Роман
Дементьев

исполнительный директор ГК "АТБ Электроника"
© ComNews
28.12.2021

Компания "АТБ Электроника" основана в 2005 году и является одним из контрактных производителей радиоэлектронной продукции. С 2021 года "АТБ Электроника" предлагает рынку и продукцию собственной разработки. О том, как менялся бизнес и расширялась продуктовая линейка компании, нам рассказал технический директор ГК "АТБ Электроника" Степан Фионов и исполнительный директор Роман Дементьев.

Предыстория компании. Она создавалась с нуля или является развитием раннее существовавшего предприятия?

Роман Дементьев. Компания создавалась с нуля. Мы начинали с поставки плат и комплектующих, затем доросли до собственного контрактного производства. Сейчас чувствуем, что готовы к выпуску собственной продукции.

Степан Фионов,
технический директор ГК "АТБ Электроника"
.

Соединение контрактной разработки и контрактного производства дало новый толчок для развития компании, тем более что мы находимся в уникальной на рынке ситуации, когда оба эти подразделения располагаются рядом и тесно взаимодействуют.

Насколько изменился бизнес "АТБ Электроника" с развитием программ импортозамещения в 2014 году?

Степан Фионов. Мы всегда ориентировались на коммерческий рынок. Сейчас государство начало субсидировать производство российского оборудования, в том числе и его разработку. Да и в целом развитие программ импортозамещения привело к заметной активизации российского рынка электроники. Это видят и наши коллеги, и мы.


Кто ваши заказчики?

Степан Фионов. Какого-то устоявшегося портрета заказчика у нас нет. Единственное, что можно отметить: наши заказчики - это компании, которым необходимы промышленные партии электронных изделий. То есть речь идет не о десятках изделий, а о тысячных партиях.

Мы никак не ограничены отраслевыми особенностями: делаем электронику и для медицинских компаний, и для транспортной инфраструктуры, и для металлургических предприятий. Можно резюмировать, что наши заказчики - представители всех отраслей, где используется хоть какая-то электроника, от ЖКХ до машиностроения или металлургии. При этом можно отметить, что с некоторыми партнерами отношения у нас длятся годами. К примеру, в этом году мы сделали "юбилейный" сотый заказ для компании "МСД Холдинг", которая производит оборудование для проверки железнодорожных путей.


Роман Дементьев: Сейчас, с развитием линейки собственной ОЕМ-продукции, заказчик постепенно меняется. Мы начинаем работать с компаниями, которые поставляют оборудование для объектов критической информационной инфраструктуры, так как мы можем подтвердить "российскость" наших изделий. Это необходимо для выполнения требований по информационной безопасности. Ну и так как мы начали производить мини-компьютеры и оборудование для промышленного интернета вещей (IOT), то и пул клиентов расширился до вендоров, имеющих собственные решения для цифровизации предприятий, крупных интеграторов, занимающихся внедрением подобного оборудования на объектах.

Кадры. Как вы их подбираете?

Степан Фионов: Раньше мы находили сотрудников на открытом рынке, сейчас же, с ростом технологичности компании, чаще прибегаем к специальному поиску и внутреннему найму. В новых сотрудниках для нас важны как профессиональные компетенции, так и внутренняя мотивация кандидата. Мы активно сотрудничаем с профильными вузами и готовы обучать выпускников на практике, в бою, так сказать. Основная часть наших сотрудников - это молодые специалисты, но для нас также важен опыт более старших коллег, особенно на производственных участках. Хочу отметить, что в компании практически нет текучести кадров и, более того, отлично работает система внутреннего найма.

Но все же дефицит персонала на нашем рынке ощущается. Мы кратно масштабируем и автоматизируем производство, поэтому требования к компетенциям производственного персонала также резко повысились. Кроме того, отрасль только недавно начала динамично развиваться, до недавнего времени можно было наблюдать ее упадок. Это в полной мере можно отнести и к сфере профессионального образования. Поэтому мы используем комплексный подход к решению кадрового вопроса: автоматизация производства и бизнес-процессов, работа с сотрудниками внутри компании и работа с профессиональными отраслевыми учебными заведениями. Избежать тотального кадрового дефицита у нас получается.


Есть ли у вас собственные разработки?

Роман Дементьев: Отдел разработки у нас появился в 2016 году, тоже в ответ на требования рынка. Периодически нашим клиентам требовалась доработка или модернизация старых проектов. С таких заказов начался наш путь не только как контрактного производителя, но и как контрактного разработчика. И буквально два года назад, накопив большой опыт разработки на заказ, мы пришли к разработке собственной продукции.

