Вероника
Фидлер

старший управляющий директор VEB Ventures
© ComNews
13.02.2020

О трендах и новых отраслях на российском венчурном рынке в области инновационных технологий корреспонденту ComNews рассказала старший управляющий директор VEB Ventures Вероника Фидлер.

Какие, на ваш взгляд, тренды и новые отрасли появляются на российском венчурном рынке в области инновационных технологий, в частности в сфере ИКТ?

В последний год явно укрепился тренд на содержательный инвестиционный интерес крупного бизнеса к высоким технологиям и инновациям. Это перестало быть хайпом или элементом отчетности корпораций. Крупные индустриальные предприятия, выбирая оптимальный для себя механизм, масштабно инвестируют в стартапы. В нашем портфеле один из примеров этой тенденции - наш совместный с "Газпром нефтью" венчурный фонд, который начал работу в 2019 году. Если говорить о новых отраслях, то я бы выделила не технологические сегменты, а именно ниши венчурной активности. Так сформировался новый сектор - акселераторы для корпораций, очень интересная и эффективная модель реализации инновационной стратегии крупных компаний. Мы смотрим много компаний для инвестирования как раз из акселераторов, например по тематике smart city Сколковского строительного акселератора Built up. Несколько проектов в нашем пайплайне находятся на финальных стадиях анализа и скоро получат инвестиции.

В частности, в сфере ИКТ нам очень интересны бизнесы, которые имеют решения, применимые для развития городской среды и территорий, решения для ЖКХ и объектов инфраструктуры. Отдельный интерес вызывают бизнесы, связанные с "зелеными" технологиями и энергоэффективностью, всем, что связано с решением проблемы снижения выбросов. VEB Ventures имеет стратегические интересы в этой сфере, и мы формируем портфель таких инвестиций.

Существуют ли способы распознания так называемых пузырей на венчурном рынке? Есть ли таковые сейчас в области инновационных технологий и как обезопасить инвестиции при вложениях в проекты с высоким риском?

Если бы он существовал, пузырей бы не было, а профиль риск-доходности венчурных сделок был бы совсем иной. Есть профессиональное чутье, опыт, предпочтения - все это работает на результат, на распознавание перспектив. Сейчас есть очень много вызывающе популярных тематик: от дронов различного применения до различных систем анализа всего и вся, что дает теперь уже вездесущий IoT. Не могу сказать, что это пузыри, но это явно ниши повышенного инвестиционного спроса и очень высокой оценки бизнесов. Мы, VEB Ventures, инвестируем в компании более зрелые, с готовым продуктом, с опытной командой, с выручкой, которые хотят войти в стадию бурного роста совместно с профессиональным инвестором-партнером. Это и есть наш способ обезопасить себя - четкая стратегия в выборе сделок, уверенность в команде, оттестированный продукт, грамотное структурирование сделок.

Каков, по-вашему, уровень вовлеченности и понимания особенностей работы с инновациями и стартапами у крупных государственных и частных компаний в России? Что надлежит делать крупным игрокам для более эффективной работы на этом поле?

Наверное, все, как всегда, зависит от ресурсов и ограничений. Они сильно отличаются между частным и государственным инвестором. Частный бизнес может быть гибким и динамичным. Государственный инвестор более консервативный, но обладает значительно большими ресурсами в России для обеспечения стремительного роста бизнеса. Идеальный вариант для инновационной компании - совместить частные и государственные инвестиции. Зачастую это непросто организационно, но стратегически важно, так как дает максимальный эффект для роста стоимости бизнеса. Мы как инвестиционный фонд, распоряжающийся квазигосударственными средствами, стараемся сформировать портфель из таких сделок. Стремимся быть максимально динамичными, быстрыми и конкурентными даже с частными фондами, при этом предоставляя возможности крупного государственного игрока. Первые наши инвестиции как раз - это вложения совместно с частными инвесторами. Группа компаний О3 - наша портфельная компания, это частный успешный инновационный бизнес, резидент Сколково, разработчик собственных антикорозионных и огнеупорных покрытий.

Насколько активно на отечественный рынок венчурных инвестиций в области инновационных технологий приходят новые профессиональные игроки и что необходимо для их привлечения?

Не буду отрицать определенную стагнацию на венчурном рынке в России. Сделок меньше и по объему, и по количеству. Частных инвесторов меньше, государственные фонды либо прекращают инвестировать, либо, наоборот, только начинают, как мы. Отдельно я бы отметила институализацию сегмента ангельского инвестирования - ангелов уже много, они начали как-то объединяться, формировать правила и т.д. Для того чтобы это все жило и развивалось, нужно, наверное, как всегда, одно - улучшение инвестиционного климата, чтобы доминантами страха инвестирования в инновации были коммерческие и технологические риски проекта, а не внешней среды.

Поддержка высокотехнологичных стартапов - это в первую очередь забота государства или частных инвесторов? Какие плюсы и минусы есть у обоих подходов?

Я бы предложила не говорить о заботе, так как стартаперы все-таки не в категории детей, стариков и иных групп, которым нужна забота. А вот создать такую среду и условия, в которых человеку хочется творить, предпринимать, разрабатывать, развиваться, рисковать - это безусловно прерогатива государства. В этом смысле многое сделано: и инновационный центр Сколково, и наноцентры, и технопарки по всей стране, и финансовая поддержка от институтов развития. Одновременно с этим только разумное сочетание помощи от государства и инвесторов smart money может долгосрочно влиять на успех венчурного рынка. Мы в VEB Ventures предлагаем стартапам как раз такой микс - мы заходим в бизнес как классический частный инвестор со всеми преимуществами для бизнеса от нашего влияния - помощь в стратегии, корпоративное развитие, усиление менеджмента и прочее, но одновременно с этим предлагаем нефинансовые ресурсы, связанные с нашей государственной природой, - стимулирование спроса, GR-поддержку, партнерство с институтами развития.

Какие плюсы и минусы есть у такой формы поддержки высокотехнологичных стартапов, как гранты?

Основной плюс, наверное, в том, что у молодых ученых появляется шанс на успех, шанс получить результат от своей деятельности, шанс вырасти и развиться. И надо отдать должное, система поддержки ученых через гранты во всем мире и есть кузница наиболее прорывных технологических решений. Но надо не забывать, что это только начало. Когда ничего нет, ты получаешь грант, завершаешь на него НИР - на этом надо остановиться с бесплатными и невозвратными деньгами. Если ты не видишь себя в сугубо научной карьере, а хочешь стать предпринимателем, сделать свой стартап, бизнес, я убеждена, что стадия ОКР - это то время, когда пора рисковать, делить риск с партнерами, брать возвратные деньги.