Обзор: Цифровой Челябинск / июль 2020
"Сетевой город. Образование" - через тернии к звездам

Олег
Исайкин

генеральный директор компании "ИРТех"
08.07.2020

Генеральный директор компании "ИРТех" Олег Исайкин рассказал о внедрении автоматизированной информационной системы (АИС) "Сетевой город. Образование" в Челябинске, а также о других информационных системах компании "ИРТех" для сферы образования, используемых в 31 регионе РФ. О том, какие процессы автоматизирует АИС, где находятся сервера и данные пользователей, о порядке финансирования АИС, о конкуренции на рынке информационных систем в сфере образования.

Мы знаем, что компания "ИРТех" является известным игроком на рынке систем управления сферой образования. Расскажите, как прошел режим "удаленки"? Есть ли какие-то количественные или качественные метрики?

- Если сравнить количество пользователей наших систем в апреле прошлого и апреле настоящего, 2020 года, то можно отметить, что число пользователей существенно увеличилось. Примерно в четыре раза увеличилась их активность в системе: только в апреле настоящего года было выставлено около 350 млн. оценок. Почти в 29 раз увеличилось количество сообщений пользователей через систему: в апреле 2019 года было 4,36 млн. сообщений, а в апреле 2020 года - 125 млн. сообщений. Мы не оцениваем содержание таких сообщений, так как это конфиденциальная информация каждого пользователя в отдельности, но как правило, это были домашние задания, общение с учителем. То есть, в период дистанционного обучения (так называемой "удаленки в период самоизоляции"), наши системы показали свою эффективность.

По всей стране у нас примерно 15 млн. пользователей и в спокойное время примерно 500 тысяч уникальных пользователей ежедневно пользуется системой. Тридцать один регион работает исключительно в нашей системе и использует хотя бы один из наших продуктов. 26 из них используют все модули (подсистемы) наших АИС. Это в общей сумме примерно 35 процентов всего рынка, если оценивать количество пользователей.

Спасибо, впечатляет. И ваши сервера выдерживают такую нагрузку?

- Наши системы устанавливаются на серверах региона. То есть, в каждом регионе на региональном сервере установлена система для данного региона. Для нас, как для разработчиков, было бы гораздо удобнее установить единую систему в своем "облаке" для всех регионов. Тогда нам было бы проще обновлять систему, осуществлять ее техническую поддержку. Но мы являемся принципиальными противниками такого подхода и не рассматривали это по одной основной причине. Наша страна имеет государственную политику в отношении системы образования. В рамках государственных образовательных систем должна реализовываться именно государственная политика. Система образования региона – это актив самого региона, который уполномочен реализовывать государственную политику в сфере образования. А мы являемся коммерческой организацией. Нельзя держать на серверах коммерческих организаций принадлежащие региону персональные данные, учебный план, оценки и т.п. В конечном итоге это ограничивает возможности проведения какой-либо государственной политики в сфере образования. Поэтому и сама информационная система должна принадлежать региону, и все данные, по нашему убеждению, должны храниться на серверах, принадлежащих региону. Регион всегда должен быть уверен в том, что, что бы ни произошло с коммерческой организацией, продукт которой он использует, информационная система и данные у них всегда останутся. А если данные находятся у коммерческой организации в облаке, то никто не знает, что с ним случится в итоге. Может и все хорошо будет, а может и не очень.

Облако может "улететь" (смеется).

- Совершенно верно, облако может улететь или дождем пролиться. "Золотым" для держателя этих данных (улыбается). Конечно же тот факт, что система и данные находятся в каждом регионе, доставляет нам массу сложностей как разработчикам. Сложности возникают также при поддержке и инсталляции новых программ. Единый сервер данных существенно бы упростил задачу. Но такова государственная политика и мы должны действовать в ее рамках. Государственная политика требует от нас держать все данные на серверах регионов, и чтобы сами сервера принадлежали исключительно регионам.

Ваша позиция ясна. А теперь давайте обратимся к истории. Расскажите о моменте внедрения АИС "Сетевой город. Образование" в Челябинске, каким образом происходило это внедрение, почему именно эту систему выбрали городские власти, проводился ли тендер?

- Еще до внедрения системы на весь город, в Челябинске и Челябинской области существовали отдельные школы, которые приобрели и использовали "школьную" версию "Сетевого города" - систему NetSchool. Сотрудники министерств и ответственные люди, которым было поручено изучить существующие в то время информационные системы для образования, изучали реальную работу NetSchool в этих школах, знакомились с мнением пользователей. Изучали и работу других систем. Примерно в 2011 году Челябинской областью в соответствии с законодательством был проведен тендер, который выиграла наша компания. В результате в области была поставлена АИС "Сетевой город. Образование".

