21.12.2001

Россия сегодня, пожалуй, единственная страна, где удается заработать на мобильной спутниковой связи. Больше ничем невозможно объяснить тот факт, что в российском СП терпящей бедствие компании Globalstar больше сотрудников, чем в материнской корпорации. Им не грозит потеря работы: темпы прироста абонентской базы и у этого СП, и у его конкурента - ГП «Морсвязьспутник», представляющего систему Inmarsat, - на порядок выше общемировых. Становится понятно, почему к выходу на российский рынок спутниковой связи готовятся еще две компании.

Сейчас в России можно подключиться к двум коммерческим системам подвижной спутниковой связи - Inmarsat и Globalstar. Американская Inmarsat Ventures работает на нашей территории через российского акционера - ГП "Морсвязьспутник", которому принадлежит 3,7% акций. Систему Globalstar представляет ЗАО "ГлобалТел", совместное предприятие "Ростелекома" (владеет 51% акций) , и Globalstar Telecom-munications (49% ). Обе компании утверждают, что вложили примерно по $80 млн в создание российской наземной инфраструктуры Globalstar.

Сделать бизнес на мобильной спутниковой связи крайне тяжело. Большинство игроков этого рынка разорились. Первой три года назад обанкротилась ICO Global Communications. В том же 1999 г. последовало банкротство Iridium. В России закрылась ее "дочка" - компания "Иридиум-Евразия", а Государственный космический центр (ГКНПЦ им. Хруничева, владевший 4,3% Iridium) потерял $82 млн, вложенные в наземную станцию сопряжения. Сейчас идет процесс подготовки к процедуре банкротства Globalstar Telecommunications, не сумевшей за полтора года работы набрать и трети предусмотренного бизнес-планом числа клиентов. В конце ноября акции этой компании перестали котироваться в NASDAQ и были переведены на внебиржевой рынок.

Эксперты по телекоммуникациям давно махнули рукой на рынок спутниковой связи. "Нет достаточно веских доводов, которые могли бы заставить людей покупать спутниковые телефоны", - говорится в недавнем отчете консалтинговой фирмы TelAstra. Видимо, аналитики TelAstra никогда не слыхали о загадочной русской душе. У нас спутниковую связь любят как нигде.

У Inmarsat в России почти 10 000 клиентов - это 15% всех абонентов компании в мире. На них приходится более 17% всего трафика Inmarsat. Посетивший нашу страну в конце прошлого года президент и главный управляющий Inmarsat Ventures Майкл Стори был восхищен успехами "Морсвязьспутника". "Здесь ненормально много пользователей спутниковой связи, и они ненормально много говорят", - с удивлением повторял он. По данным компании "Клондайк-Связь", крупного дистрибьютора оборудования и услуг спутниковой связи, Россия удерживает лидерство по темпам роста абонентской базы Inmarsat - количество новых подключений увеличивается на 10 - 15% в квартал против 1 - 2% в среднем по миру.

Еще удивительнее выглядит судьба "ГлобалТела". За год работы компания набрала 3560 коммерческих абонентов - это 6% всех абонентов Globalstar. По словам генерального директора "ГлобалТел" Николая Ямбуренко, в месяц подключается около 100 новых абонентов - втрое больше, чем в конце прошлого квартала. "Мы вышли на прибыльность, уровень наших доходов превышает $1 млн в месяц", - утверждает Ямбуренко. В начале следующего года "ГлобалТел" планирует начать рекламную кампанию на телевидении - на нее появились живые деньги.

Банкротство Globalstar Telecommunications Ямбуренко не волнует. "Мы продолжим работать в любом случае. Спутники ведь останутся на орбите, не станут же их уничтожать - это денег стоит. Срок жизни спутников составляет не менее восьми лет, работают они безупречно", - поясняет он. Ямбуренко с гордостью рассказывает, что в компании работает 160 человек, в то время как в "большом" Globalstar осталось всего 125 служащих.

Причина популярности спутниковых телефонов в России очевидна. "Это гигантские территории, на которых нет и скорее всего никогда не будет не только сотовой, но и обычной фиксированной телефонной связи", - говорит аналитик по телекоммуникациям "Ренессанс Капитала" Андрей Брагинский. Основные российские потребители услуг спутниковой связи - сотрудники нефтяных, газовых и геолого-разведочных компаний. Этот рынок охвачен еще не полностью, так что в начале 2002 г. к его разделу подключатся еще две компании - арабская Thuraya и восставшая из пепла ICO. Представителем первой стала российская компания "ТМ САТ", вторая учредила компанию ICO-R. В нее, кроме ICO Global Communications (35% ), вошли "ВымпелКом" (50% ) и "Морсвязьспутник" (15% ).

Обе упомянутые компании строят в партнерстве с ГП "Космическая связь" (ГПКС) наземные станции сопряжения в подмосковной Дубне. Генеральный директор "ТМ САТ" Николай Прохоров заявил, что его компания создает центр сопряжения на собственные деньги - акционеры уверены в успехе предприятия. По данным источника в ГПКС, стоимость проекта превышает $10 млн. В Минсвязи корреспонденту "Ведомостей" удалось получить неофициальное подтверждение, что оба новых оператора скорее всего получат лицензии. Многие дилеры спутниковых и сотовых компаний уже рекламируют Thuraya своим клиентам.