Для заявления себя в качестве разработчика (дизайн-центра) мы определили два основных направления. Во-первых, это программно-аппаратные комплексы, которые можно использовать в разных сферах. Например, как средство криптографической защиты (криптошлюзы, межсетевые экраны), в качестве настольного ПК, а также можно использовать мини-компьютеры в качестве мультимедийной приставки. В силу универсальности и возможности быстрой кастомизации мини-компьютеры применяются в СКУД и АСУ ТП, а расширенный набор плат расширения дает возможность использовать их в банковском сегменте (банкоматах, постаматах), на объектах, где необходим защищенный канал и различные каналы передачи данных.

Два года назад мы начали разработку мини-компьютеров, сейчас наши компьютеры "АТБ-Атом-1" и "АТБ-Атом-2" получили заключение Минпромторга о том, что входят в реестр продукции, произведенной в России. Эти изделия уже идут в серийное производство. Также мы продолжаем расширять линейку мини-компьютеров: а именно - ведутся разработки на российских микропроцессорах "Байкал-М" и "Эльбрус 8СВ". Инженерные образцы на "Байкал-Ме" ожидается получить во II квартале 2022 года, на "Эльбрусе" - в конце 2022 - начале 2023 года.

Во-вторых, это устройства интернета вещей, или IoT. Это всяческого рода датчики и модемы для промышленных объектов, а также системы для умных зданий, интеллектуальных предприятий и систем умного города.

Пока речь идет о рынке В2В, о выходе на рынок для частных пользователей мы пока только думаем. Хотя и среди систем для бизнес-заказчиков мы можем предложить уникальные изделия. К примеру, мы смогли выпустить датчики-локаторы в рамках проекта, который призван позволить упростить ориентацию на разных объектах - в офисных зданиях, больших торгово-развлекательных центрах, больничных комплексах, железнодорожных, авто- и аэровокзалах.


Какая продукция занимает основную долю в портфеле АТБ Электроника? Насколько она менялась со временем?

Роман Дементьев: Нельзя выделить какой-то один тип продукции. Мы производим практически любые электронные изделия и совершенно не ограничены их применением. Но при этом мы четко ощущаем требования рынка и следуем за ними. Если взять простой пример: несколько лет назад началось повсеместное внедрение автоматизированных систем учета ресурсов, мы начали делать электронику для разнообразных счетчиков - например, счетчиков воды. Чуть раньше повсеместно устанавливались системы видеонаблюдения - нам заказывали электронику для них.

Какое оборудование вы используете?

Степан Фионов: У нас работает четыре полноценных высокоскоростных производственных линии производства Samsung. К концу текущего года будет запущена еще одна. Все линии полностью автоматизированы и оснащены автоматизированными средствами контроля нанесения паяльной пасты и качества установки компонентов.

Также на завершающей стадии находятся пусконаладочные работы высокопроизводительной системы пайки волной припоя. Она позволит нам выпускать продукцию крупными сериями, десятками тысяч штук.

Увеличение объемов производства неизбежно связано с усилением контроля и ставит вопрос о прослеживаемости жизненного цикла изделия на производстве. Работы по внедрению данной системы на всем предприятии, включая процесс закупки, мы ведем более двух лет. На данный момент идет завершающая стадия тестирования, после новогодних праздников ПО будет полноценно функционировать в нашей компании.

Для отслеживания продукции мы планируем использовать штрих-коды. Проект по их внедрению находится на завершающей фазе реализации. Для их нанесения мы планируем использовать лазерные установки, сейчас идет их монтаж.


Обращаются ли зарубежные компании для локализации производства их продукции в России?

Степан Фионов: Да. Мы ведем такие переговоры. Очень многие зарубежные производители заинтересованы в локализации производства в России, и их число постоянно увеличивается. Для них локализация производства - наиболее простой способ сохранить российский рынок.

Насколько экологично ваше производство?

Степан Фионов: Часто люди путают производство электронных изделий и производство плат и электронных компонентов. Мы производством непосредственно плат и компонентов не занимаемся, мы производим монтаж и готовые изделия. Таким образом, мы не используем в производственном процессе высокотоксичные и агрессивные вещества. У нас нет газообразных и жидких выбросов. Уровень шума также невысок.

Роман Дементьев: У нас нет химических и гальванических производств, которые являются источниками вредных выбросов. Травлением печатных плат мы также не занимаемся. Все припои и флюсы сертифицированы на безопасность. У нас нет даже твердых отходов. Мы полностью соблюдаем все экологические нормы.

Планы на будущее. Какими вы видите пути для дальнейшего развития компании?

Роман Дементьев: То, что в нише контрактного производства нам тесно, понятно по появлению собственных изделий. Но и рынок самих этих изделий в России невелик. Прежде всего это касается линейки IoT-продуктов. Российский рынок не такой уж большой, он занимает меньше 2% мирового. Так что будем выходить на внешние рынки, тем более что ситуация с глобальным дефицитом продукции из-за нарушенных цепочек поставок благоприятствует новым игрокам, способным предложить свою продукцию в достаточном количестве. Очевиден выход на постсоветское пространство. Перспективным и быстрорастущим рынком является Африка. Страны Латинской Америки также активно развиваются.