Александр
Поляков

профессор Российского университета транспорта и ВШЭ, соучредитель группы компаний "Четыре кита"
© ComNews
12.01.2023

Профессор Российского университета транспорта (МИИТ) и ВШЭ, соучредитель группы компаний "Четыре кита" Александр Поляков - об опыте цифровизации транспортной инфраструктуры российских городов.

Александр Сергеевич, сегодня цифровизация транспортной отрасли - одна из самых обсуждаемых тем. Расскажите, что же "под капотом" у интеллектуальной транспортной системы?

Как и у разных автомобилей, в разных регионах "под капотом" разные двигатели.

Где-то это базовые системы автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), которые внедряют уже более 50 лет, где-то современные платформы, которые тоже отличаются по уровню оснащения… Наиболее развитыми являются единые платформы, объединяющие все существующие в регионе подсистемы в одну и позволяющие осуществлять не только мониторинг, но и управление, используя единый центр как "руль".

С чего начиналась ИТС в России и какого уровня достигла сейчас?

В Советском Союзе за внедрение и развитие современных систем в сфере организации дорожного движения отвечали региональные СМЭУ ГАИ - организации, занимающиеся внедрением и эксплуатацией технических средств регулирования дорожного движения. В дальнейшем их объединили в ГОССМЭП МВД России.

Активное развитие в Российской Федерации началось в 2020 году с утверждения профильной федеральной программы.

При появлении финансирования и правил развития ИТС регионы активно включились в проект. Определены те, кто смог доказать, что понимают, что такое ИТС и как ее развивать. Во-первых, это позволило получить финансирование действительно тем, кто знал, что нужно делать, а во-вторых, создало для других стимул эти знания получить.

В итоге сейчас в регионах нет руководителей, которые не знали бы, что такое ИТС, и появляются специалисты, глубоко разбирающиеся в предмете. Соответственно, мы имеем не только экстенсивное, но и качественное развитие ИТС в стране.

Как определяется объем необходимых мероприятий и финансирования? В разных городах, наверное, будут разные условия и разные ИТС?

Действительно, объем финансирования отличается, но он определен изначально. Конечно, при оценке внедрения правильнее было бы учитывать больше особенностей каждого региона, однако определенный единый порядок внедрения позволяет говорить, что все участники программы подойдут к схожему результату, хотя и в разное время.

ИТС в России такие же, как на Западе?

Базовые подсистемы развивались еще во времена СССР, причем многие из элементов скопированы западными странами и используются по сей день.

В Российской Федерации сначала использовалось большое количество иностранных программ и оборудования, но в последнее время, в том числе учитывая изменения в законодательстве, все чаще мы видим переход на отечественные продукты. При этом наши решения на шаг впереди зарубежных аналогов. Это связано с более качественным развитием у нас отдельных подсистем, таких как Региональная навигационно-информационная система (РНИС), фотовидеофиксация, автоматические комплексы весогабаритного контроля, и, конечно, с тем, что наша инженерная и математическая школа позволяет взрастить высококлассных специалистов, которые часто предлагают более эффективные решения.

Вы представляете группу компаний "Четыре кита". Расскажите подробнее, какие решения предлагают эти компании?

Наша группа компаний - это предприятия, выпускающие исключительно отечественную продукцию, а для нас отечественное - значит надежное и безопасное.

Речь идет как об аппаратном, так и программном обеспечении, которое включает все компоненты ИТС и востребовано регионами в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные дороги".

Если говорить про устройства - это и светофоры, и детекторы, и контроллеры дорожные и промышленные. Перечень ПО тоже обширный: единая интеграционная платформа, все подсистемы ИТС, АСУДД, есть навигационный модуль и даже единственная на российском рынке программа транспортного макроскопического моделирования "ТрансНет".

При этом мы не просто отечественный производитель, мы имеем соглашения о партнерстве с крупнейшими российскими государственными компаниями - "РосТех", "РусБиТех", "Автоматика", и стараемся использовать полностью отечественную компонентную базу.

Можете на конкретных примерах рассказать о результатах внедрения ИТС?

Конечно. До внедрения мы всегда проводим обследования, поэтому можем достоверно сказать, что даже частичная реализация позволяет получить эффект в 10-15% увеличения средней скорости и пропускной способности, а при развитии системы и увеличении охвата эти эффекты повышаются.

Учитывая, что мы строим комплексные системы, мы также понимаем, что ИТС приводит к улучшению экологии и снижению вредных выбросов на 15-20%, к снижению аварийности, повышению скорости реагирования на инциденты от поломки оборудования до аварий и чрезвычайных ситуаций. И конечно, ИТС - это инструмент для руководителя, позволяющий оперативно получить необходимую достоверную информацию о транспортной системе региона.

