По результатам исследования, проведенного компанией IDC, объем российского рынка ИТ-услуг увеличился в 2019 г. на 8% и составил $5,57 млрд.

© ComNews
18.08.2020

Как сообщается в исследовании от компании IDC, цифровая трансформация продолжает набирать обороты во многих отраслях российской экономики, порождая спрос на ИТ-услуги. По мнению аналитиков, основными факторами, стимулирующими цифровую трансформацию, являются возрастающая конкуренция и возможности роста на новых рынках, эволюционирующие предпочтения и поведение клиентов и сотрудников, а также новые стандарты и нормативные акты. Основные сложности цифровой трансформации по-прежнему связаны с ограниченными бюджетами, недостатком компетенции и опыта, управлением преобразованиями и измерением экономического эффекта.

Напомним, что по итогам 2018 г. исследователи IDC отмечали увеличение объема российского рынка ИТ-услуг на 7,2% - $4,84 млрд. Предполагалось, что данный эффект вызван во многом процессом импортозамещения в отрасли, и ожидалось, что в активную фазу этот процесс вступит в 2019-2020 гг., когда в полной мере начнут действовать законодательные нормы.

"Последние несколько лет крупнейшие российские компании активно развивают свои внутренние ИТ-структуры. Эти подразделения все чаще предлагают экспертные знания на внешнем рынке, отбирая часть бизнеса у традиционных поставщиков ИТ-услуг, многие из которых испытывают проблемы с денежными потоками и больше подвержены воздействию экономического спада, вызванного COVID-19", - сообщается в исследовании по итогам 2019 г. По оценке аналитиков, вспышка коронавируса резко изменила экономическую обстановку и условия ведения бизнеса в стране в марте 2020 г. и окажет серьезное негативное влияние на рынок ИТ-услуг в текущем году. Конечные потребители стали более осторожными, что сказывается на их расходах на технологии и услуги. Некоторые компании приостановили крупные проекты по модернизации ИТ-инфраструктуры и вместо них переключились на улучшение существующих систем и стали больше пользоваться облачными сервисами.

Согласно данным исследования, российский рынок ИТ-услуг переживет спад в 2020 г. В сложившихся условиях наибольшим спросом со стороны заказчиков будут пользоваться облачные технологии и связанные с ними такие категории ИТ-услуг, как хостинг обслуживания и администрирования ПО и хостинг инфраструктурных услуг. Сложная экономическая ситуация послужит сдерживающим фактором в отношении долгосрочных проектов системной интеграции. Услуги консалтинга, кастомизации и разработки заказного ПО будут пользоваться спросом у заказчиков, активно вовлеченных в процессы цифровой трансформации и импортозамещения. Услуги аутсорсинга будут играть все более важную роль и меньше пострадают от экономического спада.

"Информационные технологии и связанные с ними услуги уже помогли миллионам людей сохранить рабочие места, позволив переключиться на удаленную работу в период самоизоляции. Кризис, несмотря на его ущерб российской экономике, в конечном счете будет стимулировать развитие рынка ИТ-услуг. Он станет фактором, способствующим появлению новых бизнес-инициатив, усилит конкуренцию, активизирует организационные изменения и откроет новые возможности для роста", - сообщает менеджер программ исследований "IDC Россия и СНГ" Наталья Виноградова.

Директор по стратегии и инновациям компании "Техносерв" Максим Гарусев считает, однако, что нельзя сказать, будто ИТ-рынок в целом переживет заметный спад. "В ряде сегментов будет снижение или стагнация, но другие продемонстрируют положительную динамику. В среднем по рынку будет отмечена либо стагнация, либо небольшое снижение. Это касается оценки рынка в рублях. А оценка в долларах, скорее всего, покажет заметное снижение российского ИТ-рынка. В отношении мирового рынка ситуация не поменяется: несмотря на локальные проблемы этого года, растущий тренд принципиально не изменится. Это подтверждается тем, как быстро восстановился курс акций высокотехнологичных компаний после мартовского кризиса - инвесторам очевидно, что ИТ-отрасль в будущем имеет большой потенциал", - уверяет Максим Гарусев.

