Минкомсвязь и Банк России запустили в промышленную эксплуатацию сервис, который позволяет гражданам через портал госуслуг предоставлять информацию о себе банкам и страховым организациям, чтобы получать услуги и сервисы полностью в цифровом виде. Эксперты считают, что сервис будет популярным, но небезопасным.

© ComNews
21.05.2020

Через сервис Минкомсвязи и ЦБ финансовые организации и страховые компании будут получать все сведения о клиентах, которые хранятся в ФНС, Росреестре, МВД, ПФР и других ведомствах. Дополнительно предоставлять документы гражданам больше будет не нужно. Пока в проекте принимает участие 20 банков и четыре страховые организации. Клиенты Сбербанка, Райффайзенбанка, Совкомбанка, СКБ-банка, "АК Барса" и РНКБ сейчас могут через личный кабинет на Едином портале госуслуг заполнить анкету на оформление онлайн-кредита.

В эксперименте Минкомсвязи и ЦБ участвует также Тинькофф Банк, Росбанк, Промсвязьбанк, Газпромбанк, Почта Банк, Киви Банк, Абсолют Банк, банк "Русский Стандарт", Альфа-Банк, МТС-Банк, Россельхозбанк, банк "Открытие" и ХКФ Банк. Группа "Ренессанс Страхование", "АльфаСтрахование", "РЕСО-Гарантия" и "ВСК Страхование" тестируют через сервис возможность предоставлять полисы ОСАГО и каско.

Сервис министерства и ЦБ запустили в рамках экспериментального цифрового профиля граждан. "Мы запустили сервис в экспериментальном порядке - именно сейчас он востребован и гражданами, и банками. В условиях самоизоляции и удаленной работы необходимо снизить количество посещений мест cкопления людей, при этом потребность в банковских услугах, конечно, сохраняется. Хотим особо отметить, что реализованный механизм работы является универсальным и предполагает гибкое использование. Для бизнеса это прежде всего возможность встраивать данный сервис в свои цифровые сквозные сценарии оказания услуг. Для граждан это возможность выразить согласие на передачу цифровых документов из государственных источников коммерческим организациям и распоряжение своими данными с помощью государственной платформы. В ближайшее время планируется тиражирование данной возможности на самые разные направления нашей экономики", - прокомментировал запуск сервиса министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев.

В будущем к проекту планируют подключить все банки и МФО, а также дополнить новыми сведениями, в том числе и о доходах граждан из ФНС и Минтруда России, а также информацией из БКИ (Бюро кредитных историй). Такой проект сейчас согласовывают с госорганами.

ВТБ подключился к пилоту по созданию цифрового профиля гражданина в декабре прошлого года. С помощью профиля клиенты могут оформить или рефинансировать кредит, получить кредитную карту. "Так 80% анкеты загружается автоматически. У нас почти 15% всех заявлений на указанные выше банковские продукты заполняются данными из госсистем", - рассказал руководитель департамента цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.

По словам руководителя центра компетенций инновационных технологий цифрового бизнеса Промсвязьбанка Ольги Алексюк, участие в проекте ЦБ и Минкомсвязи для банков бесплатное. Будет ли оно таковым после подключения всех российских банков, в Минкомсвязи не уточнили. "Сейчас мы тестируем сервис внутри банка. В июне можно будет подать заявку на потребительские кредиты. Клиент видит перечень всех сведений, которые банк получает из цифрового профиля, и дает согласие на их передачу и обработку", - добавила представитель ПСБ.

Директор экспертно-аналитического центра InfoWatch Михаил Смирнов считает, что с точки зрения информационной безопасности риски в использовании сервиса прежде всего связаны с несоблюдением правил цифровой гигиены: слабые пароли, работа с чужих устройств, заполнение анкет на различных сомнительных сайтах. "Теперь в онлайн-режиме о финансовых услугах будет знать и государство. Однако оно и так обладает такими инструментами и все равно к этому придет. Удобство - это всегда расставание с частью приватности", - уверен специалист по ИБ.

Ведущий аналитик отдела развития Dr.Web Вячеслав Медведев напоминает, что ведомства до сих пор обмениваются друг с другом факсами и заказными письмами. По его мнению, единая база данных о гражданах не решит проблему цифрового документооборота в госорганах и компаниях, а без этого создавать цифровые профили бессмысленно.

Риски есть и в самом цифровом профиле. Во-первых, возможны утечки данных. Если раньше базы данных транспортных компаний, банков, автовладельцев "утекали" по отдельности, то теперь мошенники смогут украсть все сразу. "Низкие зарплаты тех, кто будет обслуживать такую базу данных, - стимул продать и заработать", - предупреждает Вячеслав Медведев. Во-вторых, появляется возможность получения услуг от имени другого лица. Украденные пароли и логины к порталу госуслуг позволят киберпреступникам брать кредиты на имена пострадавших. "Министерство цифрового развития вряд ли способно обеспечить дальнейшую конфиденциальность и нераспространение полученных финансовыми организациями сведений", - сомневается аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк. Однако эксперт признает, что сервис будет очень эффективным. Стимулом для граждан раскрывать данные о себе, которые находятся на стороне ФНС, Росреестра, МВД и ПФР, на фоне финансового кризиса станет рефинансирование кредитов или острая необходимость в получении новых.

Новости из связанных рубрик