Весьма впечатляет, но ведь ситуация такая, что у ИТС есть разные уровни зрелости. Результаты, о которых вы сказали, к какому уровню относятся?

Всего уровней зрелости пять.

В текущей методике внедрения в первом уровне допускается развитие ограниченного количества подсистем, а именно: светофорное регулирование, детектирование транспортных потоков и навигация. Соответственно, эффекты могут оказаться меньше тех, что я привел ранее. При этом внедрение на первом этапе не предполагает полноценного моделирования, что я считаю неверным. Для выделения финансирования необходимо подготовить документы транспортного планирования, но требований к созданию транспортной макромодели на первом этапе нет - получается противоречие.

Мы все наши проекты до реализации на "земле" проверяем с помощью транспортной модели, добиваясь оптимальных параметров, что и позволяет говорить о результате даже на первом этапе. Просто модернизация, как делают некоторые поставщики, скорее всего, вообще не приведет к переменам, заметным водителям, пассажирам и пешеходам.

И разумеется, только качественно настроенное программное обеспечение и регулярно обслуживание оборудования будут приносить положительный результат.

Вы можете привести пример ИТС в конкретном городе, где работала ваша команда?

Программные и аппаратные решения внедрены во многих городах России. Есть благодарности как от органов исполнительной власти городов, регионов, так и от МВД.

В качестве примера можно привести Тульскую агломерацию, которая достигла первого уровня зрелости ИТС быстрее всех регионов, участвующих в национальном проекте "Безопасные и качественные дороги".

В этом случае работу выполняли наши предприятия "Аркона", "Компас" и "ТрансНет".

На сегодняшний день пройдены три этапа по внедрению ИТС. В результате в агломерации создана единая платформа управления транспортной системой, которая объединяет в себе обширный перечень инструментов. Этим может похвастаться далеко не каждый регион.

По сути, здесь создан мощный "мозговой центр", который объединяет множество подсистем для управления дорожно-транспортной инфраструктурой. Если подробно, то на вылетных магистралях Тулы, в Новомосковске, Алексине и Венёве установлено более 400 умных светофоров Smart Light производства ООО "Аркона". Эти светофоры оснащены динамической подсветкой пешеходного перехода, видеокамерами для фиксации транспортных потоков и ситуации на дорогах. Также в светофоры встроены анализаторы загрязнения воздуха и wi-fi-модули.



Помимо светофоров, мы интегрировали 250 камер в систему видеонаблюдения для автоматического мониторинга дорожной ситуации и фиксации отклонений состояния автодороги, разметки, дорожных знаков и других объектов дорожной инфраструктуры.

Плюс были оборудованы четыре умных пешеходных перехода, которые не просто обеспечивают подсветку и считают пешеходов, но могут быть использованы для администрирования нарушений ПДД за счет функции распознавания лиц.


Вся ИТС интегрирована с сервисами "Яндекса" и телеграм-каналом для оперативного информирования жителей. И это далеко не все реализованные меры.

Такой комплексный подход позволил и увеличить пропускную способность дорог и снизить количество ДТП в регионе.

Очевидно, в скором времени многие крупные города отчитаются о результатах по внедрению ИТС, а что же с малыми городами? Разве для них ИТС в каком-то базовом понимании неактуальна?

Транспортная модель и АСУДД нужны почти каждому городу.

Для понимания - в России более 1100 городов, из которых порядка 60 - это крупные города с населением свыше 300 тысяч жителей. Для остальных просто нецелесообразно покупать дорогостоящее ПО и аппаратную часть, тратить средства на содержание штата, который будет заниматься внедрением и обслуживанием систем. При этом очевидно, что, например, моделирование поможет ответить на вопросы "А что, если при ремонте здесь перекрыть дорогу на месяц?", "На каком маршруте нужно увеличить количество автобусов?", "А что, если здесь построить жилой дом?". Отсутствие этих ответов сильно уменьшает шансы города на экономическое развитие, на его инвестиционную привлекательность.

Зная ситуацию и проблемы городов, которым недоступно федеральное финансирование, мы предлагаем сервисные контракты. Например, создание и поддержание в актуальном виде базовой транспортной модели для малых городов за 100 тысяч рублей в месяц. Для города это позволит иметь рабочий инструмент и использовать наших высококлассных специалистов. Или АСУДД. Она тоже возможна в рамках поставки по сервисному контракту. Предложение беспрецедентное и выгодное, ведь в городе с населением 100 тысяч человек стоимость одного решения будет равна одному рублю на одного жителя города в месяц.

Другими словами, мы открыты для диалога и готовы прорабатывать с каждым городом индивидуальные модели сотрудничества.