По его оценке, сложная ситуация больше всего скажется на сегменте системной интеграции, так как заказчики предпочтут еще раз просчитать необходимость запуска крупных и капиталоемких проектов. В меньшей степени это коснется сегмента обслуживания, технической поддержки уже существующей ИТ-инфраструктуры. Такие сегменты, как аутсорсинг персонала и ИТ-консалтинг, скорее всего, останутся в рамках планов. Заказная разработка будет расти как в рублевом, так и в долларовом выражении.

"Полагаю, рост рынка на горизонте до 2024 г. не будет кардинально отличаться от прошлых темпов роста до пандемии. После просадки из-за пандемии и восстановления в конце 2020 г. - начале 2021 г. можно предположить, что GAGR 2021-2024 гг. будет находиться в пределах 11-13%", - прогнозирует Максим Гарусев.

Генеральный директор компании "Норбит" (входит в группу "Ланит") Антон Чехонин считает, что рынок ИТ-консалтинга остается достаточно инертным. "Сейчас наша компания выполняет проекты, которые законтрактовали в прошлом году, и пока не было ситуаций, когда заказчик отказывался от уже запланированных проектов или существенно сокращал бюджет. Если говорить о новых ИТ-проектах, то сегодня ряд компаний в целях экономии замораживают свои бюджеты", - сообщает Антон Чехонин. Тем не менее, по его оценке, коронакризис подстегнул некоторые сегменты к росту - всё, что касается медицины и здравоохранения, e-commerce и логистики, сервисов для дистанционной работы и облачных услуг. "Поэтому можно говорить о минимальном, близком к нулю, росте в этом году и, вероятнее всего, небольшом спаде - на 3-5% - в 2021 г. Далее, если не будет дальнейших шоков, например вторых и третьих волн пандемии, то рынок ИТ-услуг должен вернуться к темпам роста, которые демонстрировал в 2018-2019 гг., на 8-10%", - полагает Антон Чехонин.

Исполнительный директор Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании "Ланит-Интеграция" (входит в группу "Ланит") Павел Сварник соглашается с ключевыми оценками, представленными в исследовании. "Стоит лишь заметить, что несколько преувеличено влияние коронакризиса на технологические запросы компаний-заказчиков. Действительно, последствия вируса значительно сократили инвестиционные бюджеты, но серьезный запрос на облачные услуги в целом был сформирован задолго до этого. Также не стоит переоценивать роль корпоративных центров технологической экспертизы - они активно наращивают ресурсное обеспечение, но пока лишь немногие способны реализовывать масштабные проекты своими силами", - подчеркивает Павел Сварник. На его взгляд, заметный рост в период 2020-2024 гг. покажут так называемые управляемые сервисы в части инфраструктурного обеспечения ИТ. "Услуги же в части внедрения прикладных систем будут частично заменены цифровыми сервисами, предоставляемыми на базе различных платформ. Вместе с тем мы ожидаем и рост традиционного для системной интеграции проектного бизнеса за счет насыщения проектов неспецифичными пока "неайтишными" задачами", - прогнозирует Павел Сварник.

Генеральный директор компании "Облакотека" Максим Захаренко соглашается с выводами исследования, что в 2020 г. наибольшим спросом со стороны заказчиков стали пользоваться облачные решения. "Еще до кризиса мы активно занимались замещением услуг, оказываемых on-premise, на услуги в облаке. В частности, мы помогали нашим клиентам создавать виртуальную инфраструктуру, сокращая затраты на обслуживание физического оборудования. Во время кризиса спрос на наши услуги вырос - компаниям понадобилось оперативно перейти в режим удаленной работы, поэтому наш бизнес начал набирать обороты", - рассказывает Максим Захаренко. По его словам, в апреле-мае 2020 г. компанию покинули несколько клиентов, чей бизнес приостановился во время пандемии. "В помощь пострадавшим от кризиса компаниям мы делали специальные ценовые предложения, которые позволили им спокойнее переждать бурю на рынке. При этом появилась встречная позитивная тенденция - выход традиционно офлайновых бизнесов в онлайн. Прежде всего это касается экстренного запуска интернет-магазинов и организации доставки для компаний сферы торговли. В итоге рост, конечно, замедлился, но мы все равно рассчитываем на прирост 20-25% по итогам года", - говорит Максим Захаренко. По его прогнозам, общее фундаментальное развитие ИТ-рынка в предстоящие годы будет связано с ростом облачных технологий и подписных моделей. "В благополучные периоды переход в облако встречал мощное консервативное сопротивление со стороны традиционного ИТ-бизнеса, но в кризисные периоды рост заметно ускоряется. На период с 2020 г. по 2024 г. мы прогнозируем рост облачных услуг на 20-40% в год", - считает Максим Захаренко.

