Анастасия
Самсонова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
16.04.2020

Столица вновь встала в очередях и пробках. 15 апреля, первый день работы системы, которая ужесточила правила передвижения для москвичей, показал, что полиция и ГИБДД не успевают проверять цифровые пропуска. Вчера встали практически все магистрали в сторону центра города. Пассажиры жаловались на толпы, давку в метро из-за проверок, в соцсетях забрасывали власть гневными комментариями, а теперь рискуют стать первыми пациентами почти готового инфекционного центра в Новой Москве.

Пару дней назад из-за коронавируса SARS-CoV-2 такое скопление людей сложно было представить. Пропуска для поездок в метро, такси и на личных авто и сейчас трудно достать: портал, который их выдает, в основном "лежит"; горячая линия перегружена обращениями; SMS на короткий номер оформляет путевые листы с ошибками. Чиновники, вполне возможно, рассчитывали, что граждане не смогут сделать разрешения на выезд и останутся дома.

На деле все вышло иначе. На фото транспортного коллапса, которые пользователи выложили в интернет, видно, что людей были сотни, на входах в метро и на станциях они стояли близко друг к другу, потому что просто не могли соблюдать рекомендованную дистанцию в полтора-два метра. Многие были без масок. Некоторые ждали так по 30-40 минут. Часть очередей начинались на улицах.

Столичные власти ввели дополнительные меры контроля, потому что хотели позаботиться о гражданах. На вторую неделю после введения режима самоизоляции эти самые граждане стали активнее выбираться на работу, за хлебом, лекарствами. И как следствие - активнее поступать в больницы с пневмонией. Заместитель мэра по вопросам социального развития Анастасия Ракова в прошлую пятницу сообщила, что число госпитализаций в Москве резко увеличилось. По сравнению с позапрошлой неделей, их на тот момент было вдвое больше. Скорые и медучреждения уже тогда работали на пределе. Благими намерениями, как говорится.

При этом власти, судя по всему, отказываться от цифровых пропусков не будут, так как, наверное, верят, что они и возможные штрафы удержат граждан дома. Сергей Собянин прокомментировал ситуацию в метро и на дорогах двумя твитами, в которых связал "массовые скопления людей" с неправильными действиями полиции и пообещал подумать над автоматизированным контролем. Вечером 15 апреля Сергей Собянин заявил, что контроль наличия спецпропусков в Москве усилят. А затем, по поручению градоначальника, столичный Департамент транспорта объявил, что будет в автоматическом режиме отслеживать передвижения граждан с помощью транспортных карт "Тройка", "Стрелка" или социальных карт. Однако вводить систему будут поэтапно и до ввода автоматической системы проверки наличия пропусков для передвижения на городском транспорте будут проводиться не полицией, а контролерами.

Судя по заявлениям о поэтапном вводе автоматической системы проверки пропусков, ранее о ней не подумали. Поэтапным должно было стать введение самих пропусков, а не системы их проверки.

Логика, которая заключается в том, что больницы надо срочно строить с наступлением пандемии, что если разбрасывать "вертолетные деньги" по чуть-чуть, то в кубышке больше останется и если не вводить режим ЧС, то его как бы и нет, - все это так типично для в прямом смысле дорогого российского чиновничества.

Очевидно, что коронавирус уже есть в большинстве регионов страны. И наряду с введением плохо продуманных пропускных режимов не пора ли браться за массовые и систематические тестирования граждан на дому? За адресную медицинскую помощь и контроль инфицированных, переносящих болезнь в легкой форме, прямо в квартирах? У регионов еще есть возможность не довести ситуацию до московского сценария с пропусками и их проверками. Надежды на то, что, пока мы сидим на самоизоляции, власти успеют ударными темпами построить еще с десяток миллиардных инфекционных центров, мало.