Российские компании нефтяного сектора решили изучить цифровые следы сотрудников, возвращающихся в офисы после удаленной работы во время пандемии COVID-19. Большинство руководителей отрасли считают такие действия необходимыми и полезными, однако некоторые эксперты сомневаются в практическом применении цифровых следов для повышения эффективности рабочих процессов.
© ComNews
18.09.2020

На форуме "Smart Oil & Gas 2020: Цифровые технологии против кризиса в секторе", который 17-18 сентября проводит ComNews, директор по цифровым и информационным технологиям ООО "Сибур" Алиса Мельникова отметила важность анализа цифрового следа коллег во время удаленной работы. "Важно научиться измерять эффективность работы сотрудников. Когда люди перешли на работу из дома, они стали оставлять цифровые следы, и это тема, которую сообщество сейчас активно обсуждает. Как теперь использовать информацию - как применить большие данные и искусственный интеллект (ИИ) для анализа эффективности сотрудников? Это тренд. Пока я эффективных примеров применения цифрового следа не видела, но в качестве тренда это появилось", - сказала она.

Начальник Центра развития ИТО департамента информационно-технологического обеспечения ПАО "ЛУКОЙЛ" Игорь Захарченко рассказал, как проявился интерес к цифровому следу в компании после выхода с самоизоляции: "Прошло полтора месяца, мы выходим в офис, и все руководство начинает у айтишников просить отчетность по электронному следу: как люди отработали, готовы ли мы к удаленной работе наших сотрудников. Да, мы собрали эту информацию, оказалось, что кто-то месяцами не открывал электронную почту. Но, как интерпретировать эти результаты? Наказать, разогнать и т.д.?"

Директор по информационным технологиям ПАО "Новатэк" Алексей Медведев отметил, что в ходе удаленки в компании выявились две группы сотрудников (в частности, айтишников): многие показали высокую производительность и мотивацию, но были и те, кто активно "генерировал цифровой след, фонтанировали имитацией деятельности, инициировал бессмысленные совещания в Skype или Zoom, отвлекавшие большое количество людей". "Мы сейчас смотрим, каким образом с помощью новых инструментов или за счет корректировки уже внедренных решений отделять зерна от плевел и понимать, кто чем занимается, кто более производителен, а кто менее", - сказал Алексей Медведев.

Начальник управления информационных технологий ПАО "Сургутнефтегаз" Ринат Гимранов считает, что Алиса Мельникова затронула очень важную тему цифрового следа и необходимо ее отдельно выносить на обсуждение.

Директор Института информационных технологий университета "Синергия" Станислав Косарев согласен: скоро цифровой след будет собираться и анализироваться. "В век цифровой экономики миром правят данные. Данные - это новая нефть. Министерство труда выпустило регламент подготовки специалистов цифрового следа. А это значит, что в скором времени он будет собираться и оцениваться. Цифровой след активно собирают в сфере образования для выстраивания индивидуальной траектории обучения. На основании "лайков" и просмотра нами в интернете страниц на нас настраивают таргетинг рекламодатели. И чем лучше происходит сбор цифрового следа, чем более эффективно компания выстраивает общение с пользователями, тем лучше работают бизнес-процессы. Сейчас, когда больше 30% сотрудников на удаленке, это особенно актуально для контроля KPI каждого работника", - уверен Станислав Косарев.

Руководитель аналитического департамента Infosecurity a Softline Company Дарья Кошкина рассказала какие именно следы оставляют работники: "Оставление цифровых следов непосредственно связано с использованием сотрудниками для удаленной работы личных устройств, которые, как правило, никак не контролируются со стороны системного администратора, в отличие от рабочих компьютеров. Основные их типы - это регистрация в мессенджерах, реквизиты пользователя, реквизиты организации и, соответственно, связь человека, его личного компьютера и организации, сохраненные реквизиты удаленных подключений к сетевым инфраструктурам компаний - документы, которые готовятся на домашнем ПК, и их реквизиты, один IP-адрес, используемый как в личных, так и в рабочих целях, через который возможно отследить сетевую активность пользователя, история браузера и логи подключения к точкам Wi-Fi (особый интерес здесь представляют публичные точки доступа), - поведала Дарья Кошкина. - Очевидно, что количество сотрудников, работающих удаленно, существенно выросло в связи с пандемией. Их число прямо пропорционально оставляемым в Сети цифровым следам, так как не все пользователи, в особенности те, чья работы никак не связана со сферой ИT, понимают правила безопасного поведения в интернете, так называемой цифровой гигиены. Более того ряд компаний, чьи локальные вычислительные сети были настроены исключительно на работу во внутреннем контуре в целях сохранности обрабатываемой информации, также были вынуждены каким-то образом либо открывать доступ к своей сетевой инфраструктуре извне, либо настраивать отдельную инфраструктуру для обмена информацией за периметром корпоративной сети. В связи с вышеперечисленными обстоятельствами в сети интернет резко возросло количество данных, так или иначе раскрывающих информацию об организациях и их сотрудниках, используемых реквизитах, в том числе для внутреннего использования. Одновременно с этим несколько видоизменилась и архитектура сетевой инфраструктуры: дополнительные доменные имена, открытые порты, потенциально уязвимые сервисы, доступные из Сети, - все эти данные могут использоваться злоумышленниками в противоправных целях, а также в конкурентной разведке, которая, увы, не всегда ведется честными методами".