"Сжатие экономики неизбежно приводит к сокращению ИТ-бюджетов", - отмечает директор по развитию бизнеса Mail.ru Cloud Solutions Леонид Аникин. По его оценке, ситуация на рынке неоднородная. "Из-за пандемии бизнес начал активнее искать новые каналы продаж, оптимизировать производственные процессы, за счет чего дополнительные инвестиции могут получить ИТ-проекты по поддержке трансформации бизнеса. Если раньше подобные инициативы согласовывали месяцами, а порой годами, сейчас процесс принятия решений проходит заметно быстрее", - подчеркивает Леонид Аникин. По его словам, в период самоизоляции - с марта по май 2020 г. - компания отметила 15%-ный рост спроса на облачные сервисы. "Интерес бизнеса к облакам в первую очередь касается наиболее технологических задач - разработки ИТ-систем, машинного обучения, сбора и обработки данных с умных устройств. Облака сейчас и в целом - одно из наиболее динамично развивающихся направлений в ИТ, в том числе и в России. В 2019 г. отечественный рынок вырос на 25% и по объему преодолел отметку в $1 млрд. На фоне нынешних обстоятельств есть все основания полагать, что в 2020 г. этот показатель продолжит расти", - говорит Леонид Аникин.

На его взгляд, если говорить про ИТ-рынок в целом, темпы роста во многом зависят от общей экономической ситуации. "Как только основные потребители ИТ-услуг начинают испытывать финансовые трудности, незамедлительно сказывается на выручке ИТ-компаний. Многие экономисты сходятся во мнении, что график деловой активности в ближайшие годы будет напоминать логотип Nike: после резкого спада нас ждет поступательное восстановление. Тем не менее экономика становится все более технологической и большинство крупных компаний уже не первый год реализуют программы цифровой трансформации. На мой взгляд, в отрасли появляется осознание реальной пользы и возможностей одних технологий и раздутых перспектив других", - считает Леонид Аникин.

"Вынужденная удаленка обратила внимание бизнеса на новые инструменты для автоматизации документооборота, которые ускоряют рутинные процессы и позволяют организовать бесконтактный быстрый бизнес-процесс", - отмечает руководитель направления "Управление контентом и документооборот" ИТ-компании "Крок" Алексей Пестерев. По его словам, в топе запросов - услуги по интеллектуальному распознаванию документов с дальнейшим занесением в информационные системы заказчика, а также переход с устаревших систем управления контентом и документооборота на новые, которые отвечают требованиям бизнеса, цифровой трансформации. "Многие наши клиенты стали рассматривать возможность применения чат-ботов для HR- и бухгалтерских процессов, сервисов обмена юридически значимыми документами. Задачи превращения бумажных архивов в электронный, с учетом долговременного хранения, более 10 лет, также стали все чаще к нам поступать", - рассказывает Алексей Пестерев.

Руководитель направления "Цифровые процессы" ИТ-компании "Крок" Виктор Смирнов сообщает, что компания ожидает рост спроса на разработку и доработку ПО, с одной стороны, и запрос на поиск новых решений, цифровую трансформацию бизнеса - с другой. "Уроки пандемии и изменение структуры спроса на рынке поменяют некоторые отрасли, в том числе туризм, ретейл, логистику, для которых важны быстрый time-to-market и конкурентные преимущества. Они придут к ИТ-компаниям с новыми задачами. ИТ-заказы продолжат поступать от крупного бизнеса, который стремится к операционной эффективности, и от госсектора, заинтересованного в эффективной реализации "Цифровой экономики". Не приостановят процессы цифровизации и крупнейшие промышленные игроки, где особое внимание компании продолжают уделять задачам безопасного производства", - считает Виктор Смирнов.

