К концу сентября, по данным банков, а также проведенного Национальным бюро кредитных историй (НБКИ) исследования, наблюдается рост доли онлайн-кредитования в части крупных залоговых кредитов (ипотека и автокредиты). При этом доля онлайн-заявок с ослаблением ограничительных мер не сократилась, а продолжает расти. Эксперты уверены: это станет долгосрочной тенденцией, независимо от ограничительных мероприятий, однако правила и стандарты работы лишь определяются и имеют много уязвимостей.
© ComNews
14.10.2020

По данным более 4000 кредиторов, передающих информацию в АО "НБКИ" (Национальное бюро кредитных историй), в сентябре 2020 г., несмотря на ослабление режима изоляции, удаленный спрос на кредиты, обеспеченные залогом, сохранялся на повышенном уровне по сравнению с первыми месяцами года. В наибольшей степени выросли доли онлайн-заявок на автокредиты (на 9 п.п., с 21% до 30%) и ипотеку (на 7 п.п., с 21% до 27%). При этом удаленный спрос на беззалоговые кредиты за семь месяцев не претерпел столь значительных изменений. Так, доля онлайн-заявок на микрозаймы выросла на 1 п.п., а на кредитные карты и потребкредиты сократилась соответственно на 4 п.п. и 3 п.п.

"В случае дальнейшего роста карантинных ограничений доля онлайн-заявок может вернуться к апрельским значениям и даже превысить их, - говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. - На этом фоне рост дистанционного спроса на крупные кредиты, обеспеченные залогами, в последние месяцы, с одной стороны, удивляет, но с другой - представляется вполне закономерным. Очевидно, что весной потребители вынужденно опробовали новый для многих вид подачи заявки онлайн, и только спустя некоторое время начинают использовать этот опыт для "длинного" кредитования. Это дает основания предположить, что рост доли онлайн-кредитования в части крупных залоговых кредитов станет долгосрочной тенденцией независимо от ограничительных мероприятий".

Алексей Волков пояснил корреспонденту ComNews: "Мы учитываем, что рост онлайн-заявок на крупные залоговые кредиты должен поддерживаться дальнейшим развитием удаленных сервисов крупнейшими кредиторами, то есть банками. Их заинтересованность в этом прямая, особенно учитывая опыт работы в условиях коронавирусных ограничений. Должно продолжаться упрощение онлайн-кредитования без потери качества скоринг-моделей и анализа заемщиков. Для банков конечной целью продолжает оставаться оптимизация расходов - то есть удешевление процедур. Для заемщиков же это будет означать не только упрощение механизма получения, но и удешевление кредита. Если последние два условия выполняются, то они работают уже независимо от наличия или отсутствия ограничительных мероприятий".

Руководитель направления по развитию ипотечного кредитования Райффайзенбанка Антон Красильников рассказал, что более 70% заявок на ипотеку Райффайзенбанк принимает онлайн, в том числе в личном кабинете на сайте. "И тут дело не только в ограничительных мерах, связанных с пандемией коронавируса, но и в удобстве. Клиенты хотят решать свои вопросы быстро и просто. Мы делаем все возможное и даже больше, чтобы это было так, поскольку ценим их время, - комментирует Антон Красильников. - В феврале мы интегрировали личный кабинет ипотечного заемщика с порталом Госуслуг, чтобы процесс оформления заявки на ипотеку стал удобнее. Теперь 85% информации анкеты на ипотеку заполняется автоматически. Клиенту останется только прикрепить документы, необходимые для принятия решения о выдаче кредита. Заявку рассмотрим в течение дня, и с момента ее одобрения предложение будет доступно на протяжении трех месяцев. Авторизация в личном кабинете соответствует всем требованиям российского законодательства по защите персональных данных".

Пресс-служба Альфа-Банка согласна с тенденцией: "Мы наблюдаем прирост доли онлайн-заявок с вводом ограничительных мер, при этом с их послаблением доля не сократилась, а продолжает расти. Наибольший вклад в прирост доли онлайн-заявок вносит рефинансирование, так как продукт понятный для клиентов и по нему можно быстро получить решение. Мы всегда стремились развивать онлайн-каналы не только для конечных клиентов, но и для партнеров, и мы продолжаем двигаться в этом направлении. У нас активно развивается цифровой сервис - личный кабинет ипотечного заемщика, и мы продолжаем внедрять онлайн-сервисы, такие как электронный отчет об оценке с самоосмотром, где клиент может самостоятельно сфотографировать объект и не ждать выезда сотрудника оценщика. Доля онлайн-заявок увеличилась более чем на 15 п.п. в 2020 г. относительно 2019 г.", - прокомментировала пресс-служба Альфа-Банка.

