Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
13.04.2020

ИКТ-отрасль, как в мире, так и в России, оперативно отреагировала на пандемию SARS-CoV-2 и сопутствующие явления. В нашей стране даже органы власти проявили удивляющую расторопность в том, что касается снятия некоторых регуляторных барьеров по тем направлениям, которые позволяют гражданам легче пережить период самоизоляции. Остается еще одно звено - сами граждане, перед которыми неожиданно встала задача существовать в новых реалиях. Реалиях, где уровень цифровой грамотности приобретает едва ли не ключевое значение. А уровень этот в нашей стране нельзя назвать очень уж высоким.

В России ИКТ-отрасль очень быстро и четко отреагировала на кризис. На потребности, появившиеся в условиях массового перехода на удаленную работу и самоизоляцию, отраслевые компании немедленно ответили предложением. Операторы связи, интеграторы, разработчики ПО и другие участники рынка ИКТ предложили большое количество цифровых инструментов как бизнесу, так и обычным гражданам, для того чтобы те могли удаленно работать или развлекаться с комфортом в условиях самоизоляции. Здесь и комплексные решения, позволяющие быстро организовать удаленную работу сотрудников, и доступ к контенту (развлекательному, образовательному и иному), который открыли для граждан операторы связи и медиаплощадки, и всевозможные спецпредложения, позволяющие комфортно общаться и оставаться на связи.

Удивительно, но даже власть начала работать весьма расторопно в области снятия некоторых регуляторных барьеров, чтобы дать возможность жить более комфортно в новых условиях. Например, оперативно в правовое поле введена возможность доставки курьерами лекарственных препаратов (см. редколонку от 23 марта 2020 г.). При всей спорности данного решения, надо признать, что регулирующему документу, который пылился в Госдуме, дали ход и в кратчайшие сроки приняли. Можно также отметить быстрое принятие новой редакции правил оказания универсальных услуг связи (УУС; см. новость ComNews от 9 апреля 2020 г.).

В новой реальности оказались все, и перед самым, пожалуй, важным звеном - гражданами страны встает сейчас задача, решить которую могут только они сами. Необходимо повышать свою цифровую грамотность.

Согласно результатам исследования Аналитического центра НАФИ, только чуть больше чем каждый четвертый россиянин (27%) обладает высоким уровнем цифровой грамотности. Эксперты НАФИ обращают внимание на то, что федеральным проектом "Кадры для цифровой экономики" заданы целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Это 26% населения в 2018 году, 27% - в 2019-м, 30% - в 2020-м и 32% - в 2021-м.

При этом, по результатам исследования НАФИ, доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет. Так, в 2018 году 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности. По состоянию на январь 2020 года эта доля составила 27% - отставание от целевых значений федерального проекта пока составило 3 процентных пункта (27% против ожидаемых 30%). Эксперты, однако, отмечают, что до конца года еще девять месяцев и возможен рост.

Тенденция за последние три года не радует. Как указывают аналитики НАФИ, именно из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции.

Сейчас гражданам страны важно понять, что если в обычных условиях можно было позволить себе не торопиться с повышением уровня цифровой грамотности, то в условиях пандемии наличие этой самой грамотности - практически получение навыков выживания. И с большой долей вероятности можно предположить, что и после завершения пандемии мир не вернется (по крайней мере не полностью) на прежние рельсы в области организации трудового процесса. Уже сейчас предложения о переменах звучат из уст высокопоставленных представителей власти. Например, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила разрешить сочетать стационарную работу с дистанционной, в том числе для госслужащих.

Кто сможет адаптироваться к удаленной работе и учебе - получит неоспоримое преимущество. Благо, что инструментов, позволяющих повысить свои навыки, а также организовать бизнес-процессы в удаленном формате, как говорилось выше, хватает.

Кстати, 22 апреля в 12:00-15:30 ComNews проведет свой первый онлайн-форум "Сети связи, контент и цифровые сервисы в России против COVID-19".

На форуме будут обсуждаться вопросы, насколько российские сети связи оказались готовы к лавинообразному росту трафика, как отечественные операторы видят модернизацию сетей для соответствия новым условиям, какова готовность к сотрудничеству между телеком-компаниями и контент-провайдерами, какие новые цифровые инструменты обеспечивают возможность удаленной и коллективной работы, экономя при этом сетевые ресурсы.

Также планируется обсудить, какую роль будет играть в регулировании рынка пропуска трафика Минкомсвязь и Роскомнадзор (и с учетом новых реалий, и с учетом смены руководителей).

Речь пойдет и о цифровых финансовых сервисах - что изменилось с переходом бухгалтерии на домашнюю работу, а также о том, какие цифровые инструменты для дистанционного обучения и удаленной работы показали наибольшую эффективность при пиковых нагрузках, как меняется объем и профиль потребления цифрового контента при постоянном нахождении дома и что нового в индустрии цифровых развлечений появилось в связи с массовым переходом людей на домашний образ жизни.

Подробнее о форуме и условиях участия - по ссылке https://www.comnews-conferences.ru/ru/conference/covid19