Согласно его оценке, спрос на "умные каски" и другой IIoT, видеоаналитику для задач контроля производственных процессов, охраны труда и промбезопасности также продолжает расти в металлургии, нефтегазовом секторе, энергетике, строительстве. Многие услуги, включая заказную разработку и интеграцию, продолжают быть востребованы в формате T&М (time and material). "Крупные предприятия приходят к нам с запросом "на усиление" их ИТ-команды компетенциями наших специалистов. Также, несмотря на двухлетнюю отсрочку, драйвером для российского рынка разработки ПО остается переход на отечественное ПО. Некоторые наши клиенты начинают работать над этой масштабной задачей только сейчас - например, как минимум с двумя мы обсуждаем импортозамещение ранее внедренных систем документооборота - общего и технического", - рассказал Виктор Смирнов.

Директор управления продаж продуктов и сервисов Softline Александр Рожков убежден, что пандемия коронавируса подстегнула резкий спрос на публичные облачные сервисы и все, что связано с форматом "онлайн": цифровые коммуникации, удаленная работа, электронная коммерция и т.п. "Практически все эксперты прогнозируют, что этот тренд будет продолжаться и в ближайшие годы. Инфраструктурные проекты, связанные с крупными капитальными вложениями, для многих заказчиков ушли на второй план.

Приоритетными стали ИТ-проекты, связанные с оптимизацией ИТ-расходов, переходом на облачные сервисы, а также обеспечением защиты информации в рамках изменения периметра безопасности ИТ-ландшафта при удаленной работе и онлайн-продажах. В последующие годы спрос на российском рынке ИТ-услуг будет определяться приоритетами заказчиков в ключевых сегментах и отраслях, а также макроэкономическими факторами. По нашим оценкам, в структуре российского ИТ-рынка совокупная доля ИТ-услуг составляет примерно 20-22%, а по итогам 2019 года рост рынка ИТ-услуг составил порядка 6-7%", - рассказывает Александр Рожков.

По его словам, критически важные вызовы для большинства заказчиков до конца 2020 года – это выживание и поддержание конкурентоспособности в условиях жестких ресурсных ограничений. Многие ИТ-компании, сами пережившие карантинные ограничения, прекрасно осознают, что сейчас следует делать ставку на ИТ-продукты и сервисы, позволяющие заказчикам быстрее восстановиться после кризиса.

"По нашим прогнозам, до конца текущего года будут востребованы облачные сервисы и ИТ-услуги, связанные с обеспечением непрерывности функционирования бизнеса в режиме удаленной работы, а также подготовкой к подобным вызовам в будущем. Таким образом, объем рынка облачных сервисов по итогам 2020 года может существенно вырасти по сравнению с прошлым годом. Растет спрос на услуги миграции в облачную инфраструктуру, услуги аренды ИТ- и телеком-оборудования, а также услуги ИТ-аутсорсинга и управляемые услуги. Менее востребованными до конца года окажутся услуги классического ИТ-консалтинга и системной интеграции, особенно в части инфраструктурных решений. По нашим предположениям, в целом объем российского ИТ-рынка по итогам 2020 года уменьшится по сравнению с прошлым годом, главным образом, за счет софтверной и инфраструктурной составляющих. Динамика сегмента ИТ-услуг изменится в меньшей степени", - считает Александр Рожков. По его прогнозам, начиная со следующего года, для госкорпораций и компаний с госучастием приоритетными станут трансформационные проекты, что придаст заметное ускорение для роста цифровых сервисов – от консалтинга по цифровой трансформации до внедрения RPA, искусственного интеллекта и т.п. "Некоторую долю рынка заказной разработки ПО займут так называемые Low-Code-платформы. Это связано с такими факторами, как нехватка разработчиков, гибкость Low-Code-платформ и сокращение срока Time-to-Market. Отечественный софтверный бизнес получит дополнительные преимущества в виде целевых субсидий в рамках программы "Цифровая экономика" и мер поддержки в рамках налогового маневра в ИТ-отрасли. Как следствие, в ближайшие 2-3 года будут востребованы ИТ-услуги, связанные с миграцией на отечественный софт. Мы ожидаем, что, начиная с 2021 года, российский рынок ИТ-услуг, будет расти примерно на 12-15% в год", - прогнозирует Александр Рожков.

Новости из связанных рубрик