Мы с тобой одной крови
Коник главный редактор ComNews
Многолетняя дискуссия о том, что эффективнее в индустриальном ИТ-секторе - инсорсинг или аутсорсинг, подошла к концу. Де-факто, ИТ-инсорсеры почти перестали отличаться от коммерческих разработчиков цифровых продуктов. А новая ситуация на российском рынке, с которого в этом году схлынули несколько сотен глобальных ИТ-корпораций, создает еще больше возможностей для партнерства дочерних ИТ-компаний промышленных корпораций и независимых игроков.
Эти тренды выявила панельная дискуссия "Роль корпоративных ИТ-инсорсеров - от интеграторов к отраслевым центрам компетенций" в рамках VIII Федерального форума
На протяжении последнего десятилетия практически все промышленные компании в России, включая нефтегазовые и нефтехимические, обзавелись ИТ-"дочками". Ныне таких структур в РФ - более сотни - среди них "РЖД-Технологии", "РусГидро ИТ сервис", "Интер РАО - ИТ", "Газпром информ", "Газпромнефть - Цифровые решения", "Транснефть-Технологии", "Сибур Диджитал", "Лукойл-Технологии", "ТатИТнефть", "ММК-Информсервис", "Северсталь диджитал", "Россети Цифра", "АЛРОСА Информационные технологии", "Почта Диджитал" и др. На первых порах большинство этих компаний представляли собой корпоративную ИТ-функцию, вынесенную их материнскими структурами, - для прозрачности, раздельного учета, большей гибкости и по иным резонам. Но постепенно такие кэптивные ИТ-компании стали брать на себя поддержку всех информационных систем и ИТ-инфраструктуры головной компании и ее дочерних обществ, затем - их развитие и наконец занялись разработкой цифровых продуктов.
С этого момента эти ИТ-"дочки" невзлюбили коммерческие разработчики программных продуктов, которые увидели в них конкурентов за сладкие корпоративные бюджеты. Наиболее горячие головы из числа независимых создателей готового ПО и кода на заказ даже призывали запретить корпорациям заниматься разработками софта in-house. Однако эти слова напоминали призывы извозчиков запретить автомобили. Цифровая трансформация, которая по нарастающей шла в российских промышленных группах с 2015 года, предполагает дифференциацию с помощью цифровых продуктов, которые промышленники стали активно создавать при помощи внутренних ресурсов.
В дискуссии о том, что эффективнее в ИТ - инсорсинг или аутсорсинг, кэптивные ИТ-компании подчеркнули, что как никто другой знают технологические и бизнес-процессы материнской структуры и к тому же экономят корпоративный бюджет, работая по себестоимости (или с минимальной маржой на уровне 5-10%). Независимые разработчики уверяют, что имеют более широкий кругозор и опыт, так как работают со многими заказчиками из разных отраслей, и высказывают сомнения в рыночности ценообразования у инсорсеров.
Коммерческие ИТ-компании также убеждены, что айтишники в корпорациях занимаются рутинной работой и буквально закисают от зашоренности. В ходе дискуссии на форуме Smart Oil & Gas представители кэптивных ИТ-компаний - "Газпромнефть - Цифровые решения", "Сибур Коннект", "РЖД-Технологии" - в один голос опровергли эти мифы. В частности, они рассказали, что их сотрудники периодически меняют место работы, при этом чаще всего выбирая не аутсорсинговую компанию, а ИТ-"дочку" дугой промышленной группы.
В последнее время кэптивные ИТ-компании одна за другой начали выводить внутренние разработки на открытый рынок - после этого последнее отличие между ними и независимыми разработчикам стерлось. Эти inhouse-продукты связаны с бизнесом материнских корпораций и его спецификой. При этом для многих подобных разработок кэптивные компании привлекают независимых игроков, в том числе создавая с ними совместные предприятия и консорциумы, а также предлагая внести нематериальные активы в состав имущества. И если до 24 февраля 2022 года коммерческие разработчики еще могли ревновать к продуктам, созданным in-house в корпорациях, то после ухода сотен глобальных ИТ-компаний с российского рынка стало очевидно: фронт работ таков, что с лихвой хватит и инсорсерам, и аутсорсерам. Успеха в замещении зарубежных цифровых продуктов (в особенности - индустриальных разработок таких вендоров, как Schlumberger, Honeywell, Emerson, Schneider Electric и многих других) можно достичь только за счет синергии инсорсеров и аутсорсеров. Первые могут положить в общую копилку знание отрасли и умение вести сложные согласования внутри материнских корпораций, а вторые - межкорпоративный и кросс-индустриальный опыт, а также возможности доступа к зарубежным средам разработки и open-source-ресурсам типа GitHub. Все различия и барьеры между ИТ-инсорсерами и аутсорсерами находятся лишь в головах: на деле они - две половины одного целого.