Николай
Ульянов

заместитель председателя правления
Россельхозбанка
© ComNews
01.09.2022

Последние месяцы стали сложными для банков, особенно для их ИТ-подразделений. Уход западных вендоров ПО, неуверенность населения в завтрашнем дне и другие проблемы потребовали от руководства и специалистов предприятий банковского сектора решительных действий. Как с вызовами справлялся Россельхозбанк, рассказывает заместитель председателя правления Россельхозбанка Николай Ульянов.

Весна стала настоящим испытанием для банковского сектора России, безусловно, это коснулось и ИТ. С какими сложностями столкнулся "РСХБ-Интех" и как они решались?

Безусловно, банк - это абсолютно цифровое предприятие и все его процессы реализованы в программном обеспечении, а работа с клиентами во всех каналах реализована в цифровой среде. Пожалуй, самым сложным месяцем для отрасли был март. Мы столкнулись практически с идеальным штормом, справились с турбулентностью и устремились к цифровому суверенитету, иностранные поставщики услуг в одностороннем порядке перестали предоставлять сервисы, многократно усилились кибератаки, а клиенты значительно повысили свою активность меняли состав портфелей, переходили из банка в банк или просто проверяли, жив ли их банк.

Наша команда максимально быстро справилась с турбулентностью. Были поставлены три ключевые задачи: бесперебойность работы систем, доступность всех сервисов для клиентов, продолжение развития в условиях новых ограничений.

Нам удалось справиться со всеми из них. Системы банка обеспечивают штатную работу бизнес-подразделений, клиентский сервис не пострадал и полностью доступен, и самое важное - мы продолжаем развиваться, предлагать нашим клиентам новые услуги и продукты.

Стабилизировалась ли обстановка сейчас или вы уже готовитесь к новым вызовам?

Сейчас ситуация в целом стабильна. По ряду направлений удалось быстро найти эффективные отечественные решения, перейти на которые получилось прямо с колес. В ряде случаев мы сумели решить проблемы собственными силами. Новыми вызовами для нас и всей отрасли является необходимость поиска и внедрения новых инфраструктурных решений, которые позволят и далее масштабировать бизнес, исключая при этом зависимость от иностранных поставщиков.

Какие перспективы у ИТ-отрасли в России в целом и в банковском секторе в частности?

ИТ-отрасль находится в довольно сложной ситуации: то, что мы ранее планировали сделать за годы, теперь надо делать за месяцы. Разрыв многих связей с иностранными поставщиками еще больше усложняет эту задачу. Вместе с тем открываются возможности для быстрых и эффективных решений. На рынке формируется огромный спрос, на отечественную разработку, конкуренция за профессионалов возрастет еще сильнее. В прикладной области все, кто смогут, - двинутся своими путями и постараются создать окончательно независимый от внешнего контура технологический ландшафт.

В области инфраструктурных решений самостоятельно продвинуться каждому участнику рынка будет крайне сложно. Здесь важна роль отраслевых центров компетенции по импортозамещению, созданных правительством и Центральным банком в марте и апреле.

Только совместные усилия государства и бизнеса на ключевых направлениях импортозамещения позволят быстро и качественно решить эту задачу. Рынку нужны новые чемпионы, созданные при совместном участии банков и государства, возможно, они достаточно быстро изменят рыночные позиции текущих игроков, пока не сумевших представить универсальные решения. В этом направлении важна поддержка инициатив банков по собственной разработке программного обеспечения в части признания собственных решений отечественными, а это дает ряд преференций на государственном уровне, а также снижение нагрузки на капитал банков при создании и использовании программного обеспечения (нематериальных активов).

Что определяет в современных условиях успешную ИТ-стратегию?

Отдельные ИТ-стратегии сейчас неактуальны. Поскольку банки - это абсолютно цифровые предприятия, ИТ-стратегия может быть только частью общей стратегии цифровой трансформации банка. Общее движение банков в цифру предопределяет требования к ИТ-архитектуре и ландшафту, надежность и скорость изменений.

В текущих условиях наибольшую важность для банка представляет технологическая независимость. Залог успешного развития - это устойчивость, скорость и стабильность основных ИТ-процессов. Именно такой подход заложен в стратегию цифровой трансформации банка, внедрение технологических основ для его реализации уже завершено.

Хотя к ИТ-стратегии напрямую это и не относится, но важнейшей частью успеха является цифровая культура, цифровые компетенции команды банка, причем на всех уровнях, от топ-менеджмента до фронт-офиса. И это не только знание и умение работать с цифровыми решениями, понимание технологических трендов и потребностей клиентов, это и культура принятия решений на основе данных, и делегирование полномочий и ответственности за результат командам.

Когда вокруг все лебеди черные, необходимы спонтанные решения, право на ошибку и быстрый перенос фокусов и ресурсов. Именно при таких условиях успех будет неизбежен!