Мария
Бартенева

генеральный директор ООО "Скайфолл Лабс"
© ComNews
28.11.2022

Цифровизация предприятий предполагает перевод в цифровой вид сведений обо всех основных процессах и активах предприятия и управление ими. Но управляемы ли базовые цифровые активы предприятия сами по себе? Есть ли в организации достоверная информация о наличии вычисляемых ресурсов, о стоимости аренды мощностей, о затратах на операционную поддержку тех или иных сервисов?

Долгое время инвестиции в развитие ИКТ-инфраструктуры в России формировались по принципу "больше - лучше", и это во многом отражало реальность. Увеличение размера инвестиций позволяло выбирать лучшие в своем классе решения, как в части аппаратного, так и в части программного обеспечения. А правильный выбор помогали сделать как многочисленные аналитические компании - Gartner, Forrester, так и отечественные консалтинговые компании. Экспоненциальный рост объемов информационных ресурсов от года к году обеспечивал загрузку приобретаемых мощностей, а все более продвинутые инструменты анализа больших данных позволяли уверенно говорить о росте эффективности бизнес-процессов, за счет использования новых ИТ-решений.

Тем не менее очевидно, что наиболее заметный выигрыш от автоматизации компания получает при первоначальной автоматизации. В последующем же получаемый экономический эффект постепенно снижается, увеличение затрат на новые ИКТ-проекты уже не сопровождается соответствующим финансовым результатом. Ситуация может усугубляться еще и из-за роста операционных затрат на поддержку ранее введенных в действие автоматизированных систем и эксплуатируемого аппаратного обеспечения.

В итоге сегодня перед многими ИТ-подразделениями возникла непривычная задача "оптимизации" и "сокращения" затраты на ИКТ-ресурсы и проекты (не отменяющая при этом все более приоритетной задачи импортозамещения и общей цифровизации). Но как решать противоположные по своей сути задачи и не повредить исполнению ключевых бизнес-функций? На помощь могут прийти немного подзабытые программные платформы, обеспечивающие возможность построения и анализа комплексных сервисно-ресурсных моделей, от уровня бизнес-услуг, до уровня фактически имеющихся или арендуемых ИКТ-активов. Рассмотрим детальней, какими свойствами должны обладать подобные программные платформы, с учетом текущего уровня развития технологий. Важными аспектами являются:

  • Настраиваемые механизмы контроля достоверности данных;
  • Поддержка политик / стандартов уровня организации;
  • Гибкая настройка допустимых связей между активами;
  • Механизмы автоматизации планово-предупредительных и иных работ;
  • Надежный и масштабируемый интеграционный слой.

Эти требования учтены нами при проектировании и создании решения SkyV ITAM (запись в реестре отечественного ПО №15451 от 08.11.2022) ООО "Скайфолл Лабс".

1. Контроль достоверности данных

Платформы управления ИТ-активами консолидируют в себе множество информации, как финансовой, так и технической, которые обеспечивают принятие решений по приобретению новых ИТ-активов, по их перемещению или списанию. Поэтому уверенность в том, что сведения в системе корректно отражают реальность, является важным критерием выбора платформы. Рекомендуемый в части хранения информации подход - отказ от хранения избыточных, но недостоверных данных. Широко используемые Базы конфигураций (CMDB) являются обратным примером - в них, как правило, хранится огромное количество потенциально полезных сведений, достоверность которых никак не гарантирована.

Но начиная внедрять ITAM‑платформу как отдельный модуль, лучше не вносить в нее сведения, по которым нет возможности их подтверждения и актуализации или которые не задействованы в процессах управления ИТ-активами. Оптимально иметь возможность оперативно добавлять новые свойства, по мере возникновения потребности в них или реализации интеграций, обеспечивающих возможность их верификации и автоматической актуализации. Таким образом, возможность просто добавлять новые атрибуты (свойства) различным типами ИТ-активов, настраивать их источник, требования к заполнению и обязательность - является важной и удобной функцией систем.

Например, в SkyV ITAM это возможно делать на уровне любого типа ИТ-актива и ИТ-услуги.


К важным сведениям об ИТ-активе стоит отнести:

  • Технические характеристики - набор базовых технических данных, определяющих соответствие ИТ-актива техническим политикам организации (страна происхождения, платформа реализации и др.),
  • Здоровье ИТ-актива - набор сводных показателей, определяющих возможность и сроки его дальнейшей продуктивной эксплуатации (степень износа, % утилизации);
  • Материально ответственный за ИТ-актив;
  • Связи с договорами на приобретение / сервисное обслуживание;
  • Связи с другими ИТ-активами.

Для каждой категории сведений об ИТ-активе необходимо описать, как они будут верифицироваться до внесения в ITAM-систему. Если сведения противоречат заданным эвристикам (допустимость типов связей, уникальность атрибутов), то они не должны быть заведены (вместо этого может быть создана автоматическая задача на менеджера, ответственного за данную категорию информации по дополнительной их проверке).