Директор департамента цифровых решений компании "Ланит-Терком" (входит в группу "Ланит") Марат Немешев отметил, что на практике мы редко сталкиваемся с полноценными решениями по анализу цифрового следа, однако в одном из аспектов взаимоотношения работодателя и сотрудника (в корпоративном обучении) уже сейчас есть возможность анализировать данные. "Например, используя системы адаптивного обучения, мы не просто ведем сотрудника по персонализированной траектории к освоению материала, но и получаем интересную информацию для изучения. Например, сотрудник, отвечая неправильно на вопросы, при этом указывал свою уверенность в ответе. Адаптивная система не только предпримет усилия по исправлению такого поведения - что пригодится, когда сотрудник будет принимать решения уже в ходе своей работ, - но и подсветит такие факты для организаторов обучения", - привел он пример.

Однако директор по развитию веб-технологий Artezio (входит в группу "Ланит") Сергей Матусевич считает, что практического применения цифровым следам для повышения эффективности рабочих процессов нет и не будет. "Цифровые следы оставляют все люди, независимо от того, работают они в офисе или дома. Цифровые отпечатки - это результат внедрения технологий поиска и рекламы, которые позволяют более точно подбирать контент или товары для пользователей интернет-доступа. Сбор различных данных о человеке в интернете идет постоянно, потом эта информация легально продается, обогащается из разных источников. Но цифровые данные интересны только для таргетирования поиска и рекламы, у цифровых следов может быть применение в научной сфере, например, для социологических исследований. Также цифровые данные представляют интерес для коммерческих компаний, которые ориентируются на запросы аудитории при создании каких-то продуктов. Следует понимать, что цифровые следы - это не детальный набор данных о человеке. Это обезличенная информация о модели поведения человека в Сети, его выборе, заказах товаров, каких-то поисковых запросах. Многие страны запрещают собирать персональные данные людей, чтобы можно было идентифицировать человека. Кроме того, действует право на цифровое забвение - любой может удалить свои данные из интернета, заставить агрегаторов забыть подробности своего существования в Сети. Практического применения цифровым следам для повышения эффективности рабочих процессов нет и наверняка никогда не будет. Если только работодатель не найдет способ шантажировать работника данными о марке его автомобиля или газовой плиты. Да и вообще непонятно стремление некоторых компаний искать новые способы контроля людей, которые работают удаленно. Безусловно, перевод рабочих процессов за пределы офиса заставил бизнес изменить подходы к работе. Но это не стало поводом для ужесточения контроля за работниками, наоборот - это шанс начать больше доверять сотрудникам, контролировать только результат их работы, а не сам процесс. Наверняка не во всех видах бизнеса возможно отказаться от контроля, но реализовывать его нужно другими способами, ориентируясь прежде всего на конечный результат. Сейчас бизнесу нужно думать не о том, как эффективно следить, работает сотрудник или нет, а о том, как мотивировать его трудиться еще лучше. Современные программные решения помогают планировать рабочий день, коммуницировать и мотивировать специалистов", - высказал свою позицию Сергей Матусевич.

Пресс-служба АО "ЭР-Телеком Холдинг" сказала: "Мы не наблюдаем такого тренда среди своих сотрудников. Бесспорно, подобного рода информация увеличивает шансы злоумышленников на успех проводимой атаки, но она может быть использована и во благо".

Дарья Кошкина рассказала, что существует специализированное ПО, которое отслеживает, сколько времени затрачено сотрудником на выполнение рабочих задач, что позволяет контролировать и оценивать его эффективность. Однако возникает вопрос: насколько правомерно устанавливать такой софт на личные ПК? Очевидно, что наиболее подходящий вариант - это выдать сотруднику рабочий ноутбук, где будет использоваться данное ПО.

"Если же говорить о цифровых следах в целом, то их использование может дать потрясающие результаты вплоть до поиска и подбора будущих сотрудников исключительно на основе анализа с применением технологий ИИ оставленных ими цифровых следов. Еще один возможный вариант - ротация сотрудников внутри компании. Так, изучив цифровые следы сотрудника, можно понять, что он находится не на своём месте и гораздо лучше справился бы с задачами на другой должности. А если не хочется его терять, то почему бы не предложить ему эту вакансию, - рассуждает Дарья Кошкина. - Как уже было отмечено ранее, оставленные цифровые следы могут использоваться в конкурентной разведке, в результате которой можно получить информацию о сетевой инфраструктуре, используемом ПО, а также ряд иных сведений, о которых, пожалуй, лучше не говорить вслух. Пандемия позволила обнажить ряд проблем в системах информационной безопасности многих организаций. В связи с вынужденным переходом на удаленную работу многие компании столкнулись с рядом проблем, могли обнаружить определенные уязвимости, которые необходимо устранить, и задумались о повышении осведомленности сотрудников в области информационной безопасности, что в перспективе, несомненно, позитивно скажется на эффективности бизнеса".

Новости из связанных рубрик