Челябинск был первым городом, в котором была целиком внедрена именно Ваша система?

- Самым первым городом, где была установлена наша система для всех школ города и органов управления образованием, был город Губкинский. Это небольшой и самый молодой (на то время) город России, он находится в Ямало-Ненецком автономном округе. Позднее наша система была установлена в Алтайском Крае и Самарской области, причем функционировала она уже на весь регион. Только после них последовала Челябинская область.

Давайте теперь поговорим о самой системе. Какие у нее есть возможности, чем она особенна. Что она дает пользователям в Челябинске, в Челябинской области и в других регионах.

- Формально существует две больших системы – "Е-услуги. Образование" и "Сетевой город. Образование" (или "Сетевой регион. Образование"). Но если рассматривать процесс цифровизации образования региона, то можно говорить и об одной единой системе, состоящей из отдельных модулей.

Система позволяет создать единую цифровую образовательную среду региона, повысить качество образования, получить новые образовательные результаты, автоматизировать управление системой образования, принимать обоснованные управленческие решения, оказывать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, организовать взаимодействие всех участников образовательных отношений.

В системе ведут свою повседневную деятельность сотрудники всех образовательных организаций региона (садиков, школ, дополнительного образования, среднего профессионального), сотрудники всех органов управления образованием региона, все дети, все родители области.

К примеру, система позволяет человеку встать в очередь в детский сад и дальше уже в электронном виде "идти" по системе образования. Начиная с очереди в детский сад и заканчивая выходом из системы образования, примерно в 17-18 лет. Вся образовательная траектория ребенка фиксируется в этой системе. Поэтому система эта не только школьная, как многие ее воспринимают, система эта многоплановая, многоуровневая, она затрагивает все уровни образования.

Таким образом, все годы обучения ребенка система отслеживает все его перемещения, все его достижения?

- Слово "отслеживает" не совсем точно отражает смысл работы системы. В системе действительно фиксируется весь образовательный процесс, образовательные результаты каждого ребенка. Но фиксируются не для "отслеживания" неким "большим братом", а для того, чтобы повысить эффективность образования, чтобы каждый родитель, каждый ребенок смог управлять своим образованием.

Что Вы можете сказать о конкурирующих системах, таких как Allschool, ЭлЖур, Московский регистр качества образования (МРКО), Московская электронная школа (МЭШ)? Можно ли Вас попросить порассуждать в принципе о прямых конкурентах, если Вы таковых видите, а также о ключевых отличиях Ваших систем от конкурирующих систем? В чем именно Ваш продукт принципиально отличается от других продуктов на рынке?

- Мы не комментируем продукты других производителей, считая это не очень этичным. А ключевым отличием именно нашей системы является ее комплексность, то есть комплексная цифровизация всех процессов в сфере доуниверситетского образования. Мы создаем и поддерживаем ее полностью сами.

Как осуществляется поддержка всей системы?

- Поддержка осуществляется посредством электронной и телефонной связи. Любой из пользователей, у которого возникает какой-либо вопрос, может нам позвонить или написать. Мы, конечно же, предпочитаем электронный обмен сообщениями от пользователей. Потому что иногда бывают вопросы, для ответа на которые необходимы подробности, например, нам надо посмотреть хотя бы скриншоты, которые только почтой можно прислать. По телефону всё объяснить просто невозможно. Примерно в течение 1-2 дней мы отвечаем абсолютно на все вопросы пользователей. У нас работает достаточно большая и практически круглосуточная служба поддержки. Наши сотрудники имеют возможность и удаленной работы в экстренных случаях, а также организованы дежурства по выходным и праздничным дням. И, вообще говоря, служба техподдержки – это наша гордость. Так, как у нас организована и работает служба техподдержки, нет ни у кого из конкурентов, мы так считаем.

Связана ли необходимость почти круглосуточной работы Вашей службы поддержки с тем, что Вы работаете с разными часовыми поясами, такими, как, например, Ямало-Ненецкий Автономный округ?

- Совершенно верно. Мы работаем не только с Ямало-Ненецким автономным округом, наша система также функционирует на Камчатке и на Сахалине, в Якутии. Это самые восточные наши регионы. Самыми западными нашими регионами являются Ленинградская область и Калужская область. Таким образом, мы работаем со всеми часовыми поясами.

Много ли обращений поступает из этих регионов? Десятки или сотни в неделю или месяц?

- Обычно это сотни обращений в день.

Говорит ли это о низком уровне подготовленности пользователей или неинтуитивности системы?

