Вла­димир
Ше­лихов

зас­лу­жен­ный ра­бот­ник свя­зи РФ, дей­стви­тель­ный го­сударс­твен­ный со­вет­ник Рос­сий­ской Фе­дера­ции II клас­са
© ComNews
15.12.2022

В июле 2022 года АО "Почта России" опубликовало на корпоративном сайте отчет об итогах деятельности в 2021 году. Не буду делать анализ всего годового отчета - это тема отдельной статьи. Затрону только одну составляющую - сеть почтовой связи АО "Почта России", а конкретнее - судьбу отделений почтовой связи.

Для начала вспомним нормативные правовые акты, регулирующие эту область деятельности АО "Почта России".

В соответствии со статьей 17 федерального закона от 29 июня 2018 г. №171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правительство РФ утвердило Правила территориального распределения отделений почтовой связи АО "Почта России" (постановление от 15 сентября 2020 г. №1429), а Минцифры России утвердило нормативы размещения отделений почтовой связи и других объектов почтовой связи АО "Почта России" (приказ от 20 октября 2020 г. №538) Указанные правила и нормативы предназначены для использования "Почтой России" при планировании сети почтовой связи в целях обеспечения беспрепятственного доступа всех заинтересованных лиц к ее услугам.

Учитывая имеющиеся недоработки, противоречия и ущербность указанных правил и нормативов, я уже тогда высказывал опасения, что у АО "Почта России" появляется право, работая по новым нормативам, провести через несколько лет весьма основательную "оптимизацию" сети отделений почтовой связи (ОПС), сократив их количество в два раза и более.

Прошел один год с момента принятия нормативов, и после выхода отчета за 2021 год появилась возможность дать оценку последствий новых НПА. Рассмотрим таблицу.

Таблица

2020

2021

-/+

ОПС

41 376

37 345

-4 031

ПОПС

477

451

-26

ППС

554

428

-126

УКД

253

254

+1

ОПС - отделение почтовой связи

ПОПС - передвижное ОПС

ППС - пункт почтовой связи

УКД - участок курьерской доставки

Картина, которую мы видим, весьма удручающая. Происходит сокращение сети почтовой связи. Количество ОПС снизилось более чем на 4000, еще на 152 объекта уменьшилось количество передвижных ОПС, предназначенных для замены стационарных ОПС, и ППС, предназначенных для организации там, где создание ОПС нерентабельно. Возник новый тип объектов - участки курьерской доставки, но эти участки образуют сеть по пересылке отправлений экспресс-почты и к оказанию универсальных услуг почтовой связи отношения не имеют. Получается, что опасения, высказанные в декабре 2020 года, в июле 2022-го получили подтверждение.

Вынужден напомнить, что на парламентских слушаниях 2017 года в Государственной Думе РФ перед первым чтением проекта федерального закона №171-ФЗ, когда тогдашние руководители Минкомсвязи России (министр Никифоров Н.А.) и ФГУП "Почта России" (генеральный директор Подгузов Н.Р.) клятвенно уверяли депутатов, что после акционирования предприятия никакого сокращения сети почтовой связи не будет.

Необходимо также напомнить, как в лихие 90-е годы руководящий состав Минсвязи России и региональных управлений федеральной почтовой связи бережно относились к имевшейся сети ОПС. Ликвидировались только те ОПС, которые находились в упраздняемых населенных пунктах, и те, которые были безнадежно убыточными, но такое сокращение проводилось только по согласованию с местными органами власти и только при условии передачи их функций в передвижные ОПС. Как одно из достижений почтовиков того времени приводилось то, что в период различного рода кризисов в стране сеть ОПС удалось сохранить, в отличие от того же Сбербанка, который, акционировавшись, сократил сеть отделений в два раза.

В этом вопросе есть еще один интересный момент. В соответствии со статьей 17 уже упомянутого 171-ФЗ от 29 июня 2018 года ликвидация ОПС осуществляется на основании решения совета директоров АО "Почта России" и по согласованию с Минцифры России. Так вот, за 2020-2021 годы я не нашел ни одного решения совета директоров АО "Почта России" по ликвидации ОПС и, соответственно, ни одного согласования Минцифры России.

Очень хотелось бы знать, читали ли специально обученные специалисты Минцифры России годовой отчет АО "Почта России" за 2021 год, проводился ли анализ приведенных в этом отчете показателей, давались ли какие-либо оценки достигнутым (или недостигнутым) показателям или контрольным цифрам? Если такая работа проведена - то какие меры приняты, а если нет - то почему она не проводится? Ведь насколько я знаю, в полномочия Минцифры России входит осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи.

Надо признать, что специалисты АО "Почта России", готовившие отчет за 2021 год, оставили для себя отдушину в виде сноски к диаграмме "Количество отделений и пунктов почтовой связи" (стр. 21 отчета), в которой указывается - "функционирующих на 10.01.2022". Как бы подразумевалось, что ОПС, ПОПС и ППС могут не функционировать, но их не ликвидировали. Здесь у АО "Почта России" может возникнуть соблазн сослаться на поручение президента Российской Федерации от декабря 2021 года о проведении ремонта 25 160 ОПС в сельской местности в 2022-2025 годах. Однако в планах "Почты России" на 2022 год о реализации этого поручения не сказано. А на мой взгляд, разница между нефункционирующим и ликвидированным ОПС отсутствует - если ОПС не работает, то услуги почтовой связи не оказываются.

Если ликвидация ОПС будет продолжаться такими темпами, то становится грустно - видимо, АО "Почта России" пошло по пути ПАО "Сбербанк России" и настроено на ликвидацию значительного количества ОПС в целях повышения собственной рентабельности за счет клиентов. Вот тебе и беспрепятственный доступ всех заинтересованных лиц к услугам, оказываемым обществом, - бегай теперь в поисках ОПС.