Трафик на сетях связи, который колоссально вырос во время пандемии коронавируса, не увеличил доходы российских операторов. Об этом сообщили представители крупнейших игроков рынка. Исчезновение выручки от роуминга, минимум посетителей в салонах связи и продаж техники, бедность населения и валютный курс давят на отрасль. Операторы уверены: отрасли в кризис нужна поддержка государства.
© ComNews
15.05.2020

О проблемах отрасли игроки рынка рассказали в ходе онлайн-сессии Росконгресса и АНО "Цифровая экономика" "Пандемия как стресс-тест для сетей связи: возникнет ли иммунитет к растущим нагрузкам".

По данным Ernst & Young, в I квартале этого года в среднем по России трафик возрос на 25%. Операторы связи говорят, что увеличение произошло из-за месяца самоизоляции. В апреле у АО "ЭР-Телеком Холдинг" потребление трафика выросло на 40%, а выручка бизнеса упала на 5-10%. При этом операторы вынуждены вкладывать средства в инфраструктуру, несмотря на отсутствие роста доходов. По словам генерального директора компании Андрея Кузяева, из-за увеличенной нагрузки "ЭР-Телекому" уже пришлось дополнительно инвестировать в сеть 1 млрд руб.

"Мы попали в очень серьезные ножницы. Сегодня ни государство, ни правительство, ни отраслевое министерство, ни общество до конца не понимают, в какую сложную ситуацию попала телеком-отрасль", - убежден Андрей Кузяев.

Большой проблемой для операторов стала розница: в салоны связи практически никто не приходит, но закрыть их совсем невозможно, так как есть абоненты, которые не могут пополнить баланс онлайн. "У нас несколько десятков процентов розницы по тем или иным причинам закрыто, - говорит управляющий директор по стратегии и организационному развитию ПАО "МегаФон" Александр Соболев. - Полбеды, что салоны не работают из-за того, что прикрыли торговые центры. Основная же причина, конечно, в том, что снизился трафик в ретейле. Люди почти перестали приходить в офлайновые точки. Это влияет как на подключения, так и на продажи девайсов". Многие гаджеты операторы реализуют себе в убыток. К тому же за время пандемии телеком-компании потеряли часть абонентов-мигрантов, которые вернулись из России домой, в страны СНГ.

На развитие отрасли негативно влияет падение доходов населения, стремительное обеднение граждан, а также нулевой роуминг. "Люди перестали путешествовать. Они теряют работу, им не на что жить. Мы уже видим большое количество банкротств ИП, отсюда большие цифры отключения телефонов. Огромный пласт клиентов перестал разговаривать, пользоваться мобильной передачей данных", - сказал Александр Соболев. Он предупреждает, что комбинация таких факторов потянет телекоммуникационную отрасль вниз. Перечисленные тренды на рынке наблюдают и в Tele2, и в МТС. Член правления, вице-президент по стратегии и развитию ПАО "МТС" Александр Горбунов подтвердил, что у МТС исчезло 90% роуминга.

Директор по взаимодействию с государственными органами "ЭР-Телекома" Максим Фаязов объясняет, что сейчас меры поддержки со стороны властей операторам необходимы, чтобы выжить. Трафик на сетях растет (из-за популярности видеосервисов), и компании вынуждены инвестировать в инфраструктуру на фоне сокращения выручки, чтобы люди могли продолжать работать из дома, общаться онлайн, заказывать еду, лекарства, маски и перчатки. В частности, "ЭР-Телеком" и другие операторы считают, что необходимо быстро принять законопроект об упрощении доступа сетевых провайдеров в многоквартирные дома, сделать льготное кредитование для модернизаций сетей связи, упростить процедуры экспорта оборудования, снизить оплату за частотные спектры и дать операторам связи возможности выхода на рынок электроэнергии.

Новости из связанных рубрик