- Во-первых, пользователи, конечно, бывают разного уровня. Во-вторых, пользователи практически никогда не читают справки, инструкции и руководства для пользователей. Как правило, пользователи пробуют самостоятельно начать работать в системе, и, если что-то у них не получается, они сразу пишут вопрос или звонят в службу поддержки, хотя могли бы прочитать и встроенную в систему справку. В-третьих, пользовательский интерфейс также нуждается в постоянной доработке. Ни одна система не может быть абсолютно идеальной. В-четвертых, многие вопросы не носят технического характера работы в системе, вопросы могут быть чисто методического характера. Например, пользователи часто обращаются за разъяснением каких-либо расчетов, уточняют, как происходит расчет тех или иных показателей. Служба поддержки, соответственно, предоставляет пользователям объяснения, показывает формулы расчета. Кроме того, помимо основной системы есть разнообразные модули, при пользовании которыми у пользователей также могут появляться различные вопросы. Например, региональные образовательные системы тестирования (РОСТ), многоуровневая система оценки качества образования, которая стоит над базовой системой, аттестация педагогических кадров и так далее. В общей сложности у нас около 20 системных модулей.

Стоит заметить, что Учебно-методический центр г. Челябинска (он раньше так назывался) и, особенно, Региональный центр оценки качества образования внесли огромный вклад в организацию обучения и подготовку педагогов к работе в АИС. Такая мощная поддержка приносит свои положительные результаты, и, можно считать, что в Челябинской области одни из самых уверенных пользователей.

Это именно системы, разработанные компанией "ИРТех"?

- Да, абсолютно все наши системы мы разрабатываем самостоятельно кроме образовательного контента, который разрабатывается нашими партнерами. Основной наш партнер в этой части – группа компаний "Новый Диск".

Учитываете ли вы в разработках и доработках пожелания пользователей, которые, вероятно, Вы получаете по телефону или в сообщениях от пользователей?

- Конечно же у нас имеются специальные "копилки" пожеланий пользователей. Как только начинается разработка и доработка какой-либо из программ, мы часто обращаемся к этим пожеланиям и учитываем их, новые программы выходят уже с учетом этих пожеланий.

Были ли примеры, когда идеи пользователей были настолько радикальны, что Вы вдруг понимали, что именно это и надо реализовывать на практике?

- Пользователи редко могут нас чем-то удивить. Просто есть предложения от пользователей, которые имеют глобальное значение и необходимы абсолютно всем. Такие предложения мы учитываем и разрабатываем в первую очередь. А есть предложения от пользователей, которые необходимы только конкретному муниципалитету ввиду его особенностей. Случаев, чтобы кто-то из пользователей придумывал целиком новый модуль, пока не было. Или я запамятовал (улыбается).

В системе образования есть сезонность. В некоторых городах, например, когда была запущена электронная запись в школу, в первый день работы этой системы она буквально обрушилась под натиском огромного количества обращений. Видите ли Вы такую сезонность в нагрузках на Вашу систему? Были ли случаи сбоя из-за таких вот пиков в те или иные сезоны, например, в апреле и мае?

- Да, пиковые нагрузки на систему есть. Наибольшие пиковые нагрузки возникают при записи в 1 класс школы. Самая первая электронная запись в школу была реализована именно нами примерно 7 лет назад, мы этим гордимся. За это время мы уже получили колоссальный опыт. За все это время система дала сбой только один раз, когда произошла очень мощная DDoS-атака 3-4 года назад. Но при том, что мы научились бороться с нагрузками, однако же в первые дни самоизоляции серверные площадки системы с трудом выдерживали нагрузки. Я уже говорил, что наши системы принадлежат регионам. Система стоит в каждом регионе на своем региональном сервере. Поэтому фактически мы поддерживаем не одну систему на всю страну, а множество систем. К сожалению не всегда технические требования к оборудованию на местах на высоте, а письма с негативным содержанием приходят в адрес систем. Это огорчает, но не подрывает энтузиазм к работе наших опытных служб поддержки и тестирования.

Есть ли планы расширения функций системы "Сетевого города. Образования", о которой мы говорим. Каких и когда.

- Функционал системы постоянно развивается. Нам необходимо более активно привлекать партнеров, у которых есть действительно хорошие решения, например, по ВКС (видео конференц-связь), по вебинарам, по образовательным ресурсам и так далее. К тому же необходимо создавать и новые сервисы, которые, в том числе, помогли бы зарабатывать дополнительные деньги и региональной системе образования, и нам. Заработанные от таких проектов деньги можно было бы пускать на развитие внутрирегиональной системы образования.

Если бы система была бы единой и облачной, она могла бы претендовать на статус цепочки цифровой платформы и интегрировать себя в разнообразные функции, в том числе и с целью монетизации. Но когда система является локальными копиями в отдельных регионах, не очень понятно, как в эту локальную копию можно внедрять коммерческие модули и монетизацию. Например, продажа школьных завтраков как один из способов коммерческой деятельности в рамках отдельно взятой школы – возможно, и не представляет сложность. Но как внедрять более крупные коммерческие услуги, когда Вы не держите данные на серверах Вашей компании.

