Сбербанк планирует выделить департамент SberDigitalAuto в дочернюю компанию Sber Automotive Technologies (SberAutoTech). Среди задач дочерней компании - создание новой платформы для автономных средств передвижения, а также автомобильной операционной системы, включающей в себя продукты и сервисы, позволяющие существенно повысить безопасность и комфорт водителей и пассажиров.

© ComNews
07.09.2020

ПАО "Сбербанк" планирует выделить департамент SberDigitalAuto в дочернюю компанию Sber Automotive Technologies (SberAutoTech) в соответствии с ранее принятой стратегией развития автомобильных цифровых платформ. Руководитель департамента SberDigitalAuto Андрей Василевский будет назначен генеральным директором компании SberAutoTech.

Напомним, что департамент SberDigitalAuto создан в Сбербанке в апреле 2019 г. с целью построения технологической инфраструктуры для создания и развития автомобильных сервисов в экосистеме Сбербанка.

Как сообщает пресс-служба компании, среди задач дочерней компании - создание новой платформы для автономных средств передвижения, а также автомобильной операционной системы, включающей в себя продукты и сервисы, позволяющие существенно повысить безопасность и комфорт водителей и пассажиров. Планируется выпустить первые беспилотные автомобили на дороги общего пользования в конце 2020 г. - начале 2021 г. В 2021 г. начнется тестовая эксплуатация решений на базе автомобильной операционной системы Сбера. Часть акций SberAutoTech будут использованы для программы долгосрочной мотивации сотрудников этой компании.

Отметим также, что в минувшую пятницу бывший партнер Сбербанка "Яндекс" также объявил о выделении направления беспилотных автомобилей в отдельную компанию Yandex Self-Driving Group, в которую инвестирует $150 млн.

Сбербанк не комментирует, с чем связано решение о выделении департамента SberDigitalAuto в отдельную компанию и сколько планируется вложить в развитие новой дочерней компании. Не сообщает Сбербанк также, кого считает основным конкурентом на рынке беспилотников и автомобильных операционных систем.

Руководитель блока "Технологии", СТО и исполнительный вице-президент Сбербанка Давид Рафаловский рассказывает, что умный цифровой транспорт - важное направление развития и необходимая часть экосистемы Сбербанка, так как с традиционным транспортом происходят стремительные изменения: все больше и больше автомобилей и других средств передвижения подключены к сети интернет, что позволяет создавать большое количество сервисов и приложений, улучшающих опыт для водителей и пассажиров. "Мы приняли решение инвестировать в создание умного цифрового транспорта нового типа, удобного и надежного", - сообщает Давид Рафаловский.

Руководитель департамента SberDigitalAuto Андрей Василевский объясняет, что Сбербанк создает автомобильную платформу, позволяющую обеспечить дистрибуцию российских технологий в автомобили. "Это и умные помощники водителя, и беспилотные технологии, и стандарты взаимодействия с умной дорогой. Экосистема Сбера предоставляет уникальные возможности для развития данного направления", - говорит Андрей Василевский.

"По беспилотным разработкам Сбербанк идет с заметным отставанием от "Яндекса", практически на три года. Поэтому называть их конкурентами на данном этапе вряд ли возможно. Учитывая, что рынок автопилотирования еще только зарождается, как таковой борьбы за клиента тут еще нет. Можно предположить, что в ближайшем будущем мы увидим, как отечественные и зарубежные ИT-компании поделят между собой регионы и сегменты. Например, кому-то достанутся городские шаттлы, связывающие между собой ключевые точки - вокзалы и аэропорты, кто-то займется пилотированием грузоперевозок, а кому-то достанется более тонкая работа с пассажирским трафиком вне отведенных трасс - роботакси", - комментирует ситуацию аналитик "Фридом Финанса" Валерий Емельянов.

По словам Валерия Емельянова, рынок беспилотных автомобилей и автомобильных операционных систем в России сейчас настолько же перспективен, насколько был перспективен первый бензиновый автомобиль в конце XIX века и первый самолет в начале XX века. "Транспортная индустрия давно шла к тому, чтобы исключить человека из цепочки управления дорожным трафиком, и сейчас автопром по всему миру готовится к эпохе тотальной автоматизации. Россия, как самая крупная страна с очень большими расстояниями между ключевыми городами, получит максимальный экономический эффект от автопилотируемых систем. Прибавка к ВВП может измеряться 10-15% за период 2020-2030 гг. То есть сама по себе технологическая перестройка - на отечественных или импортных системах - заметно улучшит благосостояние страны и граждан", - размышляет Валерий Емельянов.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын объясняет, что производство автомобилей - занятие недешевое и долговременное. "В 2020 г. в Европе в производство электромобилей и батарей для них будет инвестировано 60 млрд евро. Поскольку производить их будут несколько стран, можно предположить, что 10-15 млрд евро потребуется каждой. К примеру, в совместное предприятие в Берлине компании Volkswagen и Tesla вложат 40 млрд. В 2018 г. инвестировали в пилотные проекты всего лишь 3 млрд евро. Понятно, что о прибыльности речь не идет", - рассказывает Леонид Делицын.

"Софт для беспилотного автомобиля - это не сам автомобиль. Но если гипотетический "сбермобиль" появится на рынке, построенный кем-нибудь из партнеров, но управляемый искусственным интеллектом от Сбербанка, его еще потребуется продать. С ним, вероятно, будут конкурировать электромобили от тех производителей, к которым потребитель уже привык. Конкурирующие авто могут прийти с Востока. Однако речь все же идет не о целом автомобиле или батареях, а лишь о платформе и об автомобильной операционной системе. Если Sber Automotive будет производить программное обеспечение для электромобилей, а собственно машину будет делать партнер-автозавод, то вложения в операционную систему и платформу, наверное, все равно будут исчисляться несколькими миллиардами рублей", - объясняет Леонид Делицын.

По его словам, для обеих компаний крайне невыгодно становиться прямыми конкурентами. "А уж их акционеры от такой перспективы точно не будут в восторге. "Яндекс" много лет занимал доминирующую позицию в российском поиске, но, когда российским рынком серьезно заинтересовался Google, превосходящий российского конкурента по капитализации в 50 раз, пришлось обращаться в антимонопольную службу. Сбербанк тоже, как мне кажется, не имеет опыта конкуренции с игроком своей весовой категории. По крайней мере немногие променяли своего оператора связи на "СберМобайл". Конкуренция, свирепствующая на рынке связи, для обеих компаний - это совершенно непривычный опыт, который ничего хорошего им не сулит. Если они не переоценивают своих сил, то будут стремиться избежать прямого столкновения", - объясняет Леонид Делицын. По его оценке, продавать беспилотные автомобили в России обязательно будут. Вполне вероятно, что основную массу будут производить те же фирмы, что и сегодня. Софт для них могут делать как специализированные разработчики, так и дочерние фирмы "Яндекса", Сбербанка, Google и т.п.

Новости из связанных рубрик