Пресс-служба ВТБ также подтверждает тенденцию уверенного спроса в части крупных залоговых кредитов. "Клиенты все активнее оформляют онлайн-заявки по ипотеке (доля 28%) и автокредитам (доля 22%). 2020 г. показал, что граждане проявляют интерес к приобретению квартир и автомобилей дистанционно. В апреле банк стал первым, кто предложил клиентам полностью дистанционную покупку квартиры и автомобиля онлайн. За пять месяцев с момента запуска сервиса покупки квартиры с выдачей ипотеки онлайн заемщики ВТБ совершили уже 1,1 тыс. сделок на 5,7 млрд руб. Средняя сумма такого ипотечного кредита составляет 5,1 млн руб. С 12 октября ВТБ сделал доступным по всей стране личный кабинет для оформления ипотеки. По нашим прогнозам, в 2021 г. каждая третья заявка в ВТБ будет принята в цифровых каналах, а каждая десятая ипотечная сделка пройдет без визита клиента в офис. Разработка банка позволит пройти онлайн все этапы оформления ипотеки на сайте. Одобрение кредита станет дистанционным, клиент получит предварительное решение в личном кабинете в среднем за 30 секунд. Отделение нужно будет посетить лишь для проведения сделки. В сентябре ВТБ запустил пилотный проект по созданию цифровой покупки автомобиля. На сайте банка клиентам доступен каталог, где можно выбрать понравившееся транспортное средство, получить одобрение по кредиту онлайн за несколько минут и забронировать автомобиль у дилера в салоне", - рассказала пресс-служба ВТБ.

Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк отметил, что при необходимости взять кредит онлайн-кредитование стало чуть ли не навязываемой, обязательной формой обращения во многих банках. "Необходимость продиктована комплексом карантинных мер, при этом многие организации не оставляют клиентам выбора даже после снятия ограничений. Для кредитных организаций онлайн-форма - способ значительно сэкономить на содержании дорогостоящих клиентских офисов обслуживания и оптимизировать процесс одобрения и выдачи кредита. Но риски все же существуют. Рядовому гражданину довольно сложно разобраться в особенностях цифрового документооборота. Возникает поле для деятельности мошенников. Кроме того, общение с банком часто происходит посредством заполнения документов вместе с курьером, что требует дополнительной проверки лиц-посредников. Многие документы предоставляются в цифровом виде без электронной подписи, что также предоставляет дополнительные возможности мошенникам. Особенно это касается залоговых кредитов (ипотеки, авто), когда приходится работать с большим пакетом документов и вовлекать в сделку разные юридические и физические лица. Но все же применение онлайн-формы станет долгосрочной тенденцией. Клиенты оценят простоту и скорость работы с заявкой, возможность подавать документы в целый ряд банков. Кредитные организации прилагают значительные усилия, чтобы подтолкнуть клиентов к удаленной форме взаимодействия. При этом правила и стандарты работы лишь определяются и имеют много уязвимостей", - считает Евгений Миронюк.

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал сказал, что переход многих привычных для людей действий в удаленный формат был предсказуем - причиной такого роста и популярности онлайн-операций стала пандемия. "В течение лета, после снятия ограничений, эта тенденция не пошла на спад по нескольким причинам. Во-первых, многие сотрудники, переведенные на дистанционный режим работы, так и продолжили трудиться, находясь далеко от места прописки. Во-вторых, на высокий спрос кредитов под залоговое обеспечение подействовала программа льготной ипотеки - спрос вырос по всей стране, а объем выданной ипотеки бьет рекорды. Рост доли выдачи онлайн-кредитов - это долгосрочная тенденция, которая оправдана не только второй волной пандемии, но и общей тенденцией на цифровизацию различных сфер жизни общества", - уверен Павел Сигал.

Новости из связанных рубрик