- Мы на данный момент как раз работаем над этой проблемой. И мы, конечно, не держим саму систему на наших серверах. Как я уже говорил, система фактически целиком принадлежит конкретному региону. Но мы со своей стороны дорабатываем и разрабатываем новые модули и развиваем систему совместно с регионами. Базовые модули в любом случае будут принадлежать региону, а отдельные модули могут находиться в совместном пользовании.

Вы назвали целый ряд систем, которые разработала компания "ИРТех". Есть ли планы новых разработок аналогичных или иных электронных систем?

- Мы специализируемся исключительно на образовании в связи с тем, что мы видим здесь огромный пласт работы. Например, необходимы доработки в программном продукте по школьному питанию. Недавно мы стали ее полностью переделывать. Необходимо сделать систему повышения квалификации преподавателей. Кроме того, заказы часто поступают и от Правительства. Заказы от государства необходимо, конечно же, выполнять в крайне сжатые сроки и в первую очередь. Необходимо далее развивать систему дистанционного обучения на случай карантинов. Мы уже проделали большую работу в этом направлении во время карантина, но ее остается еще много.

Если говорить конкретно о Челябинской области, есть ли какие-то внедренные системы кроме АИС "Сетевой город. Образование" Вашей компании и хотели ли бы Вы предложить региону свои другие разработки?

- В Челябинской области также внедрена АИС "Е-услуги. Образование", которая позволяет в электронном виде подать заявление и зачислить ребенка в садик, школу, организацию дополнительного и профессионального образования. АИС "Многоуровневая система оценки качества образования" (МСОКО). Пока еще не внедрены дополнительные модули, такие как школьное питание, система регионального тестирования. Можно предложить также модули "Одаренные дети", "Аттестация педагогических кадров". Ну и еще ряд других. Вскоре выйдет новая версия мобильного приложения.

Как вообще осуществляется оплата? Платит ли каждая школа за использование системы, или денежные средства поступают централизованно из регионального бюджета образования? Есть ли набор минимальных опций, которые школа может получить бесплатно?

- Когда кто-либо покупает нашу систему: например, школа как бюджетная организация, регион как субъект государственной власти, – покупка оплачивается из государственных бюджетных денег. Соответственно, абсолютно для всех пользователей этой организации все предоставляется абсолютно бесплатно из того перечня модулей, которыми мы располагаем. Если, допустим, регион купил лицензию или исключительное право на использование для всех школ своего региона, то, соответственно, все школы, все родители, все дети и учащиеся этого региона пользуются этим модулем абсолютно бесплатно, имеют бесплатный доступ ко всем данным этого модуля. Если когда-либо что-либо будет находиться в совместной эксплуатации, то там уже появится возможность для оплаты каких-либо конкретных опций родителями, школой. На данный момент всё для пользователей бесплатно. Платит или регион, или муниципалитет, или отдельная школа.

Лицензия и исключительные права покупаются сроком на 1 год?

- Нет, система предоставляется в бессрочное пользование, количество пользователей не ограничено. В стоимость лицензии входит 1 год технической и методической поддержки, что обеспечивает уверенную работу пользователей. Тем не менее, если организация или регион хотят, чтобы мы предоставляли им сопровождение и постоянную техподдержку, установку новых версий, то, соответственно, они могут оплачивать эту поддержку. Но могут и не оплачивать.

Есть ли примеры таких регионов или муниципалитетов, которые обходятся без поддержки, и при этом система нормально работает? Ведь помимо постоянно появляющихся проблем, есть также необходимость в обновлениях и новых версиях под новые операционные системы, чтобы система образования соответствовала требованиям офисного ПО. Система образования должна постоянно дорабатываться.

- Такие примеры, конечно же, есть, но многие все-таки заказывают поддержку. Многие просто пользуются нашей добротой, когда мы оказываем техподдержку, а оплаты какое-то время не получаем. Ситуации бывают разные.

И в заключение я бы хотел отметить, что внедрение и эффективное использование информационных систем в сфере образования, в которых работает большое количество разнообразных пользователей (дети, родители, учителя, управленцы образовательных организаций, органы управления образованием всех уровней), невозможно без профессионального и заинтересованного управления процессом внедрения со стороны Министерства образования Челябинской области, Департамента образования г. Челябинска, Регионального центра оценки качества образования, Центр развития образования г. Челябинска. Коллеги, не сочтите за лесть, но без вас внедрение и использование системы было бы не столь эффективно. Спасибо вам.