2. Поддержка технических стандартов

Решение вопроса достоверности сведений об ИТ-активе еще не позволяет понять "допустимость" этих сведений. В компаниях регулярно формируются и пересматриваются технические стандарты и политики ИТ, обновляются требования информационной безопасности, возникают шаблоны типовых архитектурных решений. Поэтому важной функцией систем управления ИТ-активами является возможность автоматизированного анализа существующих и планируемых к приобретению ИКТ-активов на соответствие различным стандартам (как уровня предприятия, так и отраслевым или национальным).

Например, в случае принятия решения об отказе от использования сетевого оборудования производства европейских стран, ИТ-служба должна иметь возможность быстрого формирования аналитической записки об общем количестве и остаточной стоимости подобного оборудования, в том числе в разрезе по производителям/моделям/основным характеристикам, об их критичности для бизнеса (допустимость простоя). И уже с учетом данной информации можно сформировать запросы на подбор аналогов иных производителей, оценить сроки и бюджет замены. А явное заведение в ITAM-платформе таких ограничений по производителям сможет автоматически останавливать новые запросы на приобретение оборудования недопустимых производителей или несоответствующих иным обязательным требованиям (по моделям, операционным системам, сроку эксплуатации и др.).

3. Гибкая настройка связей

Часто предполагается, что связи - это про управление конфигурациями, а управление ИТ-активами - это про финансы и затраты, но в действительности именно связи между ИКТ-активами являются основой для управления ими. Чтобы принять решение о необходимости наращивания физических вычислительных мощностей виртуального кластера, надо обладать достаточно полными сведениями, какие ИТ-сервисы он обеспечивает, какое прикладное и системное ПО на нем установлено и какие сервисные обязательства на него распространяются - вся эта информация может быть представлена в виде связей различного типа и иногда с дополнительными свойствами.

В платформе SkyV ITAM большое внимание уделено именно связям (отношениям) между основными сущностями. У пользователя есть возможность самостоятельно добавлять новые типы связей и настраивать для них ограничения.

Возможные свойства типа отношений:

  • Ограничения на объекты-участники;
  • Направленность;
  • Атрибуты типа отношения (например, % распределения затрат);

Свойства экземпляров отношений:

- Тип отношения

- Дата возникновения / изменения;

- Объекты-участники (экземпляры);

- История изменений.

Пример визуализации сервисно-ресурсной модели в SkyV ITAM:


Механизм связей может быть использован для различных задач

Пример 1: Лицензии ПО "Решение 1"

Остаток свободных лицензий ПО = Общее количество лицензий - Используемое количество лицензий, где

- Общее количество лицензий - количество всех активов, типа лицензия, связанных с активом типа программный продукт "Решение 1" действующей связью типа "лицензирует".

- Используемое количество лицензий - количество связей лицензий из Общего количества с активами типа Инсталляция ПО действующей связью типа "установлен".

Пример 2: Затраты на поддержку Услуги "Услуга 1"

- Сумма затрат, отнесенных на активы, связанные с Услугой 1, связью категории "затраты" + Сумма затрат, непосредственно отнесенных на услугу "Услуга 1" через задачи (по выбранным статьям расходов).

- Сумма расходов, отнесенных на актив "Актив 1" = Сумма расходов, отнесенных на актив через задачи + Сумма расходов, отнесенных на активы, связанные с активом "Актив 1", связью категории "затраты" (по выбранным статьям расходов).

4. Механизмы автоматизации планово-предупредительных и иных работ

Многие категории ИКТ-активов являются "управляемыми" автоматически - то есть ITAM система может, с минимальным участием администраторов в части первичной настройки, инициировать задачи по реконфигурированию ИКТ-инфраструктуры, выделению новых мощностей, откату на предыдущие версии прошивок. Современные платформы управления ИТ-активами должны поддерживать взаимодействие с различными адаптерами, обеспечивающими автоматизацию задач. В SkyV ITAM поддерживается возможность настройки подобных действий через реализованные типовые задачи Camunda, которые обеспечивают запуск внешних сценариев автоматизации (puppet-плагины / скрипты (playbooks) Ansible и др. ).

Подводя итог, что же должно быть в современной платформе автоматизации управления ИТ-активами? Помимо понятных тезисов про технологический суверенитет, масштабируемость и максимальную автоматизацию рутинных действий, на мой взгляд, важным является поддержка на уровне встроенной модели данных следующих сущностей:

  • Актив, Услуга, Договор, Отношение;
  • Технические стандарты и шаблоны сервисно-ресурсных моделей;
  • Распределение затрат и доходов по настраиваемым алгоритмам;
  • Центры финансовой ответственности;
  • Исполняемые задачи по типам / категориям ИКТ-активов (для автоматического запуска).