален: чем дольше должен прослужить спутник на орбите, тем более дорогие компоненты нужно заложить при его создании. Оптимальный срок активного существования (САС) 15‑20 лет назад оценивался нами для аппаратов подобного класса в шесть с половиной лет. Схожую идеологию в свое время использовали японские производители автомобилей: масла в коробке передач было ровно столько, сколько машина должна проехать.

Я полагаю, что Том Чой (глава ­Saturn Satellite Networks и бывший гендирек­тор спутникового оператора ABS, - ​прим. "Стандарта") имеет далеко идущие планы. Возможно, он движется в сторону бизнес-модели авиакомпаний, у которых нет своих аэропортов и даже самолетов (все они - ​в лизинге) - ​компания сфокусирована на оказании конечной услуги пассажиру. И если Чою удастся добиться серийного выпуска спутников с цифровой полезной нагрузкой, он сможет предоставить любому заказчику необходимую именно ему конфигурацию. Если же он смотрит на создание отдельных точечных аппаратов, то вопрос в том, сможет ли он через некоторое время преодолеть классическую "долину смерти". А добиться серийности непросто: помимо профицита орбитально-частотного ресурса в мире, на орбите находится немало HTS-аппаратов с длинным САС. Решение NationSat гораздо интереснее, чем то, что предлагают низкоорбитальные системы: не нужно создавать сотни и тысячи малых аппаратов - ​для них просто нет рынка.

Первый спутник этой серии - ​Nation­Sat-98E - ​даст "Интерспутнику" ­новый вид бизнеса и новые возможности по использованию орбитально-частотного ресурса, которым располагает организация.

Как идет работа по соглашению о сотрудничестве в области спутниковой связи, которое ГПКС подписало с РПУП "Завод точной электромеханики" (Беларусь) в апреле 2019 года?

- Один из важных аспектов нашего сотрудничества - ​абонентские ­терминалы. Белоруссия не растратила потенциал в микроэлектронике, которым обладала со времен СССР, и мы поставили перед белорусскими коллегами задачу проработать возможность создания дешевого абонентского терминала под перспективные космические аппараты ГПКС, прежде всего - ​"Экспресс-РВ". Я считаю, что диалог на основе соглашения с РПУП "Завод точной электромеханики" будет полезен для обеих сторон.

Сохраняет ли ГПКС готовность заказывать в будущем новые спутники сборочному производству космических аппаратов (СПКА), которое строит в Щелково компания "Газпром космические системы"?

- Искусственный или естественно сложившийся монополизм в любой отрасли является тупиком развития. Поэтому появление в России нового производства КА я приветствую двумя руками. Не без нашего участия появилось СП между РКК "Энергия" и Airbus (ООО "Энергия САТ", - ​прим. "Стандарта"), и, объявляя конкурс на создание спутников "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7", мы обращались и в "Энергию", и к ИСС им. академика М. Ф. Решетнева.

Создание современного промышленного предприятия, способного производить космические аппараты в кооперации с лучшими зарубежными производителями, позволит нам в рамках конкурсных процедур выбирать лучшие предложения отечественных производителей. Мы хорошо знаем специалистов компании: это коллектив, создавший космические аппараты серии "Ямал", успешно эксплуатируемые на орбите. Им есть на что опираться и с точки зрения технологий, и с точки зрения интеллектуального потенциала коллектива.

Коротко отвечая на вопрос: да, мы продолжаем быть заинтересованными в запуске СПКА, готовы рассматривать их предложения.

Сотовые сети 5G претендуют на частоты в C- и Ka-диапазонах, которые ныне используют операторы фиксированной спутниковой связи. Как вы видите возможности защиты этих диапазонов операторами спутниковой связи в России?

- Частотный ресурс - ​достояние государства. Регулятор у нас общий - ​администрация связи РФ, и при выделении полос частот она руководствуется государственными интересами.

Сейчас много ­говорится об использовании сетей 5G в цифровой экономике. Место спутниковых операторов в 5G еще предстоит найти - ​будет ли это традиционное предоставление транспортной сети для подключения базовых станций или непосредственное оказание услуги с орбиты.

С-диапазон в спутниковой связи используется, помимо каналов управления КА различного назначения, в сети распространения телевизионного сигнала.

Спутниковая связь на территории нашей обширной страны очень востребована. Появление 5G в наземных сетях не влечет запрета для спутниковых операторов на использование традиционных для них полос частот - ​речь идет о совместном использовании ресурса. В каком именно виде и как это будет сделано - ​пока сложно сказать, но предварительные исследования показывают, что земным станциям спутниковой связи базовые станции 5G создают непреднамеренные помехи.

Необходимо время, чтобы понять, что именно могут принести сети 5G и каким будет баланс использования полос частот в различных регионах для различных служб.

Спутниковая связь уже более полувека делает счастливее миллионы россиян, а коллектив ФГУП "Космическая связь" вместе с коллегами и партнерами создает все возможности для того, чтобы предприятие занимало лидирующие позиции на российском и международном рынке спутниковой связи.